Вы знаете:
• На уроках физкультуры из своего, пусть и небольшого, жизненного опыта вы знаете, в чём особенности лыжной прогулки.
Вы узнаете:
• Как готовится лыжный поход. В чём особенности снаряжения, организации движения лыжников. Каким должен быть рацион туристов.
Лыжные походы требуют тщательной и продуманной подготовки, прежде всего снаряжения.
Костровое имущество включает варочную посуду (котелки или вёдра), тросик с крючьями, который крепят к деревьям, и металлическую сетку, на которой разводят костёр.
Одежда туриста-лыжника должна защитить от мороза и ветра, в то же время быть достаточно свободной, чтобы не мешать движениям.
Свитер лыжника должен иметь плотную вязку или текстуру. Высокий ворот свитера обязателен для создания теплоизоляции. Рубашка нужна из шерстяного трикотажа, который хорошо впитывает пот.
Для защиты от ветра лыжник надевает поверх остальной одежды штормовой костюм, который состоит из куртки с капюшоном и брюк. Для защиты от мороза на голову лыжник надевает шерстяную шапочку или подшлемник. Рукавицы лыжник подбирает плотные и одновременно свободные. Обувь лыжника не должна впитывать большого количества влаги, а стелька — обязательно быть войлочной. Лыжную обувь не сушат. Сушат только стельки.
Лыжи для передвижения туристов на пересечённой местности должны быть широкими, крепкими, надёжными, нетяжёлыми. Лыжи для похода нужно выбирать короче беговых.
Организация движения зависит от рельефа местности, погодных условий, физической подготовленности туристов.
Группа новичков двигается со скоростью в среднем 3 км/ч, т. е. за день она может пройти 15-18 км. Суточное ходовое время не должно превышать 7 ч. Оптимальный интервал между туристами в хорошую погоду — 8-10 м. При ограниченной видимости (несильный снег) он не должен превышать 4 м. На спусках интервал увеличивается до 25 м.
• Руководитель похода для поддержания оптимального темпа движения определяет порядок следования членов группы друг за другом.
• Первым идёт и прокладывает лыжню физически сильный и подготовленный турист, сразу за ним — руководитель группы, далее — все остальные.
• Последним замыкает колонну также физически сильный и опытный турист, который несёт ремонтный набор. В функции замыкающего входит помощь отстающим лыжникам, в обязательном порядке он голосом сообщает руководителю обо всех заминках на лыжне. После замыкающего не должен передвигаться ни один член группы.
В рацион лыжников входят высококалорийные продукты, которые имеют в своём составе белки, жиры, углеводы, а также витамины. На маршруте лыжники не пьют воду, жидкость желательно употреблять во время приёма пищи (чай, кофе, в составе первого блюда).
Для утоления жажды иногда так хочется взять в рот кусочек льда и пососать его. Делать этого ни в коем случае нельзя.
Организм в лыжных переходах теряет много соли. Чтобы возместить эту потерю, перед выходом на маршрут съешьте кусочек хлеба, посыпанного солью.
В непогоду при сильном ветре и затяжной метели лыжникам на маршрут выходить нельзя. По распоряжению руководителя группа пережидает непогоду в защищённом месте.
При сильном понижении температуры у кого-то из членов группы могут появиться признаки отморожения. К этому нужно отнестись серьёзно и сразу сообщить о них руководителю группы или замыкающему. Своевременно принятые меры по профилактике начинающегося отморожения могут предупредить серьёзное заболевание.
Возможность отморожения резко увеличивается при общей усталости.
Проверяем знания
1. Объясните своими словами, почему лыжные походы требуют тщательной и продуманной подготовки. Аргументируйте свой ответ.
2. Составьте список лыжного снаряжения. Перечислите и объясните назначение каждого предмета.
3. Как организуется движение лыжников? Кто отвечает за правильную организацию движения?
4. В чём особенности рациона туриста-лыжника?
5. Какова основная опасность для туриста-лыжника? Как можно её избежать?
Проводим исследования
1. Внимательно перечитайте правила организации лыжного похода и правила поведения туристов-лыжников. Составьте таблицу: в левой колонке опишите правила, в правой — риски, которые возможны при несоблюдении этих правил.
2. Какие правила, на ваш взгляд, можно назвать главными? Обоснуйте свою точку зрения.
Работаем с источниками
1. Проанализируйте правила поведения в лыжном походе. Сформулируйте три правила, которые не названы в параграфе, но могут пригодиться.
2. Составьте список вещей, которые вы положите в рюкзак, собираясь в лыжный поход. Расположите их по степени важности.
После уроков
Вместе с одноклассниками подготовьте небольшой рассказ «Как мы ходили в лыжный поход», сделав акцент на правилах, описанных в параграфе. Соблюдались они или нет? Сделайте выводы.