План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 19
Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде



Вы знаете:

• Из средств массовой информации вы знаете, что многие исследователи, путешественники, решая поставленные задачи, долгое время находятся в состоянии изоляции.

Вы узнаете:

• Что такое вынужденная автономия, в каких случаях люди добровольно переходят на самостоятельное существование в природе.


Автономное существование в природе имеет две разновидности — добровольное и вынужденное.

При добровольной автономии один человек или группа людей вполне осознанно и добровольно, составив предварительный план, переходят на добровольное существование в безлюдном месте дикой природы.

К вынужденной автономии человека или группу людей принуждают обстоятельства (например, если они заблудились в глухой тайге). Им приходится без нужных средств строить себе жильё, добывать пищу и воду.

Для того чтобы выжить в условиях автономного существования, человек должен обладать многими духовными и физическими качествами, о которых мы говорили в предыдущем параграфе.

Запомните! При добровольной автономии все действия участников группы направлены на выполнение поставленных целей, а при вынужденной автономии люди борются за возвращение в человеческое общество.


ДОБРОВОЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ


Поставленные цели при существовании в условиях добровольной автономии могут быть разными: туристский поход, обучение начинающих туристов навыкам туризма, изыскания геологической партии и др. Добровольная автономия человека в природе всегда предполагает изучение климатических особенностей на выбранном маршруте, определение перечня снаряжения, серьёзную физическую и психологическую подготовку к сложностям. Самым известным видом добровольной автономии является активный туризм, когда туристы не пользуются в походе никаким транспортом. Им приходится переносить довольно объёмный груз на себе.

Основные задачи активного туризма — отдых в природных условиях, укрепление здоровья, получение спортивных навыков и опыта туристской деятельности.

Целеустремлённость и несгибаемость отважных путешественников, шедших к выбранному рубежу с исследовательскими и спортивными целями и добившихся выдающихся результатов, всегда будет вызывать искреннее уважение современников и будущих поколений.



Это интересно

Французский врач Ален Бомбар (1924-2005) переплыл Атлантический океан в 1952 г. на надувной лодке без запасов воды и пищи. Он хотел доказать экспериментальным путём, что потерпевшие кораблекрушение могут выжить, даже находясь долгое время на небольших водных средствах в открытом море. Парусная надувная лодка «Еретик» Бомбара выплыла с Канарских островов и за 65 суток доплыла до острова Барбадос (расположен в Кариб- ском море, недалеко от континента Южная Америка). В ходе путешествия французский исследователь выживал с помощью рыболовства, используя рыбу как пищу и как источник пресной воды. С помощью самодельной соковыжималки он выделял из пойманной рыбы сок и использовал его как пресную воду. Пил он также и дождевую воду, которую собирал во время изнуряющих ливней. В небольших количествах он употреблял и морскую воду, чем доказал научному миру, что в умеренных дозах солёную воду океана всё же можно употреблять, чередуя её с пресной.

В мемуарах о своём уникальном достижении Бомбар написал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».

Наш современник, известный российский путешественник Фёдор Конюхов (р. 1951) совершил более 50 уникальных экспедиций и восхождений на самые известные горные вершины. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический (три раза), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин и 33-й человек в мире, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента. Некоторые экспедиции Конюхова

2013 г. (апрель—май). Совместно с Виктором Симоновым (Республика Карелия, Петрозаводск) пересёк Северный Ледовитый океан на собачьей упряжке по маршруту; Северный полюс — Канада (остров Уорт Хант). Старт 6 апреля, финиш 20 мая 2013 г. 2013-2014 гг. (декабрь—май). Совершил Тихоокеанский переход на весельной лодке от континента до континента без заходов в порты, без посторонней помощи за рекордное время — 160 дней по маршруту Чили — Австралия, преодолел 9400 морских миль (17408 км).

