Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цель: Проанализировать влияние вынужденной автономии на состояние человека. Раскрыть основные задачи, которые приходиться решать человеку в условиях добровольной автономии. Разобрать правила безопасного поведения в условиях добровольной автономии.
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЗР (ОБЖ) 6 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
Организационный момент
Контроль знаний учащихся:
- Что следует понимать под автономным существованием человека в природной среде?
- Какие виды автономии бывают и в чем их различие?
- Назовите личные качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде в автономном режиме.
II. Основная часть
- сообщение темы и цели занятия
Внимание!
Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на
выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.
Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.
Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.
Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой, и добровольная автономия превращается в вынужденную. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье. Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.
Выводы:
1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.
3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.
III. Закрепление материала:
- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
- Определите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 4.3., стр. 96-98. Внимательно прочитайте рассказ Дмитрия Петрова о том, как выжить в экстремальной ситуации (См. Приложение 5). Ответьте на вопросы:
- Если бы вы попали в подобную ситуацию, сумели бы вы победить обстоятельства?
- Какие качества помогают человеку преодолевать трудности?
- Как можно развить в себе эти качества? Ответы коротко запишите в тетрадь.
Следующая страница Презентации к уроку