План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
6 класс




Урок 3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности


Содержание урока

Ориентирование на местности

Определение своего местонахождения

Определение направления своего движения

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель: Продолжить знакомить учащихся с основным содержанием ориентирования на местности, разобрать различные способы определения сторон горизонта, с методами определения своего местонахождения на местности с помощь местных предметов, компаса и карты. Выработать убеждение в необходимости владения всеми способами ориентирования на местности в целях обеспечения личной безопасности при пребывании в природных условиях.

Ход урока:

I. Вступительная часть

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:
- Почему важно изучать предмет ОБЗР (ОБЖ)?
- Перечислите основные цели курса, ОБЗР (ОБЖ).
- Почему человек должен беречь окружающую его природную среду?
- Почему природа взаимосвязана с человеком?
- Почему в настоящее время стал привлекательный отдых на природе?
- Для чего необходимо уметь ориентироваться на местности?
- Какие основные элементы включает ориентирование на местности?
- Каков порядок определения сторон горизонта по компасу?
- Какие признаки местных предметов помогут определить вам стороны горизонта?
- Как можно определить стороны горизонта по солнцу и часам?

II. Основная часть
- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 1.3, стр. 17-21

Ориентирование на местности предполагает, кроме определения сторон горизонта, определение своего местонахождения относительно окружающих предметов и рельефа, а также выбор нужного направления движения.

В знакомой местности и на знакомом маршруте (вы идете с родителями в лес за грибами, по знакомой дороге, в знакомое место в лесу) местонахождение определяется по известным ориентирам, которые попадаются по дороге: развилке дорог, опушке леса, отдельно стоящему характерному дереву, лесной поляне и т. д. По этим ориентирам вы определяете свое местонахождение и выбираете правильное направление движения. В незнакомой же местности лучше всего ориентироваться по карте. Картой называется уменьшенное изображение значительного участка земной поверхности с учетом ее кривизны, выполненное условными знаками в определенном масштабе. Вы знаете, что масштаб показывает, во сколько раз уменьшено на карте изображение земной поверхности. Для ориентирования на местности в походах наиболее удобны карты масштаба 1-200 000 (1 см = 2 км) и 1:500 000 (1 см = 5 км).

Для определения по карте своего местонахождения прежде всего необходимо сориентировать ее относительно сторон горизонта, т. е. держать так, чтобы верхняя сторона карты была обращена на север. (Все карты вычерчены таким образом, что их верх направлен на север.) При таком положении карты все направления на окружающие местные предметы совпадут с этими же направлениями на карте, а взаимное расположение местных предметов будет соответствовать их обозначениям на карте.

Карту можно ориентировать по компасу, по линиям местности и по направлениям на местные предметы.

При ориентировании карты по компасу его следует положить на боковую сторону карты так, чтобы линия север—юг его шкалы совпадала с направлением север—юг на карте, а нулевое деление шкалы было обращено к северной (верхней) стороне карты. Затем нужно отпустить тормоз стрелки компаса и, когда она остановится, начать поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным концом не совпадет с нулевым делением шкалы. При таком положении карта будет сориентирована.

Для ориентирования карты на местности необходимо использовать какой-нибудь характерный линейный ориентир (прямолинейный участок дороги, просеку в лесу, характерный участок берега реки), который обозначен на карте. Карту необходимо повернуть так, чтобы направление этого линейного ориентира на карте совпало с его направлением на местности. Затем следует проверить, все ли местные предметы, расположенные на местности справа и слева от выбранного ориентира, имеют такое же расположение на карте, что будет свидетельствовать о том, что карта сориентирована правильно.

Для ориентирования карты по направлениям на местные предметы используются два предмета, выбранные вами; местности (дерево, мост и т. п.) и изображенные на карте. Встав у одного из этих местных предметов, необходимо; карту положить карандаш так, чтобы соединить эти оба пред мета; теперь поворачивайте карту до тех пор, пока карандаш не укажет на второй предмет на местности. Карта сориентирована.

Когда карта сориентирована, несложно определить свое местонахождение на карте. Если вы стоите возле какого-то местного предмета, обозначенного на карте условным знаком это и есть место вашего нахождения.

Можно определить свое место на карте по ближайшим местным предметам. Для этого надо опознать эти предметы на местности и на карте, а затем на глаз определить свое место относительно этих предметов. При движении по местности (по дороге, по тропинке) свое местонахождение всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от исходной точки по направление Движения.

После того как вы сориентировали карту и установила свое место на ней, можно определить направление своего движения в намеченный район вашего похода. Направление движения вы можете выбрать или по местным ориентирам (по дороге, по тропинке, вдоль реки, вдоль линии электропередачи), или по азимутам с помощью компаса.

Чтобы выдерживать с помощью компаса намеченное направление движения и точно выйти в назначенное место, необходимо знать магнитный азимут от одного ориентира к другому. (Из курса географии: азимут — это угол между направлением на север и направлением на ориентир; азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.) При прокладке маршрута похода на карте необходимо на всех его этапах определить магнитные азимуты от одного ориентира до другого и записать эти значения на карте или в таблице. Для выдерживания направления движения на местности по расчетным азимутам необходимо выйти в точку начала движения, с которой по карте определен азимут на первый контрольный ориентир, затем с помощью компаса определить магнитный азимут движения.

Для этого нужно отметить на шкале компаса значение, равное заданному (определенному по карте) магнитному азимуту. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец совпал с нулевым делением шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования какой-нибудь удаленный местный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту. На маршруте для более точного выдерживания заданного направления движения выбирают промежуточные ориентиры. Достигнув промежуточного ориентира, операцию определения правления движения повторяют.

III. Закрепление материала:
- Для чего необходимо ориентировать карту на местности?
- Как ориентируется карта с помощью компаса?
- Как можно сориентировать карту по линиям местности и по направлениям на местные предметы?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 1.3, стр. 17-21, вопросы и задания на стр. 21. Потренируйтесь в ориентировании карты по компасу, по солнцу и часам?


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх