Мы все живём в обществе и каждый день взаимодействуем с разными людьми — как с родными и друзьями, так и с людьми, встречающимися в школах, в кружках, в транспорте, на улице и в других общественных местах. К сожалению, это общение не всегда оказывается приятным и комфортным для всех сторон. Нередко приходится сталкиваться с недоброжелательностью, излишней раздражительностью, непониманием, социальным давлением и даже агрессивностью со стороны окружающих, что может привести к стрессу.
Поэтому необходимо научиться вести себя в стрессовых ситуациях и правильно выходить из них, создавать вокруг себя благоприятный психологический климат.
Очень важным является умение управлять своими эмоциями, тем самым избегая лишних конфликтов и причин для собственных переживаний.
Вы знаете:
• В жизни каждого человека бывают ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение.
Вы узнаете:
• Что такое стресс и стрессовая ситуация. Каковы причины возникновения стресса. Как действовать в стрессовых ситуациях и как выходить из них.
Стресс — состояние напряжения организма человека, возникающее как защитная реакция в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (холод, голодание, физические и психические травмы и т. д.). (Словарь русского языка в 4 т., гл. редактор А. П. Евгеньева.)
Стрессовая ситуация — ситуация, способная вызвать у человека состояние стресса или сильной тревоги.
Стрессовая ситуация вызывает у человека психологическую напряжённость. Она может повлиять на работоспособность на уроках и в отдельных случаях привести к ухудшению работы организма. Многое зависит от психологических особенностей характера конкретного человека, его воспитания и умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Мы дадим вам несколько советов, как действовать в стрессовых ситуациях и какими способами из них можно выходить.
Стрессовые ситуации, в которые может попасть учащийся, разнообразны. Чаще всего причинами стресса могут стать трудновыполнимые школьные задания, перенасыщение информацией, заниженные оценки, недосыпание, перегруженность дополнительными занятиями и общественными делами, непонимание со стороны близких, притеснения и даже унижения со стороны одноклассников.
Со стрессами во время учебного процесса или выполнения домашнего задания знакомы все учащиеся. Каждый человек индивидуально выбирает для себя наиболее эффективные способы борьбы со стрессом.
Кому-то помогает отвлечься любимое занятие или хобби. Например, любая физическая нагрузка и спорт уменьшают беспокойство, помогают расслабиться, повышают самооценку и благоприятно влияют на состояние организма. С негативными эмоциями можно бороться и с помощью искусства — попробовать сочинить стихи, написать картину, связать шарф или потанцевать под любимую музыку.
Многим становится легче после общения с человеком, которому они доверяют. Это даёт возможность выговориться и, возможно, получить несколько нужных советов. Другие любят шумные компании, где чувствуют себя гораздо комфортнее, чем в одиночестве. В борьбе со стрессом также эффективны игра с домашними животными и забота о них.
Можно прибегнуть к процедурам, улучшающим самочувствие; умыться прохладной водой, принять расслабляющий душ или полежать в ванне, полной пены.
«Выпустить пар» поможет прогулка на свежем воздухе или работа по дому. Общение с природой (прогулки по лесу, полю или парку) уменьшает тревогу и помогает сконцентрироваться на своём самочувствии. Генеральная уборка сочетает в себе приятное с полезным — физическую нагрузку и поддержание чистоты в доме, что благоприятно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека.
Профилактикой стресса является соблюдение режима дня и питания, правильная организация учебного процесса для школьника.
Чтобы мобильный телефон не отвлекал вас от учёбы, отключите у него звук и уберите его в ящик стола.
Так вам будет гораздо проще оставаться спокойным и сосредоточиться на выполнении заданий преподавателя.
На выполнение домашних заданий нужно отводить 1—1,5 ч. Если тратить на это больше времени, ваше внимание будет снижаться и вы будете хуже усваивать учебный материал.
Переживание стрессовой ситуации ведёт к нарушению сна, а для учащегося высыпаться очень важно. Поток неприятных мыслей, связанных со стрессовой ситуацией, может помешать вашему засыпанию. И в будни, и в выходные рекомендуется вставать в одно и то же время, чтобы не сбились биологические ритмы вашего организма.
Внимательно относитесь к своему питанию. Неправильное питание приводит к увеличению веса, которое, в свою очередь, будет снижать вашу работоспособность и отрицательно сказываться на ваших успехах в учёбе.
Вместо фастфуда перекусывайте яблоками, другими свежими фруктами или овощами. Не употребляйте сладкие газированные напитки. Они крайне вредны для здоровья.
Знайте, что в ряде случаев стресс бывает полезен для улучшения работоспособности. При небольшом стрессе все системы организма функционируют наиболее активно.
Если самостоятельно справиться со стрессом не удаётся, то обратитесь за помощью. В подобных ситуациях жизненно необходимо поговорить о вашей проблеме со школьным психологом, родителями или другими близкими людьми.
Запомните! Под влиянием стресса не совершайте таких поступков, о которых потом можете пожалеть.
Проверяем знания
1. Сформулируйте своё определение стресса. Сравните его с учебником. Обоснуйте своё определение.
2. Какие ситуации могут быть стрессовыми для вас? Перечислите их, распределив по степени значимости.
3. Согласны ли вы, что стресс бывает полезен? Если да, то в каких случаях?
4. Сгруппируйте приведённые в параграфе рекомендации: 1) как выйти из стресса; 2) как избежать стрессовой ситуации.
5. Есть ли у вас любимое занятие, способное помочь выйти из стресса?
Проводим исследования
Известно, что люди по-разному реагируют на стресс: одни много едят, другие теряют аппетит; одни не спят, другие, наоборот, не могут проснуться и т. д. Но способы преодоления стресса могут быть общими. Разработайте анкету и опросите одноклассников, как на них влияет стресс и как они борются с ним. Выделите часто встречающиеся реакции на стресс и способы выхода из него. Обсудите результаты, разработайте памятку по противодействию стрессовой ситуации.
Работаем с источниками
1. Проанализируйте текст параграфа. Что нового вы узнали, что вас удивило, с чем вы не согласны? Предложите свои способы выхода из стресса.
2. Изучите результаты своего анализа, выделите наиболее часто встречающиеся стрессовые ситуации. Поработайте в Интернете, найдите описание ситуации, когда стресс помогал решить проблему.
После уроков
Поработайте с Интернетом, найдите информацию о происхождении понятия «стресс», о научных исследованиях и практических разработках, которые ведутся учёными и практиками в этой области. Подготовьте презентацию и сообщение.