План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс






Урок 8
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Пожары и паника







Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах


imageПри пожаре или взрыве важно сохранить самообладание, быстро оценить обстановку и принять правильное решение.

В случае пожара или угрозы обрушения необходимо как можно быстрее покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (наружные, приставные). Пользоваться лифтами категорически запрещается.

Вы уже достаточно повзрослели и можете оценить свои силы и возможности. Поэтому в начальной стадии развития пожара можете попытаться потушить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.).

Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.

При невозможности потушить пожар нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымлении лестничных клеток надо плотно закрыть двери, выходящие на них (или в коридоры, холлы, горящие помещения), заткнуть все щели и вентиляционные отверстия, создать запас воды в ванной.

image

image

imageПри повышении температуры, образовании опасной концентрации дыма в помещении (комнате) нужно выйти на балкон и плотно прикрыть за собой дверь. Захватите с собой намоченное одеяло (ковер, покрывало, другую плотную ткань), чтобы накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы. Оттуда, если возможно, эвакуируйтесь по пожарной лестнице или через другую квартиру.

image

image

image

Если внизу под вами нет огня, а в комнате оставаться опасно, попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки. Для самоспасения можно применить и пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстраховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда иного выхода нет. Нельзя прыгать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьезными увечьями. Главное — боритесь за свою жизнь до конца.

При спасении пострадавших из горящего здания прежде чем войти туда накройтесь с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, куском плотной ткани). Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымленном помещении продвигайтесь ползком или пригнувшись, дышите через увлажненную ткань. Если на пострадавшем загорелась одежда, набросьте на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ) и плотно прижмите, чтобы прекратить приток воздуха. При спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После выноса пострадавшего окажите ему первую медицинскую помощь и отправьте его в ближайший медицинский пункт.

Если в вашей или соседней квартире произошел взрыв, а вы находитесь в сознании и в состоянии двигаться, попытайтесь действовать. Посмотрите, кому из людей, находящихся с вами, нужна помощь. Если работает телефон, сообщите о случившемся по телефонам 01, 02 и 03. Не старайтесь воспользоваться лестницей, а тем более лифтом, чтобы покинуть здание: они могут получить серьезные повреждения (разрушения). Покидать здание необходимо только в случае начавшегося пожара и при угрозе обрушения конструкций здания.

Если вас завалило упавшей перегородкой, мебелью, постарайтесь сами помочь себе и тем, кто придет на помощь: подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Старайтесь делать это при остановке работы спасательного оборудования ( «минуты тишины»). Если вы получили травмы, окажите себе посильную помощь. Устройтесь поудобней, уберите от себя острые, твердые и колющие предметы, укройтесь. Если тяжелым предметом придавило руку (ногу или другую часть тела), массируйте ее для поддержания циркуляции крови.

При повреждении здания взрывом входить в него нужно с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара.

imageЕсли вы когда-либо увидите, что на человеке загорелась одежда, не давайте ему бегать: пламя разгорится еще сильнее и за одну-две минуты приведет к тяжелым ожогам, возможно со смертельным исходом. Опрокиньте этого человека на землю (при необходимости сделайте подножку), а затем погасите огонь, используя плотную ткань, воду, землю, снег, оставив его голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант: попробуйте скинуть с него горящую одежду, но очень быстро. Обязательно вызовите «скорую помощь». До прибытия врачей сами окажите пострадавшему посильную помощь.

image

Пожары и паника


Человек, попавший в чрезвычайную ситуацию, редко выходит из нее невредимым. Один, получив тяжелые травмы и увечья, теряет здоровье, другой вообще лишается жизни. Оставшиеся жить получают и такие раны, которые на первый взгляд не заметны, но чрезвычайно болезненны и с большим трудом поддаются исцелению. Это раны души, человеческой психики и сознания. Особенно сильно травмируют психику, оставляют шрамы в душе стихия огня и вызываемый ею безотчетный страх (паника).

imageПаника (безотчетный страх) — это психологическое состояние, вызванное угрожающим жизни воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, которые неудержимо и неконтролируемо стремятся избежать опасной ситуации.

Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы нет, а люди поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, они теряют способность правильно воспринимать и оценивать обстановку.

Статистика показывает, что наибольшее количество жертв приходится на пожары в зданиях с массовым пребыванием людей (танцевальные залы, театры, кинотеатры, концертные залы, стадионы, гостиницы, общежития, магазины и др.). При этом первопричиной большого числа унесенных жизней бывает паника (паническое бегство).

Во время пожара для многих пламя начинает ассоциироваться с огнем, исходящим из ада. Не случайно, наверное, при пожаре паника овладевает людьми чаще, чем ожидается. Панические реакции у большинства детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действий, общей заторможенности, а иногда и полной неподвижности (когда человек физически не способен действовать и выполнять команды). Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее уйти от реальной или мнимой опасности. Естественно, что в обстановке, когда огонь пожирает все вокруг, поведение людей редко бывает хорошо продуманным.

imageЯвный признак паники — паническое бегство, вызванное стремлением человека попросту убежать от опасности, забыв обо всех и ни с чем не считаясь. Здесь главная цель — избавиться от обуявшего, причем иногда совершенно необоснованного, страха.

Давайте рассмотрим механизм панического бегства людей на примере чрезвычайной ситуации во время зрелищного мероприятия.

В обычных условиях процесс выхода людей из зала по окончании, например, спектакля происходит следующим образом. Движение людей начинается не одновременно. Часть публики встает и аплодирует артистам, часть устремляется к гардеробам, часть, наблюдал большое скопление людей в проходах, ожидает в креслах наступления благоприятных условий для движения. Движение в проходах, кулуарах и на лестницах регулируется разумной волей людей. Психологический фактор преобладает над физическим. Давление людей в потоке друг на друга отсутствует или весьма незначительно.

По-иному происходит процесс вынужденного движения (эвакуации) людей. Зрители одновременно встают и заполняют проходы. Некоторые проявляют физические усилил для ускорения процесса движения. При этом происходит уплотнение толпы до физического предела, при котором возможны тяжелые увечья и даже человеческие жертвы.

Уплотнение потоков — следствие стремления движущихся людей сдержать напор идущих сзади, которые и пытаются быстрее уйти от источников опасности.

Часть эвакуирующихся людей, чаще всего находящихся в середине потока, не в состоянии изменить свое движение в том или ином направлении и вынуждена пассивно следовать за общим потоком. Уплотненность людей в этом случае настолько значительна, что общий поток может увлекать человека, даже если он не касается ногами земли.

Существенная особенность движения людей при вынужденной эвакуации состоит еще и в том, что оно может протекать при неблагоприятных условиях: воздействии высоких температур, продуктов горения и разложения, задымлении и пр. В этом случае паника одновременно охватывает всех или большинство эвакуирующихся и побуждает их как можно быстрее уйти от источника опасности и покинуть помещение, а также сопровождается проявлением максимальной физической энергии у всех или у большинства людей.

Паника может возникнуть даже тогда, когда реальной угрозы не существует, так как источник опасности может быть мнимым, а его расположение — предполагаемым.

Человек воспринимает панику при пожаре как прямую угрозу своей жизни, которая вот сейчас приведет к трагедии. У него появляется желание действовать незамедлительно. Отсюда и возникает потеря самоконтроля. Объясняется это просто: человек в экстремальной обстановке начинает думать только о себе, никого и ничего не замечая вокруг. Причем действует он уже машинально и в итоге совершает неосознанные поступки. Как видите, в конечном счете многое зависит от самого человека: от его силы воли, выдержки, умения быстро и правильно оценить ситуацию.

Паника может быть предотвращена конструктивно-планировочными решениями путей эвакуации и эвакуационных выходов, мерами психологического воздействия, а также заранее продуманными действиями администрации общественных зданий.

image

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары и взрывы?

2. Что представляет собой взрыв? Какие особенности для него характерны?

3. Как классифицируют взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

4. Назовите зоны действия взрыва и дайте их характеристику.

5. Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?

6. Какие вы знаете группы веществ и материалов по возгораемости? Дайте характеристику каждой группы.

7. Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.

8. Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?

9. Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

10. Назовите основные причины взрывов в жилых и общественных зданиях, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

11. Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте их характеристику.

12. Какие поражающие факторы взрыва вы знаете?

13. Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте характеристику всех видов поражения.

14. Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах. Как следует действовать при опасной концентрации дыма и повышении температуры в помещении?

15. Как вы будете действовать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?

16. Что характерно для пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей?

17. Чем опасна паника? Когда возникает паническое бегство? Какими методами и средствами можно предотвратить панику?

18. Объясните механизм вынужденного движения людей. Назовите факторы опасности при вынужденной эвакуации.

Задание 1

Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:

а) высокая температура;
б) осколочные поля;
в) волна прорыва;
г) сильная загазованность местности;
д) ударная волна.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 2

Внимательно прочитайте условия задания и по описанным разрушениям определите вид разрушения:

а) в результате взрыва в одном из производственных зданий разрушены перегородки, крыша, окна и двери; в наружных стенах появились трещины, повреждены трубопроводы, электрокабель; перекрытия здания не разрушены; здание может быть восстановлено после капитального ремонта;
б) в результате взрыва насосной станции по перекачке нефтепродуктов обрушено перекрытие; произошло разрушение трубопровода и электрокабеля, другого оборудования; оборудование восстановлению не подлежит.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 3

Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту:

а) повышенная температура внутри производственного оборудования;
б) понижение давления в технологическом оборудовании;
в) несвоевременное проведение ремонтных работ;
г) отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
д) неосторожное обращение со взрывчатыми веществами;
е) повышение давления в технологическом оборудовании;
ж) отсутствие специальных устройств дымоудаления;
з) неправильная эксплуатация газовых приборов и газового оборудования;
и) отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах;
к) наличие инертных газов (хладона, азота и др.) в зоне взрыва.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 4

Как вы поступите, если при зажигании газовой плиты газ не загорелся, а спичка погасла? Выберите правильный вариант ответа:

а) достану вторую спичку и буду зажигать газ;
б) перекрою газ;
в) буду зажигать газ от пьезозажигалки.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 5

В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;
б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;
в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
г) дерево + кислород воздуха + факел;
д) бензин + кислород воздуха + искра от зажигалки. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 6

Определите по внешним признакам из приведенных примеров вид пожара:

а) из окон здания идет дым, огня не видно;
б) из окон здания идет дым, видно пламя;
в) горит штабель лесоматериалов на открытой площадке;
г) из окон здания идет небольшой дым; внутри здания огня не видно, но концентрация дыма очень высока;
д) из окон здания идет дым, внутри здания горит мебель. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 7

Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:

а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей из-за смещения поверхностных слоев земли;
в) ударная волна, представляющая собой область сильно сжатого воздуха;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
д) осколочные поля.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Еще раз внимательно прочитайте задание. Какие поражающие факторы пожара отсутствуют в приведённом перечне? Назовите их и дайте им характеристику. Проверьте себя по тексту учебника.

Задание 8

Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей:

а) остановлюсь, объясню им, что это опасно;
б) пройду мимо;
в) попытаюсь занять их чем-то другим;
г) затушу костер.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 9

Представьте себе, что в доме, расположенном рядом со спортивным залом, где вы тренируетесь с товарищами, возник пожар на третьем этаже. Вместе с тренером вы побежали к горящему зданию. У жильцов дома, выбежавших из горящих квартир, кружится голова, они ощущают тошноту, задыхаются, у некоторых нарушена координация движений. По их сообщению, в одной из квартир на третьем этаже остались двое детей в возрасте 6 и 8 лет. Жильцы просят оказать помощь и спасти детей. Определите:

а) чем вызваны болезненные явления у жильцов квартир;
б) какие средства защиты вы будете использовать при входе в горящий дом;
в) как вы будете продвигаться к квартире в условиях плохой видимости;
г) как вы будете спасать детей в горящем доме. Проверьте правильность своих ответов по тексту учебника.

Задание 10

Выберите из предлагаемых вариантов, как вы поступите, если на вас загорелась одежда:

а) побегу и постараюсь сорвать одежду;
б) остановлюсь, упаду и покачусь, сбивая пламя;
в) завернусь в одеяло или обмотаюсь плотной тканью. Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.

Задание 11

Представьте себе, что, находясь на дискотеке, вы услышали сообщение о пожаре в соседнем помещении и необходимости эвакуации на улицу. Во время движения по коридору вы увидели впереди, в 20 м от себя, что прогорела перегородка и на вас надвигается огненный вал. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

а) побежите в противоположную сторону (обратно);
б) задержите дыхание, пока не пройдет огненный вал;
в) упадете вниз;
г) увидев огнетушитель, воспользуетесь им для тушения пламени;
д) закроете голову одеждой;
е) подбежите к внутреннему пожарному крану и попытаетесь при помощи его потушить огонь;
ж) подбежите к окну и разобьете его, чтобы выскочить наружу;
з) спрячетесь за выступом колонны.
Сверьте свой ответ с приведенным в конце учебника.





Наверх