Подготовка к велосипедному походу
Организация движения на маршруте
Обеспечение безопасности велопохода
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цель: Сформировать у учащихся целостное представление о велосипедном туризме, требованиях, предъявляемых к участникам велосипедного похода. Познакомить с основными мероприятиями, проводимыми при подготовке к походу, обеспечением безопасности его участников, организацией движения туристов на маршруте.
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЗР (ОБЖ) 6 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
Организационный момент
Контроль знаний учащихся:
- В чем состоят особенности снаряжения туриста-лыжника?
- Какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу для обеспечения безопасности туристов?
- Каковы особенности движения туристов-лыжников на маршруте и режим похода?
II. Основная часть
- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 2.5, стр. 58- 64
1. Подготовка к велосипедному походу
При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колес и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. После этого нужно опробовать велосипед на ходу.
При подготовке к походу необходимо продумать и подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста, кроме обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.), обязательно входит ремонтный набор (даже в однодневном походе). В ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).
Из одежды велотуристу необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, легкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, три-четыре пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды нужны шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора можно взять легкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.
В походе велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: в движении — кроссовками с твердой подошвой, на отдыхе — тапочками или сандалиями.
2. Организация движения на маршруте.
Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов идет по лесистой местности.
Для велосипедного путешествия лучше всего выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.
Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4—6 человек. Такая группа считается наиболее мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность велосипеда.
При движении по маршруту большого внимания от туристов требуют подъемы и спуски. Короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках велосипедистам следует притормаживать с самого начала спуска, выдерживая дистанцию 10—12 м. Крутые повороты на спусках следует проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. Необходимо учитывать, что обочина бывает очень рыхлой и съезжать на нее следует очень осторожно, чтобы избежать падения из-за резкого снижения скорости движения.
Через 20—25 мин после начала движения рекомендуется сделать технический привал. Такой привал проводится для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов 10—12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.
Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода, заканчиваться дневной переход должен за 1 — 2 ч до наступления темноты.
3. Обеспечение безопасности велопоходов.
Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.
Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учетом состояния дороги и снижать ее на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.
Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.
Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда, проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять.
Высокая дисциплина также обеспечивает безопасность.
4. Закрепление материала:
- Чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему?
- Какие возрастные ограничения существуют для юных велотуристов?
- На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу?
- Перечислите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе?
5. Итог урока
6. Домашнее задание: § 2.5, стр. 58-64. вопросы на стр. 64
Следующая страница Презентации к уроку