План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс






Урок 24
Эпизоотии и эпифитотии


Содержание урока

Инфекционные болезни животных и растений

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель: рассмотреть, что такое эпизоотии и эпифитотии, в чём они проявляются, и какие меры борьбы применяют против эпизоотий и эпифитотий.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

1. Назовите известные вам инфекционные болезни и причинных их возникновения.

2. Что такое эпидемический процесс и каковы факторы, определяющие его?

3. Что такое эпидемия и в чём состоит её опасность для населения?

4. Опишите комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний.

5. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать для профилактики инфекционных заболеваний?

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V. Работа над новым материалом.

Учитель. Инфекционные болезни животных и растений относятся к опасным ситуациям биологического происхождения, которые при определённых условиях могут привести к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Инфекционные болезни животных – это группа болезней, которые вызываются специфическими патогенными возбудителями инфекции, микроорганизмами.

Инфекционные болезни животных имеют такие же общие признаки, как и у человека: наличие специфического возбудителя (бактерии, вирусы); цикличность развития (инкубационный период, начальный период, период основных проявлений болезни и период угасания болезни); способность передаваться от заражённого животного к здоровому (заразность) и принимать массовое распространение.

Инфекционные болезни животных по способу передачи инфекции от больного животного к здоровому и по источнику возбудителя инфекции подразделяются на 5 групп:

1. Инфекции, передающиеся через почву, корм, воду. Главными факторами передачи возбудителя служат заражённые корма, вода, навоз, почва. К таким инфекциям относятся сибирская язва, ящур, сап, бруцеллёз.

2. Инфекции, передающиеся воздушно-капельным путём и поражающие слизистые оболочки дыхательных путей и лёгких (оспа овец и коз, чума плотоядных и др.).

3. Инфекции, передающиеся членистоногим кровососущими насекомыми (туляремия и др.).

4. Инфекции, передающиеся через наружные покровы (столбняк, бешенство, оспа коров).

5. Инфекции с невыявленными путями заражения.

Инфекционные заболевания животных могут носить единичный характер, могут наблюдаться и несколько случаев заболевания, которые не связаны между собой единым источником возбудителя инфекций. Однако при определённых условиях инфекционные заболевания животных могут принимать массовый характер. Тогда говорят об эпизоотии.

Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни в хозяйстве, области, стране. Эпизоотии свойственны массовость распространения инфекции среди животных, общность источника возбудителя инфекции, одновременность поражения большого количества животных, периодичность и сезонность возникновения инфекции. Эпизоотия – это эпидемия инфекционной болезни среди животных.

Широкое распространение инфекции среди животных, охватывающей целое государство, несколько стран, материк, получило название панзоотия. (Подобное явление среди людей называется пандемией.)

К инфекционным болезням животных, имеющим тенденцию к массовым проявлениям, относят: ящур, классическую чуму свиней, оспу овец, псевдочуму птиц, бруцеллёз крупного рогатого скота и др.

Инфекционные болезни растений – это нарушение обмена веществ в растениях под влиянием фитопатогена (фитопатоген – ген-возбудитель болезни растений, выделяющий биологически активные вещества, губительно действующие на обмен веществ в растении, поражающие корневую систему и нарушающие поступление питательных веществ растению).

В зависимости от масштабов заболевания среди растений действуют понятия: единичные заболевания растений, массовое распространение инфекционного заболевания растений (эпифитотия) и массовое заболевание, охватывающее несколько стран (панфитотия).

Восприимчивость растений к фитопатогену зависит от устойчивости к инфекции определённых сортов растений, времени заражения и условий погоды. Все болезненные признаки в растениях могут проявляться в разнообразных формах: появление гнили, мумификация (высыхание), увядание, образование налётов и наростов.

Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы, ржи, жёлтая ржавчина пшеницы, фитофтороз картофеля.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия

Система противоэпизоотических мер базируется на основании ветеринарно-санитарного надзора за состоянием сельскохозяйственных животных на всех стадиях их жизни, за качеством пищевого и технического сырья животного происхождения на всех стадиях его обработки и реализации.

К числу специфических противоэпизоотических мероприятий относится вынужденный убой заражённых животных, уничтожение трупов больных животных.

Трупы животных и птиц в зависимости от характера болезни и при невозможности их утилизации (утилизация – использование отходов животноводства в качестве технических продуктов: костная мука, клей и др.) подлежат уничтожению (сжиганию, закапыванию в скотомогильниках или уничтожению в биотермических ямах).

Трупы животных, павших от сибирской язвы, чумы и туляремии, подлежат обязательному сжиганию.

Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ, связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия:
– выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений;
– уничтожение очагов инфекции;
– химическую обработку посевов, посевного и посадочного материала.

Основными мероприятиями по защите растений от эпифитотий являются:
- выведение и выращивание устойчивых к болезням культур;
- соблюдение правил агротехники;
- уничтожение очагов инфекции;
- химическая обработка посевов, посевного и посадочного материала;
- карантинные мероприятия.

VI. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение эпизоотии и опишите её основные особенности.

2. Что такое эпифитотии и как они проявляются?

3. Какие меры борьбы применяют против эпизоотий и эпифитотий?

VII. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни в хозяйстве, области, стране. Эпифитотия – массовое распространение инфекционного заболевания растений.

Противоэпизоотические мероприятия заключаются в организации ветеринарно-санитарного надзора за состоянием сельскохозяйственных животных на всех стадиях их жизни, за качеством пищевого и технического сырья животного происхождения на всех стадиях его обработки и реализации; вынужденный убой заражённых животных, уничтожение трупов больных животных.

Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники. Проводят также: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку посевов, посевного и посадочного материала.

VIII. Окончание урока.

1. Домашнее задание.

Ситуационные задачи.

1). Если у вашей семьи есть дачный участок, опишите наиболее частые заболевания растений, которые там произрастают. Опишите меры борьбы, которые проводят родители по борьбе с болезнями растений.

2). Почитайте специальную литературу, подберите и запишите в дневник безопасности рекомендации по борьбе с болезнями растений.

Выставление и комментирование оценок.


Следующая страница Презентации к уроку






Наверх