Психологи опросили подростков 11 — 14 лет, сколько раз они пробовали спиртные напитки. Результаты опроса отражены на диаграммах. Проанализируйте диаграммы. Обсудите проблему: можно ли подростку употреблять алкогольные (в том числе слабоалкогольные) напитки? А если только по праздникам? Какой вред приносит употребление спиртного? Сверьте свои суждения с текстом.
Ещё в Древнем мире с осуждением относились к пьянству. В Греции было принято разбавлять вино водой, чтобы снизить его крепость. Считалось, что неразбавленное вино пьют только варвары.
Хмельные напитки были известны и в Древней Руси. Они изготовлялись из мёда и хлебных продуктов, но содержали лишь небольшое количество алкоголя. Исторические источники свидетельствуют о том, что население Древней Руси не злоупотребляло алкогольными напитками и вело трезвый образ жизни.
Обратите внимание на рисунок: нет ни одного органа человеческого тела, который не страдал бы от воздействия алкоголя. В медицинской литературе подробно описаны последствия пагубного пристрастия к спиртным напиткам. Можно без преувеличения утверждать, что любая доза алкоголя — это разрушительный удар по организму.
Результаты экспериментов показывают, что даже однократная и небольшая доза спиртного нарушает деятельность отдела мозга, который отвечает за обучение: человек становится невнимательным, не может сосредоточиться, его действия и реакции заторможенны. Под воздействием алкоголя человек тупеет и грубеет. Результатом поражения клеток головного мозга у постоянно пьющих людей могут стать судорожные припадки — алкогольная эпилепсия.
Сравните мозг здорового и больного алкоголизмом человека. Какие изменения вы видите?
Недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя.
Печень подростка разрушается под действием алкоголя гораздо быстрее, чем печень взрослого человека.
Употребление алкоголя, даже в небольших количествах, пива, а также коктейлей в баночках приводит к неприятностям. Пиво — продукт мочегонный, и при его употреблении вместе с мочой вымываются важные для растущего организма минеральные вещества, что отрицательно влияет на кровеносные сосуды. А гремучая смесь в коктейле из сахара, красителей, спиртовых добавок и даже кофеина очень вредна для сердечно-сосудистой системы.
Приходилось ли вам видеть, как ведёт себя пьяный человек? Сначала он веселится, оживлённо общается с окружающими. Но с увеличением дозы спиртного его настроение резко меняется. Он становится задиристым, лезет в драку, ищет на свою голову приключений. Настроение портится не только у выпившего человека, но и у всех, с кем он проводит время. Знаете ли вы, что многие преступления люди совершают в пьяном виде? Например, подростки попадают на скамью подсудимых чаще всего потому, что были пьяными.
Каждая группа предлагает способы проведения праздника — весёлого и задорного без употребления алкогольных напитков.
1. Проанализируйте содержание пословиц и поговорок. Объясните их значение.
• Пить да гулять — добра не видать.
• Пить — ум пропить.
• Пить до дна — не видать добра.
2. Придумайте плакат (знак) «Алкоголю — нет!».
Когда приятели приглашают подростка «стать наконец взрослым, выпить кружечку пива, стаканчик коктейля», ему трудно отказаться: а вдруг о нём плохо подумают. Да пусть думают что угодно! Жизнь дороже!
Пётр I не терпел людей, которые злоупотребляли выпивкой. К пьяницам применялись суровые меры.
Одной из них было «награждение» провинившегося особой медалью. Она имела форму восьмиконечной звезды, отливалась из чугуна, была величиной с тарелку и весила почти семь килограммов. На медали была выбита надпись: «За пьянство».
Её вешали пьяницам в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков. Крепилась медаль на шее с помощью цепи и специального ошейника. Снять её самому было невозможно.
Носить медаль следовало неделю. За это время провинившийся должен был глубоко прочувствовать «тяжесть» пьянства.
Повторные «награждения» бывали крайне редко.