Природные пожары относятся к группе самых распространённых в мире чрезвычайных ситуаций природного характера, наносящих значительный вред как окружающей среде, так и человеку. И хотя во многих случаях источниками природных пожаров являются естественные причины — самовозгорание торфяников, попавшая в дерево молния и др., в 80—90% случаев они возникают из-за так называемого человеческого фактора — неосторожного обращения с огнём (непотушенная сигарета, контролируемый поджог травы в хозяйственных целях, перерастающий в пожар, и т. п.) и умышленных действий отдельных людей — поджога из хулиганских побуждений и в корыстных целях (скрыть незаконную вырубку леса и т. п.).
Вы знаете:
• В чём особенности степных, лесных и торфяных пожаров. Как вести себя в лесу, чтобы избежать пожара. Как правильно разводить костёр.
Вы узнаете:
• Какие виды природных пожаров существуют. Чем лесные пожары отличаются от торфяных. Что делать, если загорелась трава. Как выходить из горящего леса.
Природный пожар — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.
Зона природных пожаров — территория, в пределах которой в результате стихийных бедствий, аварий или катастроф, неосторожных действий людей возникли и распространились пожары.
Основные виды природных пожаров — степные, лесные и торфяные.
Степной пожар — естественно возникающие или искусственно вызываемые палы (выжигание травы) в степях. Целые населённые пункты оказываются в опасности, если на них будет надвигаться такое стихийное бедствие.
Тростниковый пожар — также стихийное и неконтролируемое возникновения огня в зарослях тростника, произрастающего в поймах рек, на болотах и полях.
В местах массового произрастания тростника пожары происходят внезапно и при сильном ветре распространяются с большой скоростью (до 30 км/ч). Дополнительную опасность при тростниковом пожаре могут представлять горящиечастицы сухого тростника, которые, разлетаясь на сильном ветру на десятки метров, приводят к возникновению новых возгораний. Таким образом, тростниковый пожар часто становится причиной возникновения степного и лесного пожаров.
Дети и подростки не могут тушить степной и тростниковый пожары, так как это очень опасно для жизни и здоровья. В случае обнаружения пожаров нужно сообщить о них взрослым.
Лесной пожар — пожар, распространяющийся по лесной площади.
Лесные пожары являются серьёзной угрозой для общества, так как в их пламени сгорают лесные массивы, сооружения, населённые пункты. Кроме того, лесные пожары приводят к загрязнению атмосферы и нарушению теплового баланса на планете. Чтобы восстановить лесной массив на выгоревшей территории, нужны десятки лет.
Статистика
Каждый год на территории нашей планеты происходит свыше 400 тыс. лесных пожаров. Леса значительно повреждаются, их территории сокращаются. Кроме того, в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов сгорания.
22 % лесов в мире находится на территории Российской Федерации.
Лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и подземные (почвенные).
Низовые пожары могут возникнуть при загорании хвойного подлеска, опавших сухих листьев, коры, валежника. Затем загорается трава, мох, пламя медленно, но верно подбирается к пням и кустарникам.
Верховые пожары являются следствием низовых. Они возникают, когда пламя от низовых пожаров подбирается к сухим деревьям. Полыхающие кроны деревьев служат источником для передачи верхового огня, который распространяется со скоростью до 25 км/ч.
Как низовые, так и верховые пожары бывают беглыми и устойчивыми.
На участках, где подстилка из хвои и листьев в глубину составляет 20 см и больше, возникают подземные (почвенные) пожары. Их горение незаметно, процесс горения выдаёт только задымление. Подземный пожар распространяется со скоростью 10 см в час. Если вследствие подземных пожаров у деревьев перегорают корни, стволы падают и образуются завалы. При сильном подземном пожаре глубина прогорания может составлять более 50 см.
Торфяной пожар — возгорание торфяного болота, осушенного или естественного, при перегреве его поверхности лучами солнца, в результате лесных пожаров или небрежного обращения людей с огнём.
Возгорание торфа происходит при перегреве его поверхности лучами солнца, но в большинстве случаев по причине человеческого фактора. Пожар по торфяному слою распространяется медленно — до нескольких метров в сутки.
Запомните! Торфяные пожары чреваты опасностью провала в прогоревший торфяной слой людей. Никогда не подходите к выгоревшей территории. Это очень опасно!
Выгоревшие места также опасны проваливанием в них целых участков дорог, домов, машин и спасательной техники.
Летом многие стремятся выехать на природу, отдохнуть вдали от городского шума, в лесной тишине. Чтобы ваш отдых прошёл без осложнений, необходимо не забывать о правилах пожарной безопасности.
