План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс






Урок 31
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека


Содержание урока

Здоровье человека

Загрязнение воздуха, воды и почв

Как повысить устойчивость организма к неблагоприятному воздействию внешней среды?

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с влиянием, которое оказывает деятельность человека на окружающую природную среду.
2. Показать, что качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды.
3. Выработать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения окружающей среды и бережного отношения к ней.
4. Познакомить с возможностями сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Работа над новым материалом.

Учитель. Среди факторов, влияющих на здоровье человека, ведущее место занимают физические, духовные и социальные. Из физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.
Исследования свидетельствуют о существенном влиянии биологических факторов (наследственности) практически на все аспекты нашего физического и психического здоровья – это предрасположенность к определённым заболеваниям.
Состояние окружающей среды также влияет на здоровье, и даже самые здоровые жизненные привычки не могут полностью компенсировать воздействия загрязнённого воздуха или воды. Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составлять 20%.
Природа – это многочисленные живые организмы в их естественной среде обитания.
Живые организмы стремятся объединиться в группы, или популяции. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов, которыми являются воздух, вода и почва. Совокупность живых организмов и соответствующих неживых компонентов называют экосистемой. Все экосистемы земного шара объединяются общим понятием – биосфера. Биосфера включает в себя все части планеты, освоенные жизнью.
Главный компонент биосферы – это её живое вещество.
Люди – это тоже живые компоненты биосферы. Человек всегда стремился быть полновластным хозяином на Земле и рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятого у природы возвращал в виде отходов. В результате такой деятельности и происходит постоянное загрязнение воздуха, почв и природных вод.
Итак, рассмотрим подробнее источники загрязнения воздуха, воды и почвы, а также состав загрязняющих веществ.
Загрязнение воздуха. В одних случаях воздух загрязняется газообразными веществами, в других – взвешенными частицами.
Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды. Наиболее распространённые твёрдые примеси – это частицы пыли и сажи.
К основным источникам загрязнения воздуха относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт и промышленные предприятия.
Загрязнение воды. В роли основных загрязнителей природных водоёмов выступают нефть и нефтепродукты, которые появляются в результате естественных выходов нефти в районах её залегания, нефтедобычи, транспортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Загрязнение водной среды также происходит из-за поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель и при сбросе в водоёмы отходов предприятий. Всё это ухудшает санитарно-гигиенические показатели качества воды.
Загрязнение почв. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур).
Качество жизни людей зависит от состояния окружающей среды. Грязный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Грязная вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Всё это представляет серьёзную угрозу для здоровья человека. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить наследственные изменения (мутации). Постоянное ухудшение окружающей среды в конечном счёте может привести к снижению защитных свойств организма, его сопротивляемости различным заболеваниям.
В последнее время люди начинают осознавать необходимость охраны окружающей среды и создания законов, которые закрепят права человека на качество окружающей среды.
Так, в Конституции Российской Федерации определено:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушителем» (ст. 42).
Каждый человек должен заботиться о благополучии окружающей среды. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка, школы. Надо свои дурные привычки и агрессивное отношение к природе заменить заботой о сохранении всего живого.

III. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по теме.
Обучающиеся. Качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды, поэтому необходимо заботиться о сохранении и благополучии окружающей среды.


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх