Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цели:
1. Познакомить обучающихся с влиянием, которое оказывает деятельность человека на окружающую природную среду.
2. Показать, что качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды.
3. Выработать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения окружающей среды и бережного отношения к ней.
4. Познакомить с возможностями сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды.
Материальное обеспечение урока:
• мультимедийное оборудование;
• мультимедийная презентация;
• раздаточный текстовый материал
Ход уроков
I. Организация класса.
I.Организационный момент. Настрой на урок.
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
Наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
При встрече мы говорим здравствуйте!
То есть мы желаем каждому здоровье.
Здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.
Необходимо заботиться о своем здоровье, ибо «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»- из высказывания А.Шопенгауэра.
- Как вы думаете о чём мы поговорим сегодня на уроке?
Д: Правильно о здоровье.
-Чтобы бы вы хотели сегодня узнать нового на уроке?
- Сейчас мы с вами объединим цели урока.
А ещё ознакомимся с такими факторами ,которые отрицательно влияют на здоровье человека.
- А на уроке мы с вами будем работать по такому плану
II. Работа над новым материалом.
Учитель
-Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды.
Но с каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе. Не умеют , а порой не хотят беречь и охранять.
---Ребята , а кто из вас знает , что такое окружающая среда?
- Чистая вода, свежий воздух, плодородна почва- всё это необходимо для благополучного существования человеку.
Природа – это многочисленные живые организмы в их естественной среде обитания.
Совокупность живых организмов и соответствующих неживых компонентов называют экосистемой. Все экосистемы земного шара объединяются общим понятием – биосфера. Биосфера включает в себя все части планеты, освоенные жизнью.
Главный компонент биосферы – это её живое вещество.
Люди – это тоже живые компоненты биосферы. Человек всегда стремился быть полновластным хозяином на Земле и рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятого у природы возвращал в виде отходов. В результате такой деятельности и происходит постоянное загрязнение воздуха, почв и природных вод.
Итак, рассмотрим подробнее источники загрязнения воздуха, воды и почвы, а также состав загрязняющих веществ.
Загрязнение воздуха. В одних случаях воздух загрязняется газообразными веществами, в других – взвешенными частицами.
Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводороды. Наиболее распространённые твёрдые примеси – это частицы пыли и сажи.
К основным источникам загрязнения воздуха относятся предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт и промышленные предприятия.
Все источники загрязнения атмосферы мы можем разделить на 2 группы
Также загрязнение атмосферы происходит при помощи природных источников.
§ К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения и др.
- Как ,вы думаете к чему приводят последствия загрязнения воздуха?
Правильно , ребята .
МОЙ ВЫВОД: Загрязнение воздуха снижает сопротивляемость в организма , к инфекциям, в результате повышается заболеваемость людей, также происходят неблагоприятные изменения организма. А особую опасность представляет загрязнение природной среды тяжёлыми металлами.
А сейчас мы познакомимся со следующим фактором загрязнения нашей окружающей среды
Загрязнение почв. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды (химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур).
-А кто из вас знает, что такое почва?
- А знаете, дети , прежде чем перейти к рассмотрению загрязнения почвы.
-Я хочу у вас спросить, что у нас случилось в 1986 году в Черноболе?
Может , кто знает от своих бабушек или родителей об этом?
- Как отразилась на нашем здоровье эта трагедия?
- Вывод: Правильно в результате этого взрыва в нашу окружающую среду попало много разных ядовитых элементов как в почву , так и воду и воздух. Многие элементы попав в почву разлагаются много лет
- Дети , я чуть не забыла мне перед началом урока принесли конверт. В этом конверте находятся жалобы нашей почвы, вы сейчас прочитайте и расскажите , от чего плачет наша почва?
- Чтобы предложили изменить в данной ситуации?
Вывод: Загрязнение почвы способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельских угодий.
