План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
6 класс




Урок 34
Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ


Содержание урока

Профилактика употребления наркотиков

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель: Сформировать у учащихся твердое убеждение в том, что развитие наркомании как неизлечимое заболевание начинается с первой пробы наркотика; убедить их в необходимости всегда быть готовым ответить отказом на предложение попробовать наркотик.

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: Учебник ОБЗР (ОБЖ) 6 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:

- Что такое психоактивные вещества?
- Что такое наркотики и к чему приводит их употребление?
- Почему наркомания считается фактически неизлечимым заболеванием?
- Кому выгодно распространение наркотиков?

II. Основная часть

- сообщение темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 7.6, стр. 164-167

I. Психоактивные вещества

В современном мире распространение наркомании и токсикомании приобрело характер эпидемии. По подсчетам ВОЗ, жители планеты тратят на наркотики денежные средства больше, чем на питание, одежду, образование и медицинское обслуживание, вместе взятые.
Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. В 1998 году в России был принят Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором установлен запрет на прием наркотиков без назначения врача. В стране существуют специальные структуры по борьбе с незаконным распространением наркотиков.
Но пока дело по борьбе с наркотиками обстоит так: врачи лечат наркоманов, милиция ловит торговцев наркотиками, учителя учат, как избежать наркомании, а наркомания расползается, как масляное пятно, охватывая все большие слои подростков и молодежи.
Это происходит и потому, что люди забывают или не знают, насколько опасна первая проба наркотика. Наркотик – это возбудитель болезни, попав в организм человека, он запускает необратимый процесс развития наркомании.
Внедрение возбудителя заболевания (наркотика) в организм здорового человека происходит во время первой пробы (приема) наркотика. Врожденного иммунитета в организме человека против действия наркотика нет. Первое употребление наркотика приводит к появлению влечения к наркотическому опьянению. Начинается скрытый период болезни, человек уже болен.

II. Стадии развития болезни

Специалисты-наркологи выделяют три стадии развития болезни.

Первая стадия. Спустя какое-то время после приема наркотика, иногда уже после одно- или двукратного введения его в организм, развивается психическая зависимость. Характерным признаком появления психической зависимости является употребление вещества в одиночку, когда наркотик принимают не за компанию, а для удовлетворения индивидуальной потребности получить удовольствие.
Вторая стадия. Помимо психической зависимости, формируется также и физическая зависимость, которая проявляется в возникновении различных расстройств (ломка). На этой стадии существенно повышается восприимчивость (толерантность) к веществу. Нарастают признаки ухудшения общего состояния здоровья, физического и психического, снижаются возможности человека к нормальной жизнедеятельности. Потребляемый наркотик постепенно утрачивает свое эйфорическое (повышающее настроение) действие и становится лишь средством избавления от тягостного или неприятного состояния.
Третья стадия. Наступает психическая и физическая деградация (вырождение), тяжелые и необратимые изменения в организме, человек становится инвалидом. Отсутствие желаемого эффекта от введения привычной дозы вещества часто приводит к передозировке и гибели.
Таким образом, наркомания как заболевание начинает развиваться с первой пробы наркотика. А дальше с различной скоростью у разных людей идее развитие практически неизлечимой болезни. Профилактика наркомании должна стать главной составляющей индивидуальной системы здорового образа жизни и должна быть направлена на формирование твердой жизненной установки: в любой ситуации не допустить первой пробы наркотика.
Опыт показывает, что в подростковом возрасте желание попробовать наркотик возникает только в компании сверстников. Это может произойти на улице, на дискотеке, на концерте популярной музыкальной группы, когда хочется быть как все, веселым, раскованным, забыть обо всех проблемах. Вот в такой обстановке и может возникнуть желание попробовать наркотик.

Четыре правила «Нет – наркотикам».

Для тех, кто твердо решил не попадать в зависимость от наркотиков, а хочет вести ЗОЖ, необходимо следовать четырем правилам «Нет – наркотикам».
Первое правило. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым психоактивным веществам (наркотическим и токсикоманическим средствам), в любой дозе, какой бы малой она не была, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только «Нет!».
Второе правило. Постоянное формирование умения получать удовольствие при полезной ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом, активный отдых на природе), а значит твердое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпровождению.
Для этого можно взять за правило на каждый день ставить себе задачу: «Я сегодня сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю до конца и хорошо». Такая ежедневная установка для себя поможет вам формировать силу воли и избавит от скуки и безделья. И так, «Нет!» безделью.
Третье правило. В вашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье «Нет!» тем сверстникам и той компании, где прием наркотиков дело обыденное. Для этого вам, возможно, придется побороть свою стеснительность. Вы должны уважать свое мнение и не поддаваться влиянию окружающих сверстников, которые предлагают попробовать наркотик. «Нет!» компании, где употребляют наркотик.
Четвертое правило. Четвертое «Нет!» своей стеснительности и нерешительности, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения себя всех человеческих качеств.
Дорогие шестиклассники, перед вами жизнь поставила сложную задачу: уберечь себя от наркомании. Жизнь не дает вам скидки на ваш возраст, на то, что у вас еще мал жизненный опыт. Каждому из вас придется сделать выбор, по какому пути идти. По пути получения удовольствия от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной жизни или по ложному пути получения удовольствий от приема психоактивных веществ, а значит, по пути уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.
Надеюсь, что получив такую информацию, вы сделаете правильный выбор и найдете себе занятия, которые будете делать с удовольствием без всяких наркотиков. Активный отдых на природе, занятия физической культурой и спортом, расширение своих знаний об окружающем мире – лучшее средство профилактики наркомании.

III. Закрепление материала:

- Чем опасна наркомания для человека и общества?
- С какого момента начинается развитие заболевания наркоманией?
- Почему каждому человеку необходимо вырабатывать у себя твердое убеждение против попытки попробовать наркотик?
- Назовите четырем правила «Нет – наркотикам»

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 7.6, стр. 164-167, вопросы на стр. 167.


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх