План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 30
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения



Вы знаете:

• Что люди, растения и животные подвержены заболеваниям, от которых зависит жизнедеятельность человека.

Вы узнаете:

• Что такое социально-биологическая безопасность. Какие мероприятия по защите от эпидемий, эпизоотий и эпифитотий проводятся.


Обеспечение социально-биологической безопасности — соблюдение правовых норм, выполнение санитарно- гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил, технологических и организационно-технических требований, а также проведение соответствующего комплекса правовых, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение, ослабление и ликвидацию заражения людей, сельскохозяйственных животных и растений инфекционными болезнями.


ЗАЩИТА ОТ ЭПИДЕМИЙ


В очагах стихийных бедствий, природных и техногенных катастроф, а также в послевоенный период нередко наблюдаются вспышки эпидемий.

К выполнению противоэпидемических мероприятий привлекается большая часть медицинских сил региона, где произошла чрезвычайная ситуация, включая центры экстренной медицинской помощи. Вместе с медиками активную помощь оказывают спасатели МЧС, волонтёры и привлекаются военные силы. На местах при исполнительных органах местной власти создаются чрезвычайные санитарно-противоэпидемические комиссии для координации действий. В состав комиссий входят специалисты различных ведомств.

При различных инфекционных заболеваниях проводятся различные противоэпидемические мероприятия (вакцинация, иммунизация, санитарная обработка, дератизация и др.). Для снижения распространения особо опасных (чума, холера, сибирская язва и др.) или других инфекционных заболеваний на отдельных территориях вводится карантин.


ЗАЩИТА ОТ ЭПИЗООТИЙ


На территории где зарегистрировано возникновение эпизоотии, вводится карантин и проводятся карантинные мероприятия, чтобы не допустить дальнейшего развития болезни. Животных перемещают своим ходом или на транспорте на малодоступные территории, закрытые от остальной местности ограждением.

Продолжительность болезней скота зависит от способа передачи вируса, от условий содержания животных и во многом от противоэпидемических мероприятий. Данные мероприятия проходят под руководством комиссий по ликвидации эпизоотий.

В зоне заражения для предотвращения развития эпизоотии применяют поголовную ветеринарную обработку скота. Для обработки общественного скота оборудуются специальные площадки.

Скот, находящийся в личной собственности, подвергается обработке на местах. Для обработки животных используют 1—2%-ный раствор едкого натра, 1%-ный раствор формалина, 10%-ный раствор однохлористого йода. В крайнем случае при серьёзном развитии болезни производится убой заражённых животных.

Отдельные болезни домашний скот переносит при самом незначительном лечении и невысокой смертности. Но при таких болезнях, как бешенство, когда эффективные методы лечения отсутствуют, животные подлежат уничтожению.

Трупы животных, павших от сибирской язвы, при разложении могут способствовать заражению населения этой болезнью. Поэтому по решению специальной комиссии их сжигают или закапывают.


ЗАЩИТА ОТ ЭПИФИТОТИЙ


Средствами борьбы против заболеваний растений являются биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства (опрыскивание и опыление ядохимикатами, окружение канавами очагов распространения вредителей). При борьбе с эпифитотиями важную роль играют также дератизация и дезинсекция.

Профилактика растений от инфекционных заболеваний включает в себя:

• организацию карантинных мероприятий;

• своевременное уничтожение отдельных очагов возникшей инфекции, пока она не успела распространиться на другие территории;

• заблаговременная химическая обработка посевного и посадочного материала, а также химическая обработка посевов.

После того как в спеииальной лаборатории установлен вид возбудителя болезни или насекомого-вредителя, начинается обработка посевов ядохимикатами. Она проводится не менее 2—3 раз, чтобы источник заболевания был наверняка ликвидирован.

Волонтёры и спасатели могут привлекаться к ликвидации последствий эпифитотии, если она достигла размеров, представляющих опасность для большой территории целого региона.



Проверяем знания

1. Что такое социально-биологическая безопасность? Сформулируйте своими словами.

2. Опишите мероприятия, входящие в систему защиты от эпидемий.

3. Составьте таблицу, в которую внесите название явления (эпидемия, эпизоотия, эпифитотия) и профилактические мероприятия по предупреждению массовых заболеваний.

4. Какие мероприятия по защите от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий являются наиболее эффективными? Обоснуйте свой ответ.

Работаем с источниками

1. Разделитесь на три группы. Каждая группа подбирает информацию в Интернете и готовит выступление на одну из тем: «Эпидемии и борьба с ними», «Эпизоотии и борьба с ними», «Эпифитотии и борьба с ними».

2. Какие меры по профилактике коронавируса проводились в вашем регионе? Подготовьте сообщение.

После уроков

Узнайте у взрослых, были ли в вашем регионе массовые заболевания людей, растений и животных. Если да, как с ними боролись?




РЕЗЮМЕ

Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии относятся к чрезвычайным ситуациям биолого-социального происхождения, которые при неблагоприятно сложившейся ситуации могут привести к массовому распространению опасных заболеваний среди населения.

Эпидемии — массовое распространение инфекционного заболевания среди людей на определённой территории.

Пандемии — эпидемии нового заболевания мирового масштаба.

Эпизоотии — инфекционные заболевания животных.

Эпифитотии — массовое распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений и лесопосадок.

Для предупреждения и ликвидации эпидемий, эпизоотий и эпифитотий в Российской Федерации проводятся специальные мероприятия.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Что между ними общего и в чём различия? Подготовьте презентацию.

2. Разделитесь на три группы. Найдите в Интернете информацию и подготовьте презентации на темы: «Эпидемии и меры их профилактики», «Что такое эпизоотии и как с ними бороться», «Как предупредить эпифитотии». Обобщите информацию и в каждой группе подготовьте сообщение.

3. Разделитесь на три группы и подготовьте три предупреждающих плаката, которые вы разместили бы в местах эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

4. Подготовьте памятку по борьбе с коронавирусом, которую можно раздавать в общественных местах.





Наверх