Труд школьника многообразен. В вашу трудовую деятельность входят учеба, занятия в секциях и кружках, а также выполнение домашних поручений (помощь родителям, сестрам, братьям, другим родственникам, уход за домашними животными, уборка квартиры, мытье посуды, покупка продуктов и т. д.), приобретение необходимых трудовых навыков (шитье, вязание, приготовление пищи, стирка и т. д.). Все эти нагрузки и обязанности требуют рациональной организации труда и отдыха, учитывающей возраст, особенности роста и физического развития подростков.
Учеба — это умственная деятельность, относящаяся к числу самых трудных. Она требует напряжения клеток коры головного мозга, ограничения в движениях и позах, что приводит к напряженной работе одних групп мышц при полной бездеятельности других. Длительная и интенсивная умственная деятельность приводит к утомлению.
Умственное утомление проявляется в ослаблении внимания, снижении продуктивности труда (увеличении числа ошибок, времени на выполнение задания), возникновении рассеянности, отвлечении от основной деятельности, двигательном беспокойстве и даже в появлении головной боли и бессонницы. Нервно-эмоциональные перегрузки, лежащие в основе утомления, ухудшают регуляцию различных органов и систем. При этом в первую очередь у людей умственного труда страдает сердечно-со- судистая система. Однако надо помнить, что утомление при любой деятельности — это естественное состояние, которое можно предупредить и снизить системой различных мер. Прежде всего нужно правильно сочетать трудовую деятельность с отдыхом.
Если этого не делать, то утомление может принять хронический характер и перейти в переутомление, с которым справиться сложнее: могут потребоваться продолжительный отдых и даже лечение. Начальными признаками переутомления считают: снижение успеваемости, потерю аппетита, плаксивость, раздражительность, нарушение сна. Причинами переутомления обычно бывают неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня.
Работоспособность подростков меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, учебного года в соответствии с биологическими ритмами организма, состоянием здоровья и другими факторами.
Наиболее благоприятно для всякого рода работы дневное время. Особенно высок уровень работоспособности организма в утренние часы (с 8 до 12). Затем наступает некоторое его снижение. Повторное его повышение происходит с 16 до 18 часов. В вечерние часы функции организма значительно снижаются, а время начала новых суток сопровождается самой низкой работоспособностью.
В начале урока, недели, четверти, учебного года работоспособность учащихся, как правило, несколько снижена. Она постепенно выходит на оптимальный режим работы на втором-третьем уроках, в середине рабочей недели, четверти или года. Затем постепенно идет на спад.
Это говорит о начинающемся утомлении. Чтобы утомление не сказалось на состоянии здоровья, недопустимо перегружать себя чрезмерными задачами. Надо стремиться активным отдыхом снять утомление и восстановить свои силы.