2016 г. (июль). Совершил одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «МОРТОН». Даты полёта: 12-23 июля. Самый быстрый кругосветный полёт для аэростатов любого типа: 11 дней 4 ч и 20 мин или 268 ч и 20 мин. Абсолютный мировой рекорд. Фёдор Конюхов также первый и единственный человек в мире, кто смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях (с востока на запад и с запада на восток).

Источник: официальный сайт Фёдора Конюхова



ВЫНУЖДЕННАЯ АВТОНОМИЯ


Человек, попавший в ситуацию вынужденной автономии, должен решить: выбрать направление движения и отправиться на поиски людей или, оставаясь на месте, ожидать помощи спасателей. Если вы решили выходить к людям, необходимо правильно рассчитать свои силы. По пути могут встретиться препятствия, о которых вы и не подозревали. В таких случаях не следует торопиться, нужно подумать и найти наиболее эффективный вариант их преодоления. Не впадайте в панику, если ваши активные действия не приводят к продолжению вашего передвижения. Даже небольшое сомнение в успешном решении проблемы может привести к отчаянию.

Вспомните, что писал французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850): «Усомниться — значит утратить силу».



Это интересно

Как упорно бороться за жизнь при вынужденной автономии в природе, поведал в своём знаменитом рассказе «Любовь к жизни» американский писатель Джек Лондон (1876-1916).

Золотоискателю из безлюдных мест нужно добраться до пристани на реке, по которой он приплыл. Он подвернул ногу и с трудом может передвигаться. Товарищ счёл его обузой и ушёл один. Съестное и патроны у героя рассказа кончились, и он питается мелкими рыбёшками и подножным кормом типа болотных ягод. Но у него есть спички — он может обогреться и кипятить на костре воду. Вступают в свои права климатические факторы — ползут тучи, идёт нескончаемый холодный дождь, который сменяется снегом. Небо затягивается серой пеленой. По солнцу ориентироваться нет возможности.

В результате герой рассказа промахивается мимо конечного пункта своего маршрута и не находит тайника с припрятанной едой, патронами, рыболовными снастями. После долгих блужданий выходит к другой реке, впадающей в океан, и видит на большом расстоянии, как на морских волнах качается промысловый корабль. Дойти до новой цели — задача для измождённого человека с больной ногой практически невыполнимая. Но герой железным усилием воли заставляет себя двигаться вперёд.

Последние мили к океанскому берегу он уже не может преодолеть на двух ногах и вынужден ползти на четвереньках, преследуемый больным волком, который ждёт его смерти, чтобы утолить свой голод. Притворившись умирающим, герой рассказа дожидается, когда волк вонзит зубы в его плоть, и в этот момент после жестокой борьбы сам убивает хищника. Золотоискателю удаётся доползти до берега, и его замечают с китобойного судна. Любовь к жизни побеждает — его спасают моряки, выхаживают, и он остаётся жить!




Проверяем знания

1. Предложите своё определение добровольной и вынужденной автономии. Обоснуйте своё мнение.

2. Какие факторы помогают выжить в добровольной и вынужденной автономии? Какие мешают?

3. Как вы думаете, какие цели может преследовать добровольная автономия?

Проводим исследования

Вы с товарищем пошли в лес за грибами. Увлеклись своим занятием и не заметили, как заблудились. У вас есть полбутылки воды, шоколадка и мобильный телефон, но в лесу нет сигнала мобильной связи. Приближается вечер.

1. Как называется ситуация, в которую вы попали?

2. Предложите план выхода из ситуации. Обсудите в классе.

3. Как вы используете имеющуюся воду, еду и мобильный телефон?

Подготовьте сообщение.

Работаем с источниками

Что вы знаете о путешественниках, о которых рассказывается в параграфе? Найдите в Интернете дополнительную информацию. Подготовьте сообщение-презентацию.

После уроков

Представьте, что вы руководитель туристской группы, которая собирается в автономный поход на несколько дней. На основе изученного материала разработайте план подготовки к походу Какие поручения вы дадите своим одноклассникам, какие обязанности оставите за собой? Обсудите с одноклассниками. Разработайте презентацию.





Наверх