План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
6 класс




Урок 4
Подготовка к выходу на природу


Содержание урока

Подготовка к выходу на природу

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Ход урока:

I. Вступительная часть

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:

- Для чего необходимо ориентировать карту на местности?
- Как ориентируется карта с помощью компаса?
- Как можно сориентировать карту по линиям местности и по направлениям на местные предметы?
- Как определить направление своего движения на местности?
- В чем заключается сущность движения по маршруту по азимутам?
- Потренируйтесь в ориентировании карты по компасу, по солнцу и часам?

II. Основная часть
- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 1.4, стр. 21-23, § 1.6, стр. 31-35

I. Подготовка к выходу на природу

Теперь, когда вы знаете, как ориентироваться на местности, определять стороны горизонта разными способами, пользоваться картой, устанавливать свое местонахождение на местности и на карте и выбирать нужное направление движения, необходимо все это закрепить на практике. Наиболее доступным и эффективным способом приобретения умений и навыков безопасного пребывания в природных условиях можно считать подготовку и проведение туристических походов.

Самой распространенной и доступной формой туристских походов являются однодневные походы с родителями или учителем.

Для того чтобы любой выход на природу прошел успешно, к нему необходимо хорошо подготовиться.

Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки к однодневному походу, целью которого будет получение начальных навыков в ориентировании на местности, как одного из элементов в обеспечении безопасности человека в природных условиях.

При подготовке к походу необходимо принять самое активное участие в разработке плана похода совместно с родителями или группой одноклассников под руководством учителя, если в поход идете классом.

При разработке плана необходимо:

• детально обсудить основные цели похода и учебные задачи, которые необходимо будет отработать в походе;
• с учетом этого выбрать район похода и определить маршрут движения, имея в виду привлекательность путешествия и посильность отрабатываемых задач;

Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобиться крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Повороты на маршруте лучше выбирать у характерных, легко распознаваемых ориентиров. (Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км). После этого необходимо произвести расчет движения по маршруту. Расчеты оформляются на карте или в специальной таблице.

Для отработки навыков ориентирования на местности в план однодневного похода можно включить четыре учебных пункта по этапам маршрута: исходная точка маршрута; точка у ориентира № 1; точка у ориентира № 2; конечная точка маршрута.

Учебные задачи можно разделить следующим образом:

1. В исходной точке маршрута отрабатывается ориентирование карты, устанавливают свое местонахождение на местности и на карте, определяют направление движения группы по маршруту.
2. У ориентира № 1 проводится тренировка в определении сторон горизонта по солнцу и часам и по признакам местных предметов и определяется направление дальнейшего движения.
3. На отрезке у ориентира № 2 до конечной точки маршрута отрабатывают определение направление движения и выход в конечную точку маршрута без компаса.
4. В конечном пункте маршрута выполняются бивачные работы (разводится костер, приготовляется пища на костре) и другие туристские работы.
5. На обратном пути закрепляют навыки в ориентировании на местности.

При подготовке к походу его участники собирают необходимое снаряжение для группы в зависимости от учебных задач и условий погоды, продукты питания, одежду по сезону; тренируются в правильной укладке рюкзака: определяют способы выхода в исходную точку маршрута (пешком или на определенных видах транспорта в зависимости от условий проживания).

II. Определение необходимого снаряжения для похода.

Подготовка к выходу на природу для активного отдыха требует не только определения места и цели похода, разработки маршрута и изучения района похода, но и продуманного подбора и подготовки туристского снаряжения. Выбор туристского снаряжения зависит от вида и особенностей похода (пеший, водный, велосипедный, однодневный или многодневный и т. д.), от времени года и погоды.

Все туристское снаряжение можно разделить на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение туриста — это одежда и обувь, спальник и умывальные принадлежности, личная посуда и рюкзак. К групповому снаряжению относятся палатки, варочная посуда, топоры, карты, схемы, компас и другие предметы коллективного пользования. Специальное снаряжение — это предметы и группового, и личного пользования, которые определяются особенностями турпохода: средства передвижения туристов (велосипеды, лодки, лыжи); средства страховки (веревки, спасательные жилеты) и др. Необходимой принадлежностью снаряжения туриста является аптечка первой помощи.

Туристское снаряжение должно отвечать ряду общих требований: быть надежным, прочным, удобным и легким. Вес группового снаряжения в пешем походе не должен превышать 5 кг на одного человека.

