Дальние и выездные туристические путешествия
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цель: Сформировать у учащихся общее представление о дальнем выездном туризме, о влиянии дальних походов на здоровье человека. Разобрать общие правила подготовки к дальнему и выездному туризму.
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЗР (ОБЖ) 6 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
Организационный момент
Контроль знаний учащихся:
- Чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему?
- На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу?
- Какие возрастные ограничения существуют для юных велотуристов?
- На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу?
- Перечислите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе.
II. Основная часть
- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 3.1, стр. 65-68
В последнее время в нашей стране туризм приобретает все большую популярность и становится одним из основных видов активного отдыха, с помощью которого человек познает окружающий мир, знакомится с культурой, обычаями и традициями различных народов, проверяет свои физические и Духовные возможности в преодолении различных трудностей.
Сегодня растет популярность дальнего и выездного туризма. Дальний (внутренний) туризм — разновидность выездного туризма, это путешествия в пределах Российской Федерации, в районах, значительно отдаленных от места жительства (в других областях и регионах). Выездной туризм — это путешествия в зарубежные страны. Дальние и выездные туристические путешествия связаны с передвижением человека на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, авиационном и автомобильном. Эти путешествия также связаны с перемещением человека на значительные расстояния, в другой часовой пояс и в другие климатические условия.
Вы уже знакомы с тем, что земная поверхность условно разделена на 24 часовых пояса. В пределах пояса люди живут по единому времени, которое ровно на 1 ч отличается от времени соседнего пояса. Так, например, разница во времени по сравнению с Москвой составит: в Екатеринбурге 2 ч; в Омске 3 ч; в Новосибирске 4 ч; в Якутске 6 ч; в Петропавловске-Камчатском 9 ч.
Если вы на самолете или поезде прибудете из Москвы в Новосибирск, то весь режим вашей жизни сместится на 4 ч вперед, а это создаст определенный дискомфорт для вашего организма — ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться на новый режим.
Аналогичная картина, но более сильно выраженная, происходит при смене климатических условий.
Климатические условия определяются многими факторами: воздушными течениями атмосферы, особенностями рельефа местности и др. — и характеризуются температурой окружающего воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха, облачностью, осадками и скоростью перемещения воздуха (ветра). Все эти факторы в различных районах Земли разные. Организм человека привыкает к условиям, характерным для его места проживания. Смена этого места приводит к смене климатических условий, нарушает привычный режим функционирования организма человека, снижает его работоспособность и требует определенного времени для приспособления организма к новым климатическим условиям — его адаптации.
Теоретическая подготовка к путешествию включает в себя детальное изучение климатических особенностей места поездки в определенное время года, их влияния на организм человека. Важно ознакомиться и с условиями безопасного поведения на том виде транспорта, на котором предстоит поездка.
Практическая подготовка заключается в укреплении своего здоровья. Слабая физическая подготовленность, переутомление, заболевания — все это ухудшает приспособительные возможности организма, и тогда человек не может полностью адаптироваться к новым условиям. Если человек заболеет, полноценного активного отдыха не получится. В то же время здоровые, тренированные люди переносят процесс приспособления к новым условиям сравнительно легко.
В первые дни у них может возникнуть легкое недомогание, снижение работоспособности, апатия, нарушение сна, но это быстро проходит.
III. Закрепление материала:
- Что такое дальний и выездной туризм?
- Какой фактор необходимо учитывать при подготовке к дальнему туризму?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 3.1, стр. 65-68, вопросы на стр. 68
Следующая страница Презентации к уроку