План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
7 класс




Урок 12
Смерчи


Содержание урока

Смерчи

Шкала разрушений, вызываемых смерчем

Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации для урока


Шкала разрушений, вызываемых смерчем


Для оценки разрушительной силы смерчей разработана специальная шкала, включающая шесть классов разрушений в зависимости от скорости ветра.

Шкала разрушений, вызываемых смерчем


Класс разрушения Скорость ветра, м/с Повреждения, причинённые смерчем
0 18 Слабые разрушения: небольшие повреждения антенн, повалены деревья с неглубокими корнями
1 33 Средние повреждения: сорваны крыши, перевёрнуты автоприцепы, движущиеся автомобили снесены с дороги, некоторые деревья вырваны с корнем и унесены
2 50 Значительные повреждения: разрушены ветхие здания в сельских районах, крупные деревья вырваны с корнем и унесены, опрокинуты товарные вагоны, сорваны крыши с домов
3 70 Серьёзные повреждения: разрушена часть вертикальных стен домов, перевёрнуты поезда и автомашины, разорваны конструкции со стальной оболочкой (типа ангаров), большинство деревьев в лесу повалено
4 93 Опустошительные повреждения: каркасы домов целиком повалены, автомобили и поезда отброшены
5 117 Потрясающие повреждения: каркасы домов сорваны с фундаментов, железобетонные конструкции сильно повреждены, воздушные потоки поднимали в воздух огромные предметы размером с автомобиль


Это интересно

Вот как описал смерчи, пронёсшиеся над штатом Канзас (США) 29 и 30 мая 1879 г., метеоролог Джон Файнли, прошедший по их свежим следам: «В те дни над канзасской прерией сгустилась громадная грозовая туча, породившая десяток смерчей.
Самые бешеные из них возникли 30 мая близ городка Рэндолф. Там в 4 ч дня над землёй нависли два чёрных облака. Они столкнулись, слились воедино и сразу стали вращаться с безумной скоростью, плюясь дождём и градом. Уже через четверть часа из этой зловещей тучи к земле опустилась воронка, похожая на гигантский слоновый хобот. Он вращался и изгибался и засасывал в себя всё и вся.
Потом рядом появился второй хобот, несколько меньших размеров, но вида такого же устрашающего. Оба они двинулись к Рэндолфу, выдирая из земли траву и кусты и оставляя после себя широкую полосу мёртвой, голой земли. С некоторых фермерских домиков, оказавшихся на пути смерчей, были сорваны крыши. Сараи и курятники засасывались в воронки и уносились в небо или превращались в россыпь ломаных досок»
(цит. по: Воробьёв Ю. Л., Иванов В. В., Шолох В. П. Хрестоматия по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ACT - ЛТД, 1998).



Следующая страница Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча






Наверх