План проведения занятий на учебный год (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)



Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс






Уроки 12 - 13
Социальное здоровье человека



Содержание урока

Социальное здоровье человека

Фанаты и поклонники




Вспомните:

Что такое социальное здоровье человека?



Что определяет социальное здоровье человека?



Задание

Читая текст, определите, правильно ли вы понимание, что такое социальное здоровье.



Вы уже знаете, что человек — часть природы, её высшая ступень. В отличие от животных, люди обладают воображением, речью; умеют исследовать, творить, создавать различные машины, облегчающие его труд. Но человек отличается от животного ещё и тем, что живёт в человеческом обществе, обладает чувствами и способностями, которые помогают ему коллективно трудиться, общаться, переживать сильные эмоции по отношению к другим людям (симпатию, сопереживание, любовь, ненависть и др.).

В научно-познавательной литературе описано много случаев, когда только что родившиеся или совсем маленькие дети воспитывались в среде животных. Эти дети сумели прекрасно приспособиться к дикой жизни и вели себя, как настоящие звери. Но если потом они вновь попадали в человеческое общество, очень трудно было научить их говорить. думать и вести себя по-человечески. Чтобы стать человеком, ребёнок в первые годы своей жизни обязательно должен расти и развиваться в социальной среде, то есть среди других людей.

Именно поэтому первым показателем социального здоровья человека является его отношения с окружающими людьми — родными, близкими, друзьями, чужими и случайными людьми. Одиночество невыносимо для личности, так как нарушается её гармоническое развитие. Недаром в медицине известны случаи, когда не принятые коллективом люди тяжело заболевали.


Расширение кругозора

В 2002 году в Чили стала известна ещё одна подобная история. Малыша приняла к себе стая бездомных собак, которая научила его искать еду на помойках. Когда полицейские заметили непонятное человекоподобное существо, перемещавшееся на четвереньках, и сделали попытку поймать его, на них набросилась свора грязных, голодных псов.

Они защищали ребёнка и не отдали его полицейским. Мальчик тоже встретил людей громким лаем. В конце концов, его удалось изловить и доставить в лечебницу. Но врачи, пытавшиеся научить мальчика говорить. признали своё бессилие — ребёнок уже не мог стать нормальным, полноценным человеком.

Другие подобные случаи связаны с детьми, которых воспитывали волки, медведи.



Сделаем вывод и запомним его


Чтобы ребёнок рос и умственно развивался, он должен жить в человеческом обществе, воспитываться в семье и общаться на языке людей.




Приглашаем к дискуссии

Подумаем, как сделать общение успешным. Умеем ли мы общаться?




Задание

Ответьте на вопросы

1. Когда вы разговариваете с кем-то, то

а) больше говорите вы;
б) больше говорят собеседники.

2. Если к вам обращается с просьбой не очень приятный вам человек, то вы

а) откажетесь помочь ему;
б) согласитесь помочь;
в) предложите обратиться к другому.

3. Если разговор вам не понятен, то вы

а) прервёте говорящего и потребуете разъяснений;
б) вернётесь к своим вопросам в конце разговора;
в) посчитаете, что это не столь важно для вас.

4. Слушая чей-то доклад или сообщение, вы

а) думаете о том. чтобы он скорее закончился;
б) думаете о посторонних предметах;
в) стараетесь внимательно следить за изложением.

5. В разговоре вы

а) используете грубые слова и выражения;
б) стараетесь быть вежливым;
в) поддерживаете стиль речи собеседника.

Оцените себя. Если вы отметили ответы 1б; 2б; 3б; 4в; 5б, то вы умеете общаться, считаетесь с собеседником и стараетесь его понять.

Если вы отметили другие ответы, вам надо научиться общаться: слушать и слышать собеседника, быть более отзывчивым и вежливым — всё это необходимо для полноценного общения.