При нахождении в лесу запрещено:
• разводить костры на полянах, где много сухих сучьев и рубленой древесины, там, где много сухой травы, — лёгкое дуновение ветерка, и огонь перекинется на эти горючие материалы;
• разбрасывать горящие угольки от костра — попав на мох или на сухую траву, они могут вызвать возгорание;
• оставлять после себя бутылки и осколки стекла. Лучи солнца, проходя через стекло, могут зажечь сухую траву.
Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу. Мы уже говорили об этом в 6 классе. Повторим основные моменты и узнаем новые правила.
• Костёр разводят на защищённом от ветра месте вблизи от ручья или небольшой реки. Лучше всего разводить огонь на открытом месте, например на лесной поляне. Расстояние от близлежащих деревьев — 4—6 м.
• Бывшее кострище — самое удобное место для разведения костра. Но можно его развести и на другом понравившемся месте, сняв с верхнего слоя почвы дёрн.
• Собираясь домой, потушите костёр, положите дёрн на место и обильно полейте его водой.
Но что делать, если всё же ваш костёр послужил причиной возгорания близлежащей сухой травы? В этой ситуации, используя зелёные ветки и одежду, огонь нужно захлёстывать в ту сторону, где находится очаг пожара.
Запомните! Дети и подростки сами могут тушить только костёр. А тушением природного пожара должны заниматься взрослые, представители пожарной службы. Обязанность детей и подростков, если они обнаружили пожар, — грамотно и вовремя о нём сообщить.
Если вы оказались в зоне природного пожара, из неё нужно постараться немедленно уйти.
Специалисты советуют, что от пожара следует уходить в направлении, откуда дует ветер. Для прохода нужно использовать берега водоёмов, просеки и лесные дороги. Чтобы защититься от дыма, нужно закрывать органы дыхания влажной ватно-марлевой повязкой. При её отсутствии нужно использовать носовой платок, полотенце или другую ткань, предварительно намочив их в водоёме.
Если пламя двигается быстрее вас, войдите в близлежащий водоём или закройтесь мокрой одеждой. Находясь на твёрдой почве, дышите воздухом возле земли — там задымление не такое сильное.
После того как вам удалось выбраться из зоны пожара, попробуйте передать информацию о месте пожара и направлении его распространения. Для этого нужно (если не лично, то через представителей местного населения) обратиться в местную администрацию или лесничество.
Когда счёт времени идёт на минуты, ваша информация будет особенно полезной.
Проверяем знания
1. Дайте своё определение природных пожаров. Сравните с учебником.
2. Составьте таблицу: в левой колонке напишите название природного пожара, в правой — его описание своими словами.
3. Сравните низовые, верховые и подземные пожары. Что между ними общего и в чём различия?
4. В чём опасность торфяных пожаров? Как можно избежать этой опасности?
5. Какие пожары, по вашему мнению, называются беглыми, а какие — устойчивыми? Дайте своё определение.
6. Вспомните, что вы знаете о правилах поведения в лесу. Дополните эти правила новыми.
7. Разработайте плакат «Правила разведения костра».
8. Вспомните, какие виды костров вы знаете. В чём особенности их разведения?
9. Опишите способы борьбы с небольшим пожаром.
10. Как выходить из горящего леса, если не удалось справиться с огнём?
Проводим исследования
1. Найдите в Интернете описание наиболее крупных природных пожаров в России. Проанализируйте их причины и последствия. Можно ли было их предупредить? Подготовьте презентацию.
2. Проанализируйте особенности природных пожаров. Как вы думаете, какой пожар можно считать самым опасным? Объясните почему.
3. Уходя из леса, одна группа туристов прикрыла тлеющий костёр еловыми ветками в надежде, что он догорит. Другая группа, уходя, засыпала свой догорающий костёр землёй. Какое действие является правильным? Сравните свой ответ с текстом учебника. Выберите правильный ответ и обоснуйте его.
Работаем с источниками
1. Используя информацию о лесных пожарах, разработайте памятку для туристов.
2. Подберите в Интернете материал о пожарах в России в 2019—2022 гг. Составьте статистическую таблицу по месяцам. Выделите, в какие периоды пожаров было больше. Как вы думаете, почему?
После уроков
1. Вместе со взрослыми выясните, бывают ли природные пожары в регионе вашего проживания. Какие меры предосторожности вы предложили бы жителям вашего региона? Подготовьте презентацию.
2. Представьте, что ваш класс собирается в поход. Разбейтесь на группы и разработайте для туристов правила поведения, которые помогут снизить возможность пожара.