План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Тема 17
Водные походы. Способы и средства самопомощи и взаимопомощи в водных походах



Вы знаете:

• Каковы правила поведения на воде, с которыми вы знакомились в начальной школе и в 5 классе.

Вы узнаете:

• В чём сложность водного туризма, каким требованиям должно отвечать водное снаряжение и как передвигаться по воде.


Водный туризм считается одним из наиболее трудоёмких, опасных и технически сложных видов туризма.

Плавучее средство должно обладать прочностью и достаточной грузоподъёмностью, хорошей плавучестью и ходкостью, устойчивостью на выбранном курсе.

В водном туризме широко распространены различные виды лёгких гребных судов: байдарки, катамараны и надувные лодки. Большинство туристов вашего возраста совершают свой первый поход на байдарке, так как эта гребная лодка наиболее подходит для приобретения начальных навыков управления судном, в том числе чтобы справляться с встретившимися препятствиями.

Если байдарка не новая, то для ремонта, который может потребоваться в пути, группа должна взять с собой ножовку по дереву, отвёртки, пассатижи, деревянный молоток, гвозди, шурупы, топор, точильный брусок, резиновый бинт, резиновый клей (последние два предмета пригодятся, если вы отправляетесь в поход на сборной байдарке, корпус которой состоит из прорезиненной ткани).

Погрузку вещей в лодку начинают, когда она уже стоит на водной поверхности. Носовая часть отводится под большую часть поклажи. Продукты лучше хранить в ящиках. Изнутри вдоль бортов размещают костровое и спальное имущество, а также палатку. В задней половине лодки размещаются члены команды.

Посадку и высадку делают в тех местах, где глубина меньше чем по колено.

Во время посадки туристы должны не запрыгивать в лодку, а осторожно входить на судно с кормы и сразу занимать сидячие места. Спасательные круги находятся на носовой палубе (на байдарке) или на полубаке (в лодке). Спасательные жилеты туристы ещё на берегу приводят в рабочее состояние и надевают на себя.

Каждый член группы должен запастись спичками в упаковке, недоступной для влаги.

Личные документы и деньги каждый участник похода упаковывает в непромокаемый пакет, который должен быть всегда с туристом (лучше всего на шнурке повесить на шею).

На стоянках байдарки разгружают, переносят на ровную площадку и укладывают днищем вверх на таком месте, которое было бы в отдалении от костра и легко просматривалось из лагеря.

Общий распорядок ходового дня руководитель водного похода устанавливает в зависимости от времени года и климатических особенностей региона.



Правила

Ходовой день начинается не позднее чем через 1,5 ч после подъёма.

С дневной стоянки отплывают обычно в 15-16 ч, когда спадёт жара.

На ночлег выходят на берег примерно за 1 ч до того времени, когда солнце уйдёт за горизонт. Это необходимо для того, чтобы поставить палатки и приготовить ужин в светлое время дня.



Когда ваше судно передвигается по водной поверхности, оно должно поддерживать голосовую и зрительную связь с другими судами.

Громкий крик при плавании означает известный всем сигнал, что судно попало в аварию. В других случаях громкий крик не допускается и может дезориентировать.

Если с судном случилась авария, её ликвидацией командует руководитель водного похода. Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с авариями.

Ваше судно перевернулось на свободной волне. Если это случилось на неглубоком месте, то туристы должны как можно быстрее поставить лодку на киль, достать из воды затонувшие вещи и организовать их просушку. Если судно перевернулось на глубоком месте, то вся группа должна принять участие в отгонке пострадавшего судна вручную или на буксире к мелководью.

В вашем судне образовалась пробоина. В этой ситуации пробоину затыкают различным подручным материалом и подводят лодку к берегу.

Если судну не даёт проплыть подводное препятствие (свая или камень). Сохраняя прямое положение судна, его необходимо попробовать столкнуть назад или вбок. Если же судно вошло в глубокий крен, то одному из туристов нужно прыгнуть за борт, противоположный крену, чтобы судно выровнялось на водной поверхности.

Один из туристов тонет. Лодка подплывает к тонущему. Один из туристов ложится на корму или нос лодки и зацепляется ногами за скамейку. Он помогает тонущему забраться в спасательное судно. С борта тонущего не поднимают, так как при такой ситуации существует серьёзная опасность переворачивания лодки. С байдарки члены группы подают спасательный круг, весло для буксировки и вытаскивают потерпевшего до мелководья.



Проверяем знания

1. Какими качествами должно обладать плавучее средство? Подготовьте плакат с изображением и краткими характеристиками плавучих средств.

2. Как должен располагаться груз на плавучем средстве? Почему? Обоснуйте свой ответ.

3. Что такое общий распорядок ходового дня? Опишите его.

4. Какие аварии могут произойти во время похода? Как выходить из аварийной ситуации?

5. Из чего состоит ремкомплект, который нужно взять в водный поход? Для чего он нужен?

6. Почему нельзя кричать на воде?

Проводим исследования

1. Представьте, что вы руководитель водного похода. С чего вы начнёте подготовку к походу? Составьте план.

2. Сравните содержимое рюкзака туриста, собирающегося в водный поход, и рюкзака пешего туриста. Что общего и в чём различия?

Работаем с источниками

1. Внимательно перечитайте текст параграфа. Составьте памятку о том, какие действия необходимо предпринимать в случае аварии.

2. Как вы думаете, какие ещё аварии могут подстерегать туристов на воде? Поработайте с Интернетом, расспросите туристов.

Опишите возможные аварии и способы их предотвращения.

После уроков

Разделитесь на группы. Каждая готовит презентацию об определённом виде аварии и способах её ликвидации. Обсудите все презентации и объедините в одну блок-памятку для туристов. Обратите внимание на возможность не допустить вероятную аварию.




РЕЗЮМЕ

Чтобы туристский поход любого вида (пешего, лыжного, горного, водного) под руководством опытного руководителя прошёл успешно, при его подготовке учитываются климатические особенности региона, в котором проложен маршрут, тщательно подготавливается снаряжение и подбирается состав группы.

Во время похода очень многое зависит от организации и распределения обязанностей среди участников похода, чёткого выполнения правил взаимопомощи в различных ситуациях, в том числе аварийных.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие правила безопасности можно считать общими для всех видов туристских походов? Каковы риски несоблюдения этих правил? Обоснуйте свой ответ.

2. Проанализируйте содержание главы и разработайте краткий словарик терминов туриста.

3. В каждом параграфе выберите текст, касающийся техники передвижения. Есть ли общее в технике передвижения? Проиллюстрируйте.

4. Разработайте рацион туриста для каждого вида туристского похода.

5. Разделитесь на две группы и организуйте взаимоконтроль: каждая группа составляет вопросы для повторения и проводит опрос другой группы. Затем группы меняются ролями. Ответы анализируются с точки зрения того, насколько хорошо усвоен материал.





Наверх