План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 21
Как добыть питьё и пищу в условиях автономии



Вы знаете:

• Какие грибы и ягоды являются съедобными, какие — несъедобными, вы изучали в начальной школе. С некоторыми из ядовитых растений и грибов вы, возможно, уже встречались в повседневной жизни.

Вы узнаете:

• Как обеспечить себя пищей и водой в условиях автономии. Какие правила надо соблюдать, добывая пищу и воду.


Тем, кто попал в условия автономного существования, приходится добывать пищу и воду. На поиски средств жизнедеятельности может уходить много времени, но без обеспечения питанием и водой в природных условиях просто не выжить.


КАК ОТЫСКАТЬ ПИТАНИЕ В ЛЕСУ


С древнейших времён жители России занимаются сбором даров лесной природы: грибов, ягод, орехов. В наших лесах можно отыскать травянистые растения, которые годятся для употребления в пищу даже в сыром виде. Рекомендуется без опаски есть щавель, черемшу, заячью капусту (кислицу). Поддержать свои силы этими растениями какое-то время возможно.

Кроме травянистых растений, в лесах произрастают кустарники и деревья, дающие съедобные плоды: брусника, голубика, земляника, костяника, малина, морошка, смородина, черника, черёмуха, рябина, барбарис, ежевика, жимолость, клубника, клюква, крыжовник, облепиха, кизил, боярышник, калина и др. (см. Приложение). Съедобны также внутренний слой коры молодой берёзы, хвоя молодых веточек лиственницы.

В Приложении вы можете увидеть изображения съедобных грибов, которые можно употреблять в пищу. Это белый гриб, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опёнок осенний, сыроежка, маслёнок, моховик.

При употреблении растительных даров следует быть осторожными. Некоторые растения (вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый — цикута, белена горькая), произрастающие в различных регионах страны, могут вызывать очень тяжёлые отравления и даже приводить к смерти.

Пищевые отравления также вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опёнке, ложной лисичке и др.

От употребления незнакомых растений, ягод, грибов советуем воздержаться.

Знать отличительные признаки ядовитых растений и грибов, произрастающих в вашей местности, должен каждый её житель. С некоторыми из них вы, возможно, уже встречались в повседневной жизни. Изображения наиболее известных ядовитых растений и грибов также можно увидеть в Приложении.

Запомните! Никогда не употребляйте в пищу растения, выделяющие на изломе похожий на молоко сок, подозрительные грибы с резким запахом, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха.


КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ВОДОЙ В ЛЕСУ


Проточную воду из ручьёв, ключей и родников, горных и лесных речек можно пить сырой.

Перед употреблением воду следует очистить от примесей и подвергнуть обеззараживанию.

Для очистки воды можно соорудить простейший фильтр из нескольких слоёв ткани. Также можно использовать пустую консервную банку (не ржавую). В днище банки пробивают 3-4 небольших отверстия, а затем заполняют её песком.

Всем известный и самый надёжный способ обеззараживания сырой воды — это кипячение. Если нет подходящей металлической посуды, можно довести воду до кипения, опустив в берестяной короб с водой с помощью толстых сучьев нагретые в костре камни.



Проверяем знания

1. Составьте таблицу «Можно» — «Нельзя», в которой разместите названия растений, которыми можно или нельзя питаться в лесу.

2. Какую воду можно использовать для питья в условиях автономии?

3. Какие способы очистки воды вы знаете?

Проводим исследования

1. Как вы думаете, что нужно добывать в первую очередь, оказавшись в ситуации автономии, — воду или пищу? Найдите в Интернете информацию, подтверждающую вашу точку зрения. Посоветуйтесь с учителем или другими взрослыми.

2. Сколько времени человек может продержаться без воды, сколько — без пищи? Найдите информацию. Приведите примеры из литературы или средств массовой информации.

Работаем с источниками

1. Какие произведения художественной литературы, описывающие вынужденное автономное существование, вы знаете? Что помогло героям этих произведений выжить?

2. Выше мы говорили о повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». В школьной библиотеке наверняка есть эта книга. Прочитайте её. Найдите описание, чем питался раненый лётчик А. Маресьев, пробираясь к линии фронта. Сравните с содержанием учебника.

После уроков

Вместе со взрослыми изучите растительность вашего региона. Есть ли в округе ядовитые растения? Разработайте красочный плакат и опишите эти растения.





Наверх