Характер и тактика террористической деятельности
Противостояние вовлечению в террористическую деятельность
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цель: изучить терроризм и экстремизм, террористическую и экстремистскую деятельность, роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.
Задачи:
1. Сформировать понятия: терроризм, экстремизм, политический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм, националистический терроризм, технологический терроризм, кибертерроризм, телефонный терроризм, нравственность, жизненные ориентиры, культура безопасности жизнедеятельности.
2. Рассмотреть главную цель современного терроризма.
3. Изучить виды терроризма.
4. Выявить ряд факторов которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность.
5. Изучить качества которые делают человека более защищеными от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления.
6. Рассмотреть как формируется антитеррористическое поведение.
7.Продолжить воспитание личности безопасного типа.
8.Продолжить воспитание здорового образа жизни.
9.Продолжить развитие познавательного интереса, самостоятельности обучающихся, умений работать с учебником, выделять главное.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование
Ход урока
Учитель: Здравствуйте дети.
Учитель: Вы закончили изучения раздела «Чрезвычайные ситуации природного характера», из которого вы узнали, как безопасно вести себя в различных чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну группу чрезвычайных ситуаций – чрезвычайные ситуации социального характера, а в частности – терроризм. Тема урока «Основы противодействия терроризму в Российской Федерации».
В последнее время мы часто слышим слово терроризм, террористы, захват заложников и т. д. Ребята, а вы знаете, что означает это понятие? (Ответы учащихся)
Да, действительно, термин “террор” в переводе с латинского «terror» означает страх, ужас. Поэтому терроризм – опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека или государства. Давайте же запишем оперделение терроризма в тетрадь. Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а так же уничтожение (повреждения) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов(Записать в тетрадь).
Откройте пожалуйста учебник на странице 145 и прочитайте рубрику «запомните». Кто хочет причитать для всего класса?
Ученик: Терроризм влечет за собой гибель ни в чем не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.(Читает вслух)
Учитель: Кто такие террористы? Террорист - это лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме. Давайте попробуем разобраться что считается участием в террористической деятельности. Как вы думаете что это? (ответы учеников) Да вы правы террористическая деятельность, включает в себя:
а) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;
б) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическиими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступнойорганизации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такойакции;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им
Как выглядят террористы? Сейчас я вам раздам листочки и давайте каждый нарисует террориста, как он себе его представляет. (ученики рисуют)
А как вы думаете когда же возник терроризм? (Ответы учеников)
На протяжении нескольких тысячелетий человеческой цивилизации террористические методы использовались различными государствами, религиозными группами, политическими организациями, криминальными сообществами.
Одно из первых упоминаний о государственном терроре встречается в истории Рима. Диктатор Луций Корнелий Сулла для расправы со своими политическими соперниками и пополнения казны применил проскрипции — списки лиц, объявленных вне закона на территории Римской империи. Гражданин, убивший указанного в проскрипции человека, получал половину имущества убитого. Система проскрипций была популярна у представителей криминала и политических аферистов.
В I в. н. э. на территории, ныне занимаемой Израилем, действовала организация сикариев( группировка названая так в честь орудий убийства кинжалов называющихся по латынски сика) , боровшаяся против римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших с Римом за автономии своих провинций. Вооруженные выступления сикариев переросли в восстание, затем — в Иудейскую войну (в VI в. н. э.), а далее последовали поражение восставших и неисчислимые беды для мирного населения.
В XI-XIII столетиях мусульманская шиитская секта исмаилитов, более известная под именем ассасинов(своеобразная секта, члены которой совершают многочисленные убийства врагов на политической и религиозной почве), физически уничтожила представителей власти Сирии, т. е. халифов-инородцев. Послушники-фидаи по приказу своего повелителя, некоего Старца горы, убивали любого обреченного на смерть, несмотря на любые меры предосторожности.
В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: , ядерный, биологический, экологический и информационный. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, — поставить на колени целые народы и государства.
История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX начало XXI века. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика.
Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия. А серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками.
Такие группировки называют террористическими организациями. Террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. В России террористическими считаются 18 организаций. Группировки, известные во всем мире это:
Аль – Кайда – международная террористическая организация, создана в 1988 году саудовским миллиардером Усамой Бен Ладеном. Основная цель является – свержение режимов и установление шариата(комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман).