В зависимости от погодных условий одежда туристов может быть разной. Так, одежда туриста в летнем походе может состоять из комплекта нижнего белья, брюк из плотной шерстяной или хлопчатобумажной ткани (джинсов), рубашки-ковбойки. На случай жары следует взять шорты, майку и купальный костюм (плавки); на случай непогоды — штормовой костюм и накидку. Головным убором обычно служит шапочка из светлой материи с большим козырьком. В районах, где много комаров или мошкары, понадобится накомарник. Если лето прохладное, то необходим шерстяной свитер. Для холодной погоды необходима легкая вязаная шапочка.

Для горного похода в летнее время в дополнение к перечисленному туристы берут второй свитер, рукавицы из тонкой брезентовой ткани, одну-две пары шерстяных носков. Вместо обычных брюк в горах туристы часто носят специальные спортивные костюмы в сочетании с толстыми шерстяными гетрами. Для защиты от сильного ветра и холода в дополнение к штормовому костюму используют легкую куртку из плотного капрона.

Необходимо отметить, что одежда и обувь туриста для различных видов походов (пеший, водный, велосипедный, лыжный) имеют определенные отличия. Так, в пеший поход туристы надевают легкие ботинки на рифленой подошве, в качестве сменной обуви служат кроссовки. Для походов в горах используются горные ботинки. В комплект одежды туриста-водника дополнительно входят нитяные перчатки для работы веслами и спасательный жилет.

В лыжном походе необходимо иметь дополнительный комплект теплой одежды. Размер штормового костюма должен быть на один-два номера больше обычного, что позволяет надевать его поверх теплой одежды. Для защиты рук берут шерстяные перчатки, брезентовые и меховые рукавицы, которые используют раздельно либо в различных сочетаниях в зависимости от температуры воздуха, силы ветра и характера выполняемой работы.

Основная обувь туриста в лыжных походах — лыжные ботинки в комбинации с бахилами (бахилы — матерчатые чехлы, надеваемые во время лыжных походов на ботинки для защиты их от снега и влаги).

Обувь, предназначенная для пеших, горных, водных и лыжных походов, должна быть на один номер больше обычной, укомплектована стельками из войлока и хорошо разношена.

Для поддержания туристского снаряжения в исправном состоянии требуется постоянный уход за ним. Уход за снаряжением в пути заключается в периодическом его осмотре, текущем ремонте и просушивании.

В период между походами туристское снаряжение приводят в порядок и ремонтируют. Важно правильно хранить снаряжение: лыжи — в распорках в сухом и защищенном от солнца месте; обувь — в смазанном состоянии, туго набитой газетной бумагой; шерстяные вещи — сложенными в полиэтиленовые надежно закрытые чехлы (во избежание повреждения их молью).

Необходимой принадлежностью снаряжения туриста является аптечка первой помощи, которая комплектуется с учетом численности группы, сложности похода, удаленности маршрута от населенных пунктов и времени года. В типовую аптечку могут входить: бинты стерильные (узкие и широкие) из расчета две пачки на человека, бактерицидный и обычный лейкопластырь, термометр, жгут резиновый, ножницы, пинцет, пипетка, вата стерильная, йодная настойка, спирт медицинский, марганцовокислый калий (марганцовка), перекись водорода, раствор бриллиантовой зелени (зеленка), набор жаропонижающих, болеутоляющих и применяемых при пищевых отравлениях лекарственных препаратов с описанием их дозировки и способов их применения. Аптечка укладывается в жесткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую ее от воды и снега. Укладывать аптечку в рюкзак нужно так, чтобы обеспечить ее сохранность и возможность легко достать ее в случае необходимости.

При подготовке снаряжения к походу необходимо учесть одно правило: каждый турист должен иметь спички. Кроме того, два-три тщательно упакованных коробка спичек берут в качестве группового неприкосновенного запаса.

В заключение отметим, что туристское снаряжение, которое не опробовано в походе, необходимо проверить в условиях, приближенных к походным.

III. Закрепление материала:

- Для чего нужна подготовка к походу на природу и что она включает?
- Как выбирают маршрут похода и определяют основные его этапы?
- Какие предметы включает в себя личное, групповое и специальное снаряжение?
- От каких факторов зависит подбор предметов туристского снаряжения?
- Как следует подбирать обувь и одежду для выхода на природу?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 1.4, 1.6, стр. 21-23, 31-35, вопросы и задания на стр. 23 и 35


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх