План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения


К опасным природным явлениям относятся также эпидемии, инфекционные заболевания животных и растений.

Они являются источниками биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Биолого-социальная чрезвычайная ситуация — обстановка, при которой в результате возникновения источника биологической чрезвычайной ситуации на определённой территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации — особо опасная или широко распространённая инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, в результате которой на определённой территории произошла или может возникнуть биолого-социальная чрезвычайная ситуация.

Биологическая безопасность — состояние защищённости людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей среды от опасностей, вызванных или вызываемых источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации, при котором риск биолого-социальной чрезвычайной ситуации остаётся на допустимом уровне.


Тема 27
Эпидемии



Вы знаете:

• Что широкое распространение инфекционного заболевания называется эпидемией. Наиболее распространённое заболевание — грипп.

Вы узнаете:

• Что такое эпидемия и пандемия. Как распространяются инфекционные заболевания и какие способы защиты от них существуют.


Эпидемия — массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определённого региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Пандемия — эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира (например, холера, грипп).



События и факты

Рассмотрим два известных примера пандемии новейшего времени.

В 1918—1920 гг. на мир обрушилась пандемия испанского гриппа, или испанки. Вирус распространился сразу после Первой мировой войны и вскоре превзошёл её по количеству жертв, забрав 5,3 % населения Земли. Многие страны были вынуждены закрыть общественные места (школы, театры, церкви и т. д.), ввести обязательное ношение защитных масок, запретить рукопожатия и даже установить военное положение. У одних заболевших наблюдались синий цвет лица, воспаление лёгких с кровавым кашлем и внутрилёгочное кровотечение (уже в последних стадиях), у других болезнь протекала без каких-либо симптомов. После того как болезнью переболела значительная часть населения планеты, приобретя коллективный иммунитет, а также в результате принятых санитарных мер и изоляции больных болезнь сошла на нет.

В конце 2019 г. в Китае проявилась новая вирусная инфекция, получившая по форме вируса в виде короны название коронавирус и переросшая в пандемию. Это заболевание, названное COV1D-19, влияет на дыхательную систему человека. (Офиииальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации.)

Распространение вируса началось с китайского города Уханя. В 2019 г. там произошла мощная вспышка этого заболевания. Затем оно перекинулось на все страны мира, которые были вынуждены ввести строгий карантинный режим, закрыть государственные границы, ограничить перемещение граждан внутри страны, остановить многие производства, перевести население на режим карантина и самоизоляции.

Вирус передаётся воздушно-капельным (кашель и чихание) и контактным (через прикосновения) путём, через поручни в метро, дверные ручки и т. п. Если человек заражается, то в течение 14 дней появляются симптомы болезни: повышение температуры, сухой кашель, затруднение дыхания, потеря обоняния и вкусовых ощущений, боли в мышцах, утомляемость.

В России, несмотря на значительное число заболевших, в результате своевременного введения режима самоизоляции, создания резерва больничных коек, строительства по личному указанию Президента России В. В. Путина Министерством обороны России в кратчайшие сроки (за два месяца) 16 госпиталей по всей стране, удалось взять ситуацию под контроль.

Серьёзным успехом российской науки в борьбе с инфекцией можно считать изобретение отечественными вирусологами вакцины Гам-Ковид-Вак (торговая марка «Спутник V»), которая используется с августа 2020 г. Данная вакцина была внедрена в здравоохранение первой среди разрабатываемых в мире на тот момент вакцин против COVID-19. Вакцину назвали «Спутник» в честь первого отечественного космического летательного аппарата, запущенного на орбиту в 1957 г., а «V» в названии препарата означает победу (от англ. Victory) над заболеванием.



Эпидемический очаг — место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей либо территория, в пределах которой в определённых границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.

По скорости распространения инфекции воздушно-капельный путь передачи занимает первое место. Этим путём распространяются грипп, туберкулёз, дифтерия и др.

Возбудитель, выделившийся из организма больного или носителя с капельками слизи, быстро попадает в дыхательные пути здорового человека (воздушно-капельная инфекция), например, так передаётся коронавирус. Также существует и воздушно-пылевой путь передачи, характерный для возбудителей пневмонии, столбняка, оспы и др.

Ряд инфекционных болезней (холера, брюшной тиф) распространяется водным путём.

Инфекция может попадать в организм при употреблении пищевых продуктов и готовой пищи. В пищу микробы попадают через грязные руки, при мытье продуктов питания в инфицированной воде или их разделке на грязных столах, при инфицировании их мухами, грызунами и т. д. Существует и контактно-бытовой путь передачи инфекции, при котором передача возбудителя осуществляется при непосредственном контакте с заболевшим (например, при рукопожатии) или через предметы, с которыми он контактировал (посуда, одежда, поверхность стола и др.).

Напоминаем, что многие инфекционные заболевания (тиф, энцефалит, чума, малярия и др.) могут передаваться насекомыми, клещами и грызунами. Такой путь передачи называется зоонозным.



Правила

Способы личной защиты в случае сообщения об эпидемии просты и легковыполнимы:

• не купаться в водоёмах;

• мыть руки почаще в чистой воде;

• фрукты и овощи тщательно промывать в кипячёной воде;

• не употреблять пищевые продукты, приготовленные в неизвестных вам местах (например, в точках фастфуда);

• в транспорте и на улице носить медицинскую маску.



ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ КОРОНАВИРУСА


• Мойте руки с мылом как можно чаще: когда приходите в школу или возвращаетесь домой. Мыть руки нужно не менее 20 с, вытирая бумажным полотенцем. Для профилактики также подойдут влажные антибактериальные салфетки или дезинфицирующие растворы.



Правильная последовательность мытья рук

• Не касайтесь немытыми руками рта, носа или глаз. Быстрее всего вирус попадает в организм через слизистую оболочку. Когда чихаете, всегда прикрывайтесь одноразовой салфеткой, которую нужно выбросить сразу после использования.

• Отложите несрочные поездки и не ходите в места, где одновременно может оказаться большое количество людей.

• Пользуйтесь медицинскими масками различных конструкций (разовыми и многократными). Одноразовую маску можно надевать любой стороной внутрь. Одноразовые маски рассчитаны на применение в течение нескольких часов. Постоянное использование одной и той же маски недопустимо, так как вы можете инфицировать себя.

Правила ношения одноразовой маски, чтобы предохранить организм от заражения:

• маска должна плотно закрывать органы дыхания, не оставляя зазоров;

• стандартную медицинскую маску необходимо менять через каждые 2 ч;

• использованную отсыревшую маску нельзя больше надевать, её необходимо выбросить;

• взамен использованной надеть сухую маску.

Маску нужно надевать, если вы должны находиться в местах массового скопления людей, в салоне общественного транспорта и при уходе за больным.

В случае заболевания ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекцией) не выходите из дома и вызывайте медицинского специалиста. Неукоснительно выполняйте его предписания.

Очень важно ограничить контакты с членами своей семьи и другими людьми. Если всё же происходит контакт с другими людьми, необходимо надевать медицинскую маску или респиратор.

Во время карантина обязательно нужно:

• мыть руки водой с мылом перед приёмом пищи, перед контактом со слизистыми оболочками глаз, рта, носа, после посещения туалета;

• регулярно проветривать помещение и проводить влажную уборку с применением средств бытовой химии.

Если вы живёте в квартире или в доме с другими людьми, по возможности находитесь в отдельной комнате. Пользуйтесь отдельной посудой, бельём и полотенцами.

Вы можете общаться с родственниками и друзьями по телефону или с помощью любых других средств связи.

Запомните! При появлении признаков заболевания COVID-19 не паникуйте, сохраняйте спокойствие. Не выходя из дома, вызовите врача из поликлиники или по телефону 103.

Если вы уже переболели C0VID-19, но у вас вновь появились симптомы этой болезни, вам необходимо пройти углублённую диспансеризацию. О том, как она проводится, можно узнать из «Памятки для населения по профилактике осложнений после перенесённой новой коронавирусной инфекции».



Проверяем знания

1. Сформулируйте своё определение эпидемии. Сравните его с тем, которое дано в учебнике. Сделайте выводы.

2. Если у вас в классе несколько ребят заболели гриппом, можно ли считать, что класс является эпидемическим очагом? Обоснуйте свой ответ.

3. Какие источники заражения инфекционными заболеваниями вам известны?

4. Какие правила надо соблюдать в условиях эпидемии? Разработайте памятку.

5. В чём различия эпидемии и пандемии? Приведите примеры пандемии.

6. Почему массовому распространению коронавируса присвоен уровень пандемии? Обоснуйте свой ответ, используя Интернет.

7. Какие серьёзные осложнения могут возникнуть в человеческом организме после перенесённой новой корона- вирусной инфекции?

8. Во многих городах и странах во время пандемии вводится режим самоизоляции. Что входит в это понятие?

Проводим исследования

1. Как вы считаете, бывают ли эпидемии неинфекционных заболеваний? Обоснуйте свой ответ.

2. Какие факторы во время чрезвычайных ситуаций могут способствовать распространению инфекций?

3. Составьте классификацию источников заражения инфекционными заболеваниями. Предложите схему профилактики инфекционных заболеваний.

Работаем с источниками

Найдите в Интернете информацию о наиболее крупных эпидемиях и пандемиях в России в XX в. Подготовьте презентацию, выступите с сообщением.

После уроков

В Интернете найдите информацию о роли прививок в деле профилактики инфекционных заболеваний. Подготовьте сообщение. Узнайте у родителей, какая профилактическая работа против эпидемии гриппа ведётся у вас дома.





Наверх