Проблемная ситуация.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие с нашей гостьей капелькой. ( Девочка одета в костюм капельки, которая отправилась в путешествие)
Чистая капелька воды попала в ручеёк и решила отправиться в море. Её путь был очень нелегкий. Сначала она на пути встретила группу туристов, которые после вкусного обеда решили свои остатки выбросить в реку. Затем они решили вымыть свою машину. Как вы думаете, куда попала грязь с машины?(на плакате нарисован маршрут и преграды, также учитель в банку с чистой водой добавляет всё , что попадает в воду)
А ещё в машины была неисправна. В реку попал бензин.
Капельке стало неприятно и она поплыла дальше. На дороге ей встретилась животноводческая ферма. Как вы думаете, что попадает в реку отсюда?
Посмотрите, какой стала вода?
Капелька расстроилась и поплыла дальше. А навстречу нефтеперерабатывающий комбинат. И в воду стеклись остатки переработки. И посмотрите внимательно, что произошло с нашей гостьей, и водой в реке. Хотелось бы вами пить такую воду и умываться ей?
Ребята, как вы думаете, что произойдёт с нашим здоровьём, если мы будем использовать такую воду?
Итак, следующим фактором, который неблагоприятно влияет на здоровье человека, является загрязнение вод.
Загрязнение воды. В роли основных загрязнителей природных водоёмов выступают нефть и нефтепродукты, которые появляются в результате естественных выходов нефти в районах её залегания, нефтедобычи, транспортировки, переработки и использования в качестве топлива и промышленного сырья. Загрязнение водной среды также происходит из-за поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных химикатами сельскохозяйственных и лесных земель и при сбросе в водоёмы отходов предприятий. Всё это ухудшает санитарно-гигиенические показатели качества воды.
А кто является «главным» в загрязнении вод.
Правильно, мы люди?
А какая беда приключилась у нас в селе Новая Романовка?
Посмотрите, какая была наша река Воронуса несколько лет тому назад.
А какой она стала сегодня?
Как вы думаете, какой вред здоровью приносит нам эта проблема ?
- А сейчас у вас на столе лежат лучики солнышка, на которых вы напишите ваши предложения, чтобы сделать нашу реку красивой, чтобы она положительно влияла на наше здоровье.
-Есть ,возможно , уголок красивей,
Есть, богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Брянщина , моя!
- А сейчас мы давайте посмотрим, чтобы вы сделали для своей маленькой Родины с. Новая Романовка.
- Вот мы с вами и разобрали все загрязняющие факторы и узнали.
-Ребята, а как мы можем повысит устойчивость нашего организма перед вредными веществами?
- Правильно мы должны ,как можно больше употреблять в пищу витаминов.
Качество жизни людей зависит от состояния окружающей среды. Грязный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Грязная вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод способствует попаданию вредных веществ в организм человека с пищей и уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Всё это представляет серьёзную угрозу для здоровья человека. Известно, что под воздействием окружающей среды в организме могут происходить различные изменения . Постоянное ухудшение окружающей среды в конечном счёте может привести к снижению защитных свойств организма, его сопротивляемости различным заболеваниям.
В последнее время люди начинают осознавать необходимость охраны окружающей среды и создания законов, которые закрепят права человека на качество окружающей среды.
Так, в Конституции Российской Федерации определено:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба его здоровью или имуществу экологическим правонарушителем» (ст. 42). (вывешивается статья на доску и разбирается)
Каждый человек должен заботиться о благополучии окружающей среды. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка, школы. Надо свои дурные привычки и агрессивное отношение к природе заменить заботой о сохранении всего живого.
III. Итог урока.
Писатель М. М. Пришвин Сказал замечательные слова:
§ Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе –вода, птице – воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна – Родина. И охранять природу, значит охранять Родину.
Учитель. Сделайте вывод по теме.
Обучающиеся. Качество нашей жизни зависит от состояния окружающей среды, поэтому необходимо заботиться о сохранении и благополучии окружающей среды.
Рефлексия: Сейчас на облачко разместим капельки(голубого или чёрного цвета ) и узнаем ,понравился ли вам урок.
Следующая страница Презентации к уроку