Асбат аль-Ансар — исламская фундаменталистская террористическая организация суннитского толка. Организация, созданная в 1985 г. шейхом Хишамом Шрейди со штаб-квартирой в палестинском лагере «Айн аль-Хильва» район г. Сайда, Ливан.
Еги́петский исла́мский джиха́д (араб. الجهاد الإسلامي المصري) — террористическая исламистская группировка, ставящая своей целью свержение в Египте светского режима и создание на его территории исламского государства, а также борьба против интересов США и Израиля в Египте и соседних странах. Создана в конце 1970-х гг. Организация признавала своим духовным наставником знаменитого «слепого шейха» Омара Абдул Рахмана.
Братья-мусульмане (араб. الإخوان المسلمون, Аль-Ихван аль-Муслимун) — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет).
Есть и много других группировок, о них почитайте дома сейчас вернемся к видам терроризма. Нарисуйте в ваших тетрадях вот такую схему:
Терроризм:
Политический
Кибертерроризм
Религиозный
Телефонный
Криминальный
Технологический
Националистический
Теперь давайте поговорим о каждом из них. Что вы знаете о них. Начнем с политического терроризма. (Ответы учеников).
Да вы правы, политический терроризм направлен против политической системы государства или отдельных сторон его деятельности либо против конкретных политических личностей. Он, обычно, имеет своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общества. При этом террористы делают ставку на прессу.
Теперь давайте поговорим о религиозном терроризме. Что вы знаете о нем. (Ответы учеников)
Правильно. Религиозный терроризм проявляется в нетерпимости и насилии, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповиданий.
Следующий в нашем списке криминальный терроризм. Как вы думаете в чем его особенности? (ответы учеников). Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определенных уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия. Проявляется в основном заказными убийствами, вооруженными столкновениями между конкурирующими группировками и т.п.
Теперь поговорим о националистическом терроризме. Как вы думаете чем же он отличается от остальных? (ответы учеников). Националистический терроризм проявляется в национальных конфликтах, чаще всего с целью отделения части страны для создания собственного государства.
В чем же заключаются остальные виды терроризма я рассажу вам сам. Технологический терроризм, в свою очередь, заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического, биологического или бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических веществ. Так же угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.
К актам кибертерроризма можно отнести лишь такие атаки на компьютерные системы (особенно через Интернет), которые угрожают имуществу или жизни и здоровью людей, либо способные повлечь серьёзное нарушение функционирования инфраструктурных объектов.
Телефонный терроризм — заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте или преступлении. Имеет много общего с ложным вызовом сил быстрого реагирования. Как правило, под термином телефонный терроризм понимается заведомо ложное сообщение о наличии взрывного устройства в общественном месте. Наказание за такие сообщения неминуемо.
Для подведения итога ознакомления с терроризмом прочитайте рубрику «запомните» на странице 149.
Очень часто в террористическую деятельность вовлекаются молодые люди, у которых еще не в полной мере, у которых еще не в полной мере сформировались личностные качества, необходимые для устойчивости антитеррористического поведения. Взрослось приходит к человеку постепенно в процессе его жизни, давайте вместе подумаем и запишем их:
• Любовь к Родине
• Уважительное отношение к истории, культуре и традициям своего народа
• Стремление к познанию окружающего мира и себя в нем
• Стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относиться к мнению и образу жизни окружающих
• Научиться жить в согласии с собой и окружающими
• Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности
Давайте теперь поговорим о нравственности и жизненных ориентирах. Что же по вашему нравственность? (ответы учеников) Давайте же напишем тетради определение, которое написано в словаре С. И. Ожегова. Нравственность – правила определяющие поведение человека в обществе, а так же выполнение этих правил.
Выработка правил поведения предполагает следование жизненным ориентирам. К ним можно отнести:
• Четко сформулированную цель в жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях.
• Стремление быть хозяином своей жизни
• Стремление получать от каждого прожитого дня радость
• Развитие чувства самоуважения
• Регулярные занятия спортом в секции или во дворе
• Чувство оптимизма
• Отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению
• Формирование антитеррористического поведения.
А теперь давайте поразмышляем какие качества сделают нас более защищенными от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления:
• Ответственность, т.е. вы отвечаете за своих родных и близких
• Исполнительность, т.е. вы способны исполнить все, что обещали исполнить своим родителям и друзьям
• Сила воли, которая проявляется в том, что вас никто не уговорит делать то, что запрещено законом.
А теперь давайте прочитаем какие убеждения необходимо сформировать, что бы не стать террористом, открывайте учебник на странице 162.
Ученик: Для профилактики террористической деятельности необходимо твердо сформировать ряд убеждений:
• терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
• любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
• любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
• любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях. (читает в слух)
Ребята, а какие опасности нам угрожают, помимо терроризма? (опасности природного и техногенного характера)
Для того чтобы защитится от них следует придерживаться правил культуры безопасности. Давайте же запишем что такое культура безопасности. Культура безопасности жизнедеятельности – это система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту от угроз и опасностей во всех сферах. (записать в тетрадь) Она содержит нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном проживании.
В вашем взрослении огромную роль играет семья. Она обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, прививает вам культуру общения, организации досуга, служит примером.
Так же в вашем возрасте вы очень много общаетесь со сверстниками и перенимаете привычки, которые ценятся в вашей комнании. Это происходит потому что увеличивается время проводимое со сверстниками и уменьшается время проводимое с родителями.
Вам важно научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая все принятые в нем нормы и правила. Это одна из важных составляющих культуры безопасности.
Давайте теперь попробуем подвести итог урока. Что вы сегодня узнали? (ответы учеников)
Домашнее задание – Параграфы 6.1-6.2, вопросы к параграфам.
Любовь к Родине
• Уважительное отношение к истории, культуре и традициям своего народа
• Стремление к познанию окружающего мира и себя в нем
• Стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относиться к мнению и образу жизни окружающих
• Научиться жить в согласии с собой и окружающими
• Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности
Давайте теперь поговорим о нравственности и жизненных ориентирах. Что же по вашему нравственность? (ответы учеников) Давайте же напишем тетради определение, которое написано в словаре С. И. Ожегова. Нравственность – правила определяющие поведение человека в обществе, а так же выполнение этих правил.
Выработка правил поведения предполагает следование жизненным ориентирам. К ним можно отнести:
• Четко сформулированную цель в жизни и обладание психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях.
• Стремление быть хозяином своей жизни
• Стремление получать от каждого прожитого дня радость
• Развитие чувства самоуважения
• Регулярные занятия спортом в секции или во дворе
• Чувство оптимизма
• Отрицательное отношение к употреблению наркотиков и антиобщественному поведению
• Формирование антитеррористического поведения.
А теперь давайте поразмышляем какие качества сделают нас более защищенными от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления:
• Ответственность, т.е. вы отвечаете за своих родных и близких
• Исполнительность, т.е. вы способны исполнить все, что обещали исполнить своим родителям и друзьям
• Сила воли, которая проявляется в том, что вас никто не уговорит делать то, что запрещено законом.
А теперь давайте прочитаем какие убеждения необходимо сформировать, что бы не стать террористом, открывайте учебник на странице 162.
Ученик: Для профилактики террористической деятельности необходимо твердо сформировать ряд убеждений:
• терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
• любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
• любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
• любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях. (читает в слух)
Ребята, а какие опасности нам угрожают, помимо терроризма? (опасности природного и техногенного характера)
Для того чтобы защитится от них следует придерживаться правил культуры безопасности. Давайте же запишем что такое культура безопасности. Культура безопасности жизнедеятельности – это система взглядов человека и общественных ценностей, обеспечивающих безопасное поведение личности и защиту от угроз и опасностей во всех сферах. (записать в тетрадь) Она содержит нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном проживании.
В вашем взрослении огромную роль играет семья. Она обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, прививает вам культуру общения, организации досуга, служит примером.
Так же в вашем возрасте вы очень много общаетесь со сверстниками и перенимаете привычки, которые ценятся в вашей комнании. Это происходит потому что увеличивается время проводимое со сверстниками и уменьшается время проводимое с родителями.
Вам важно научиться жить в данном обществе, в данное время, соблюдая все принятые в нем нормы и правила. Это одна из важных составляющих культуры безопасности.
Давайте теперь попробуем подвести итог урока. Что вы сегодня узнали? (ответы учеников)
Домашнее задание – Параграфы 6.1-6.2, вопросы к параграфам.
Следующая страница Презентации к уроку