Общение — ценность


Нравится ли вам общаться? Да! А зачем вы завязываете общение? Хотите познакомиться с собеседником? Узнать о чём-то? Высказать свои соображения по какому-нибудь поводу? Обменяться мнениями?

А какое отношение имеет общение к здоровью? Мы уже говорили с вами о значении положительных эмоций в жизни человека. Если разговор вам нравится, вызывает приятные воспоминания, не раздражает и не сердит, то такое общение положительно влияет на самочувствие и не вызывает стресса.


Приглашаем к дискуссии

Выскажем своё мнение: нравится ли нам общаться? Зачем мы общаемся? Проанализируем схему. Истинны ли высказанные нами суждения?




Работа в группах


Обсудите пословицы и поговорки, используйте их для подготовки памятки «Правила общения».

• Рад бы поговорить, да охоты нет.
• Речь красна слушанием.
• Речь вести — не лапти плести.
• Доброе слово и кошке приятно.
• Слушай больше, а говори меньше.
• Слышал звон, да не знает где он.
• Слушай всякий совет да примечай, что в дело, а что нет.



Учение — социально важная деятельность


Вспомните своё раннее детство. Все дошкольники любят играть и большую часть дня проводят за разнообразными играми. Для кого важна эта деятельность ребёнка? Очевидно, что в игре заинтересован сам ребёнок — это потребность его возраста, которая обеспечивает развитие малыша, становление его как личности. Но вот дошкольник подрос и пришёл в шкапу. Вы скажете, ученье — тоже потребность ребёнка. он учится для себя. Однако нельзя забывать, что кроме детей, родителей. школы в благополучной учебной деятельности заинтересованы общество и государство. Почему? От того, какими образованными, воспитанными. развитыми вырастут те. кто сегодня учатся в школе, зависит состояние нашего общества в будущем. Давайте представим, что все школьники учатся на тройки. Это означает, что завтра врачи, учителя. инженеры, космонавты тоже будут посредственными специалистами. Пожелаете ли вы пойти на приём к врачу-троечнику? Доверите ли своего ребёнка учителю-троечнику? Есть ли гарантия, что ничего не произойдёт с автомобилем, который конструировал троечник?


Сделаем вывод и запомним его


Учебная деятельность — социально важная деятельность. От вашей успешной учёбы зависит благополучие, богатство, психическое и физическое здоровье всех граждан страны.




Приглашаем к дискуссии

Какие из приведённых высказываний о коллективной деятельности истинные, а какие — ложные? Обоснуем своё мнение.

В коллективной деятельности всегда есть общая социально важная цель, к которой стремятся все участники.

• Если в группе людей есть те, кто ничего не хочет делать, то такую группу нельзя назвать коллективом.
• Люди могут работать в одном помещении, но выполнять разную работу. Это тоже — коллектив.
• В коллективной деятельности один может работать не только за себя, но и за других — тех. кто ленится и не проявляет желания трудиться.
• В коллективной деятельности один — за всех и все — за одного.
• Коллектив — это люди, которые дружат и симпатизируют друг другу.
• Коллективная деятельность доставляет большое удовлетворение всем участникам и вызывает положительные эмоции.
• Воровская шайка или банда грабителей — тоже коллектив.




Сделаем вывод и запомним его


Для того чтобы стать членом коллектива, недостаточно в нём «присутствовать». Коллектив сплачивает единая значимая для общества цель и желание добиться общего успешного результата. В коллективном труде все участники связаны друг с другом. Независимо от того, трудятся ли они вместе или выполняют каждый свою работу, они делают это ради достижения общей цели. От добросовестности и дисциплины каждого участника зависит результат коллективной деятельности.




Работа в группах


Группа анализирует иллюстрации и готовит небольшое сообщение на тему «В каких видах коллективной деятельности могут принимать участие школьники 7—9 классов?».




Подсказка

Профессиональный труд, общественно полезный труд, художественная самодеятельность и др.





Следующая страница Фанаты и поклонники






Наверх