Вы знаете:
• Что животные болеют так же, как и люди, и среди животных бывают массовые заболевания.
Вы узнаете:
• Что такое эпизоотии и панзоотии, эпизоотический очаг. Какие виды инфекционных заболеваний животных наиболее распространены.
Эпизоотия — одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определённого региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.
Эпизоотический очаг — место нахождения источника возбудителя инфекционного заболевания среди животных на территории, где при определённых условиях возможна передача возбудителя другим животным, восприимчивым к данной инфекции, и дальнейшее её распространение.
Панзоотия — массовое одновременное распространение инфекционной болезни животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.
Инфекционные болезни у животных имеют такие же общие признаки, как и у человека: наличие специфического возбудителя (бактерии, вирусы); несколько периодов развития; способность передаваться от заражённого животного к здоровому (заразность) и принимать массовое распространение.
К наиболее опасным и распространённым видам инфекционных заболеваний животных относятся сап, бруцеллёз, ящур, чума, туберкулёз, грипп, сибирская язва, бешенство. Многие из них передаются и человеку, могут вызвать эпидемию.
Эпизоотия наступает при наличии следующих элементов: больное животное как источник возбудителя инфекции; средства передачи — объекты неживой природы и животные, принимающие инфекцию от носителя.
Способы личной защиты в случае сообщения о вспышке эпизоотии в вашем или соседнем регионе такие же, как и при эпидемии.
Проверяем знания
1. Сформулируйте своими словами определение эпизоотии. Сравните с текстом учебника.
2. Сравните понятия «эпидемический очаг» и «эпизоотический очаг». Что общего и в чём различия?
3. Известны ли вам случаи панзоотии? Если да, опишите их.
Проводим исследования
Опишите эпизоотическую цепь: какие элементы составляют эту цепь, какова роль каждого элемента. Предложите свой вариант, как можно разрушить эпизоотическую цепь.
Работаем с источниками
Найдите в Интернете описания масштабных эпизоотий в России. Подготовьте презентацию и выступите с сообщением.
После уроков
Многие ваши одноклассники имеют дома животных. Что они знают о профилактике эпизоотий? От каких заболеваний животным делают прививки? Разработайте анкету, проведите опрос. Обобщите результаты и сделайте выводы.