План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс






Урок 20
Вынужденная автономия человека в природной среде


Содержание урока

Вынужденная автономия

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель: Проанализировать влияние вынужденной автономии на состояние человека. Раскрыть основные задачи, которые приходиться решать человеку в условиях вынужденной автономии. Разобрать правила безопасного поведения в условиях вынужденной автономии.

Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЖ 6 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть:

Организационный момент
Контроль знаний учащихся:

- Что следует понимать под автономным существованием человека в природной среде?
- Какие виды автономии бывают и в чем их различие?
- Назовите личные качества человека, которые необходимы для успешного выживания в природной среде в автономном режиме.

II. Основная часть:

- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 4.3., стр. 96-98.

Может случиться так, что человек неожиданно, помимо своей воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия человека в природной среде.
Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему прежде необходимо поверить в себя и свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.
Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.
В условия вынужденной автономии человек может пропасть, если он заблудился в лесу, горах, отстал от группы на маршруте, попал в аварию на каком-либо транспортном средстве и при других непредвиденных обстоятельствах.
В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных природно-климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и дает окружающая природная среда.
Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. А знаний и умений потребуется немало. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, подавать сигналы бедствия.
Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.
Для этого прежде всего, попав в экстремальную ситуацию, заставьте себя успокоиться, оцените обстановку, определите наиболее опасные факторы и попытайтесь найти наиболее приемлемый путь выхода из создавшейся ситуации.
Постарайтесь примерно определить место своего вынужденного нахождения, оцените свои возможности с учетом условий, в которых вы оказались, и примите решение: или двигаться к людям, или ждать помощи, оставаясь на месте.
Приняв решение, приступайте к его выполнению. Рационально распределяйте свои силы, ставя себе посильные задачи на определенные промежутки времени.
При встрече в пути с неожиданными препятствиями не спешите, а постарайтесь найти наименее рискованный способ их преодоления.
Постоянно стремитесь не впадать в панику и побеждать в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Помните, что человек, умеющий сохранить самообладание, имеет больше шансов выйти из экстремальной ситуации.
Помни! Приметы, которые подсказывает природа, тебе помогут (См. слайды № 6-8).

В подтверждение сказанному рассмотрим два реальных примера.
В ночь на 17 января 1960 г. во время урагана сорвало с тросов и унесло в океан самоходную баржу, стоявшую на якоре у одного из островов Курильской гряды. На барже было четверо военнослужащих Советской армии: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов.
На барже вышла из строя радиостанция, остановились двигатели. Из продовольствия был только аварийный пакет с продуктами на двое суток и два ведра картофеля.
Солдаты знали и верили, что им придут на помощь, надо только продержаться. Они очень экономно расходовали продукты, а когда те кончились, начали варить кожаные ремни и подметки ботинок, которые потом нарезали тонкими полосками и ели.
Вынужденная автономия в океане длилась 49 дней. Только 7 марта 1960 г. они были обнаружены и подобраны экипажем американского авианосца.
Это был уникальный по продолжительности и трудности условий дрейф в океане. Имея небольшой запас продовольствия, победив страх и панику, молодые солдаты продержались и выжили.
Военный летчик ВВС Российской Федерации полковник Дмитрий Петров, находясь в специальной командировке в Республике Конго (Центральная Африка), 4 июня 1993 г. выполнял плановый полет на сверхзвуковом истребителе МИГ-21. В силу сложившихся обстоятельств ему пришлось произвести вынужденную посадку в африканских джунглях.
В создавшейся обстановке летчик проявил мужество и уверенность, нашел в себе силы и в течение пяти дней через африканские джунгли пробирался к людям. Он выжил и дошел до людей.

III. Закрепление материала:

- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?
- Определите последовательность действий человека, попавшего в условия вынужденной автономии в природной среде.
- Перечислите качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.

IV. Итог урока:

V. Домашнее задание: § 4.3., стр. 96-98. Внимательно прочитайте рассказ Дмитрия Петрова о том, как выжить в экстремальной ситуации.

Ответьте на вопросы:
- Если бы вы попали в подобную ситуацию, сумели бы вы победить обстоятельства?
- Какие качества помогают человеку преодолевать трудности?
- Как можно развить в себе эти качества? Ответы коротко запишите в тетрадь.


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх