План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
6 класс




Урок 30
Компьютер и его влияние на здоровье


Содержание урока

Компьютер и его влияние на здоровье

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель: Сформировать у учащихся понимание роли компьютера в жизни современного человека. Обратить их внимание на влияние компьютера на здоровье человека и дать рекомендации по безопасному режиму работы школьника за компьютером.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЗР (ОБЖ) 6 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть:

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:

- Что такое здоровый образ жизни?
- Как избежать переутомления?
- Что такое утомление, самочувствие?
- Какие существуют показатели самоконтроля?
- Какие признаки вашего состояния свидетельствуют о появлении у вас утомления?

II. Основная часть

- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 7.2, стр. 149-152

III. Компьютер – неотъемлемая часть повседневной жизни человека.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Все более широко компьютеры внедряются в школьный учебный процесс. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решение различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию. Владение компьютером для каждого человека становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что работая на компьютере, следует соблюдать определенные меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью.
Длительное пребывание у экрана компьютера не безвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучении от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора. Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения помещения возникает сильная нагрузка на глаза. Устают руки, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Дополнительный материал:

Наиболее частые жалобы пользователей ПК: костно-мышечные болезни, быстрая утомляемость глаз, головная боль, пелена перед глазами, головокружение, тошнота, снижение трудоспособности, нарушение сна и т.д.
Компьютеры достаточно прочно вошли в нашу жизнь, хотя до «бума» в этой области еще далеко. Одним из направлений, получивших ускоренное развитие, стали компьютерные игры и программы различного уровня. Однако любое явление имеет не только положительную сторону. Так, компьютерные игры в значительной степени способствуют развитию определенных способностей, умений и навыков у детей и подростков.
Вместе с тем в большинстве развитых стран в последнее десятилетие отмечается рост болезненной, зачастую непреодолимой или с трудом преодолимой тяги (пристрастия) к этим играм. В итоге отмечаются следующие последствия:

• воровство (кражи), сначала мелкое, из дома, у близких и т.д., затем – более крупное, нередко перерастающее в грабежи, разбои и т.д., для того, чтобы достать деньги для игры во все более возрастающих масштабах;
• постепенная потеря интереса к остальным делам – учебе, занятиям спортом, чтению и т.д.
• появление отклонений психического характера, вплоть до самых серьезных нарушений, включая попытки самоубийства.

Правила, уменьшающие отрицательное воздействие компьютера на здоровье.

Для профилактики переутомления время работы на компьютере регламентируется с учетом возраста человека. Установлена общая безопасная продолжительность нахождения перед экраном школьников подросткового возраста – не более 1 часа в день. При этом школьники 1-6 классов должны делать перерывы в работе с компьютером через каждые 10 минут работы. После занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2-3 часов.
Монитор должен располагаться на расстоянии 45-70 см от глаз и чуть ниже их уровня – так, чтобы смотреть на экран сверху. Освещение в комнате должно быть таким, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни слишком слабым. Врачи-окулисты предупреждают о необходимости консультации потенциальных пользователей ПК, потому что при некоторых нарушениях зрения работа на компьютере просто недопустима. Вокруг монитора собирается огромное количество положительно заряженных частиц, а для нормального функционирования человеку требуются отрицательно заряженные частицы. При обратном случае у пользователя возникают воспаление кожи, образование угрей, сыпь и дерматит. Защитой от отрицательного воздействия монитора необходимо использовать защитный фильтр-экран, постоянно очищать монитор от пыли, увлажнять воздух помещения, применять ионизаторы воздуха (лампа Чижевского).

Гимнастика за компьютером

Хорошее профилактикой переутомления при работе с компьютером может служить выполнение специальных упражнений для глаз и тела. Привожу ряд упражнений из книги врача-ортопеда И. Степановой «Гимнастика за компьютером» стр. 151 учебника

IV. Организация рабочего места пользователя ПК (доп. материал).

- монитор должен располагаться так, чтобы середина его была напротив глаз человека, и располагаться от глаз на расстоянии вытянутой руки. На экране не должны отражаться ни какие предметы.
- окно должно быть расположено перпендикулярно экрану монитора.
- освещенность в комнате должна быть немного меньше освещенности экрана. Для работы с клавиатурой, литературой возможны дополнительные осветители, но они не должны давать блики на экран монитора.
- кресло должно быть установлено на оптимальной высоте, иметь подлокотники, спинку по форме спины.
- клавиатура располагается где угодно, хоть на коленках, но так, чтобы не надо было к ней тянуться. То же самое касается установки мышки.
- рабочий стол надо отрегулировать по высоте. Он должен быть достаточно свободным, чтобы на нем можно было расположить все комплектующие, подставку по СД, подсветку, подставку для чашки чая, литературы.
- не засиживайтесь. Необходимо все время двигаться. Чаще вставайте с места, делайте разминку для рук, плеч, спины, глаз и т.д.
- после работы с компьютером вымойте руки и сполосните лицо.
- Зачем это делается? Подумайте.

V. Закрепление материала:
- К чему сводятся рекомендации безопасного пользования компьютером?
- Почему перед тем, как работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами безопасного пользования?
- Какие существуют правила для снижения отрицательного воздействия ПК на здоровье человека?
- Каков режим работы на ПК для вашего возраста?

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание: § 7.2, стр. стр. 149-152, вопросы на стр. 152


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх