План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 4
Безопасность в социальных сетях



Вы знаете:

• Социальные сети сегодня являются одним из основных средств общения современных подростков. Также вам известно, что такое общение не всегда бывает безопасным.

Вы узнаете:

• Какие сообщества называются деструктивными, что такое «группы смерти», как не стать их жертвой. Какие признаки деструктивного воздействия на подростка существуют. Как противостоять вовлечению в «группы смерти».


Интернет открыл перед человеком широкие возможности в получении и обмене данными. В то же время эта мировая сеть представляет собой серьёзную угрозу для человека из-за большого объёма недостоверной, вредной и противозаконной информации.

Современные подростки активно общаются в социальных сетях с многочисленными друзьями. Они дают уникальную возможность обмениваться мнениями в режиме онлайн с незнакомыми людьми, которые иногда находятся от нас за тысячу километров, нередко в других странах. Часто вы находите среди интернет-пользователей, с которыми вы никогда не виделись, новых друзей, чьи интересы и жизненные установки на первый взгляд полностью совпадают с вашими. Бывает, что некоторые подростки начинают доверять новым «виртуальным» друзьям гораздо больше, чем тем, кого они знают и с кем дружат с самого раннего детства.

Запомните! Никому в Интернете ни в коем случае не раскрывайте свои персональные данные. Их раскрытие может привести к опасным для вас и вашей семьи последствиям. Поэтому никогда не указывайте на своей персональной странице фамилию или адрес проживания, номер мобильного телефона. Вместо этого используйте никнейм — псевдоним пользователя в Интернете.


КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРИНУЖДЕНИЯ К САМОУБИЙСТВУ (СУИЦИДУ)


Самыми опасными деструктивными (Деструктивный — ведущий к разрушению чего-либо, разрушительный; неплодотворный (Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1999).) сообществами в социальных сетях являются так называемые «группы смерти». Целью таких человеконенавистнических сообществ является нанесение всевозможного вреда здоровью вовлечённых в сообщество детей и подростков вплоть до совершения ими самоубийства (суицида — добровольного лишения себя жизни).

Жизнь — величайшая ценность, данная человеку. Эту ценность человек получает в дар от своих родителей, предшествующих поколений для того, чтобы жить самому, преображая и улучшая окружающий мир и себя, в свою очередь, дать жизнь своим детям, следующим поколениям.

Во все времена в человеческом обществе самоубийство считалось тяжким грехом, поступком, вызывающим всеобщее осуждение.

Примером для подражания всегда служат люди, которые борются за спасение жизни окружающих и своей собственной.

Чтобы уберечь себя, нужно уметь распознавать опасности посягательства на ваши здоровье и жизнь.

Деструктивные интернет-проекты, направленные на доведение до самоубийства (а также создание условий для нанесения тяжкого вреда здоровью)

Воздействие на детей и подростков ведётся посредством интернет-сообществ, создаваемых в социальных сетях, ин- тернет-мессенджерах и различных блогах. Несовершеннолетних пользователей с помощью разжигания любопытства к обсуждению опасных для этого возраста, практически запретных тем (самоубийство, правонарушения, смерть и пр.) втягивают в процесс подготовки к суициду, замаскированному кураторами (Куратор — в общеупотребительном смысле лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой. Куратор деструктивного интернет-проекта (так называемой «игры») всегда анонимное лицо, преступник, руководящий действиями выбранной жертвы.) деструктивных сайтов под сетевую «игру». В процессе «игры» анонимный «куратор» требует от вас сообщения персональных данных и исчерпывающей информации о жизни, об увлечениях, о проблемах, семье, школе, об отношениях с друзьями и сверстниками. В дальнейшем эта информация используется «куратором» для определения ваших слабых мест, уязвимых тем, проблем отношения к себе и окружающей жизни.

Для достижения целей «игры» «кураторы» провоцируют её участников на крайнее преувеличение различных проблем, имеющихся у детой и подростков, таких как обида, разочарование, протест, месть, одиночество, стыд, недовольство собой, неразделённая любовь и др.

Основная цель «игры» — перегрузить сознание играющих мнимыми проблемами, лишить способности самостоятельно мыслить и понимать свои реальные жизненные интересы, затем на этой основе внушить неприемлемую для человека ни при каких обстоятельствах установку на самоубийство (суицид).

Как избежать роли жертвы, полностью управляемой, послушно исполняющей злую волю замаскировавшихся в сети «кураторов» и «проводников»?

Вы сможете не поддаться им, если будете готовы распознать опасные ходы в предложенной вам «игре» и немедленно прервать контакт с этим злом из Интернета.

Для этого предлагаем возможный порядок действий, чтобы избежать опасного для вашей жизни развития событий.

Признаки деструктивного воздействия «групп смерти» Необходимые меры безопасности
В чате начинается беседа, в которую приглашаются до 50 участников, из которых один профессиональный «психолог» (модератор), 4—5 его помощников («проводники»), ведущих ролевое общение с жертвами Прервите контакт с сайтом, чатом, блогом, если видите запрещённую к распространению информацию или видите, что вас оценивают, исследуют с неясной для вас целью
После первых контактов с участниками «игры» «кураторы» (модераторы) отслеживают полную информацию о каждом несовершеннолетнем пользователе, попавшем под их влияние. Это происходит путём получения паспортных данных, адресов проживания, паролей доступа к личным аккаунтам Если от вас требуют раскрыть ваши персональные данные, значит, вас хотят обмануть, взять под контроль. Прервите контакт немедленно
Путём выслушивания участников «игры», оказания необходимого внимания и видимой поддержки с их стороны формируется доверительная стойкая связь с участниками «игры» Не рассказывайте о своих личных проблемах, привычках, предпочтениях, жизненных интересах никаким «кураторам», модераторам и «проводникам» из Интернета. Всё, что они о вас узнают, они используют против вас
Вовлечение в «игру» декларируется как возможность «познания истины» и изменения себя, осознания своего нового места в мире. Подросток под воздействием хвалебных фраз осознаёт свою мнимую «исключительность» и «избранность» Все разговоры о «познании истины», чьей-то «исключительности», «избранности» — это обман и верный признак стремления привязать вас к деструктивному сообществу с помощью игры на вашем самолюбии. Не втягивайтесь в обсуждение опасных «истин» и «избранности». Прервите контакт
Затем в «игре» формируется чувство чрезвычайной преданности «куратору», который служит источником новой информации. Данное лицо внушает безусловное принятие преподносимых сведений и полностью подчиняет себе членов группы Требование «куратора» о безоговорочном подчинении ему опасно для здоровья и жизни. Прервите контакт
В «игре» устанавливаются заведомо невыполнимые модели поведения. Неспособность вовлечённых в «игру» выполнить задание ведёт к возникновению у них чувства вины Не выполняйте никаких заданий «кураторов» — они просто умышленно издеваются над участниками игры. Прервите контакт
Новичкам дают задания, вызывающие чувство неловкости, стыда и отчаяния. Например, у подростка, любящего родителей, требуют детально обдумать и описать способ причинения тяжкого вреда их здоровью. В других случаях требуют прислать фото своего обнажённого тела. Невыполнение сопровождается массовым групповым давлением в виде травли в Сети, а при необходимости последующим «прощением». «Куратор» выступает в роли судьи, используя страх, вину и стыд как рычаги для своего контролирующего и манипулирующего влияния Запугивают, унижают, травят — с этим нельзя оставаться один на один. Обращайтесь за помощью к родителям, учителям
Втёршись в доверие к подростку через свой сайт или чат на общедоступном ресурсе, модератор доводит жертву до психического и физического истощения на фоне вызванного общением стресса, дефицита сна и времени. Самоубийство (суицид) предлагается как единственный выход из навязанной подростку кризисной ситуации. Если не прервать «игру» в самом начале, то итогом её становится самоубийство, совершённое по команде Никогда не выполняйте указаний о нанесении вреда здоровью и тем более жизни. Даже мысли такой нельзя допускать. Прервите контакт. С участием родителей, учителей обратитесь в правоохранительные органы и за психологической и медицинской помощью

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ОПАСНОСТЯМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В «ГРУППЫ СМЕРТИ»


• Из приведённой таблицы видно, что при опознании любого признака суицидальной «игры» следует немедленно прервать и не возобновлять контакт.

• При первых же словах на тему смерти решительно прервите любые контакты с модераторами «группы смерти».

• В любой такой ситуации немедленно обратитесь за помощью к родителям и учителям. Ни в коем случае не скрывайте от них фактов проявления к вам интереса со стороны неизвестных лиц.

• Всегда помните, что «кураторы» «групп смерти» не способны нанести физический вред ни вам, ни вашим родственникам, ни вашим друзьям, какими бы страшными ни казались их угрозы. Они действуют только в Интернете — анонимно, трусливо, не раскрывая своих персональных данных, иначе будут быстро установлены личности как их самих, так и их помощников и они обязательно понесут серьёзное наказание, предусмотренное законом. Президент Российской Федерации В. В. Путин 22 января 2020 г. затронул вопрос вовлечения учащихся в «группы смерти». «Молодых людей втаскивают во всякие суициды...» — отметил Президент и указал на ужесточение и неотвратимость ответственности за преступления, связанные со склонением к самоубийству (суициду).

В 2017 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 110.2 «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства» (Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ).

1. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путём распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 248-ФЗ).

2. То же деяние, сопряжённое с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до семи лет или без такового (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 г. № 248-ФЗ).

Лицо, добровольно прекратившее соответствующую преступную деятельность и активно способствовавшее раскрытию и (или) пресечению преступлений, предусмотренных данной статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Запомните! Свою безопасность вы обеспечите тем, что не станете заходить на сайты суицидальных сообществ в Интернете. Это сделает негативное влияние на вас невозможным. Информация о способах совершения самоубийства (суицида), а также призывы к совершению самоубийства в Российской Федерации запрещены и уголовно наказуемы, и вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы за помощью в случае склонения вас к суициду.



Проверяем знания

1. Если вы часто общаетесь в социальных сетях, есть ли у вас никнейм?

2. Почему «группы смерти» самые опасные деструктивные сообщества?

3. Как вы думаете, почему основной аудиторией «групп смерти» являются подростки?

Проводим исследования

Вы обратили внимание, что ваш одноклассник или одноклассница стали проявлять безразличие к окружающему, отрешённость, замкнутость в себе. Постоянно рисуют непонятные знаки, цифры, скрытно общаются в Интернете, у них появились странности в поведении.

Как вы поведёте себя:

1) обратите внимание взрослых;

2) постараетесь сами выяснить причины происходящего;

3) посчитаете, что это личное дело каждого и не стоит вмешиваться?

Обоснуйте свой выбор, обсудите его с одноклассниками.

Работаем с источниками

Проанализируйте текст параграфа. Составьте его план, выделив основные мысли. Сформулируйте основную идею параграфа.

После уроков

Организуйте в классе коллективное обсуждение содержания § 4 «Безопасность в социальных сетях». Сформулируйте правила безопасного поведения при столкновении с «группами смерти».




РЕЗЮМЕ

Спокойное и уравновешенное поведение благотворно сказывается на состоянии здоровья. Выдержанный, спокойный человек старается избегать конфликтов со сверстниками, ребятами из своего дома, родителями. Он не станет затевать драку, не приобретёт агрессивные замашки, не подорвёт своё психологическое равновесие. Умение управлять своими эмоциями поможет вам пройти все трудности подросткового периода и стать устойчивой к социальным и психологическим нагрузкам личностью.

В последнее время возросли опасности для пользователей Интернета. Опытные манипуляторы с помощью информационно-психологического воздействия стремятся завлечь подростков в различные деструктивные сообщества и группы, а затем склонить их к нанесению вреда своему здоровью или самоубийству (суициду). Верный способ избежать влияния «групп смерти» — никогда не вступать ни в какие контакты, а если они возникли — решительно прервать их. При любом подозрительном контакте, имеющем признаки воздействия на вас «групп смерти», незамедлительно обращайтесь за помощью к родителям и учителям.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Приходилось ли вам испытывать стресс? Какие ситуации были для вас источником стресса?

2. Как вы справляетесь со стрессом? Обращались ли вы за помощью к родителям, учителю, психологу?

3. Часто ли вам приходится конфликтовать с одноклассниками, сверстниками, родителями? По каким поводам это происходит?

4. Предложите свои способы разрешения конфликта в каждой из перечисленных ситуаций.

5. В классе разделитесь на две группы. Каждая группа готовит презентацию на тему «Интернет без опасности», предлагая свои варианты противодействия вовлечению детей и подростков в «группы смерти».

6. Какие социальные явления считаются деструктивными? В чём их опасность?

7. Разработайте плакат с телефонами доверия и экстренной психологической службы.





Наверх