Коротко о главном
Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР (ОБЖ)) — один из самых молодых предметов в школьной программе. Появление этого предмета стало ответом на всё более сложные вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Современный мир, открывая перед каждым из нас бесчисленное число возможностей, в то же время является источником разнообразных опасностей.
Вы узнаете:
• в чём состоят цель и задачи предмета ОБЗР (ОБЖ), каковы его ключевые понятия и какое значение он имеет для каждого человека;
• в чём смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск»;
• об источниках опасности и их классификации;
• смысл понятия «культура безопасности жизнедеятельности»;
• общие принципы безопасного поведения.
Основы безопасности и защиты Родины — это предмет, помогающий узнать о том, как не попасть в беду, и о том, как вести себя в трудных и опасных ситуациях, чтобы сохранить жизнь и здоровье свои и того, кто находится рядом. При изучении этого предмета рассматриваются самые разные аспекты жизни человека: безопасность в быту, на природе, на транспорте, в общественных местах, в информационном пространстве и др.
Основными задачами предмета являются усвоение базовых, общих принципов безопасного поведения и овладение способностью их применять, приобретение знаний и формирование умений безопасно действовать в конкретных обстоятельствах с учётом своих слабых и сильных сторон.
Всё это нужно для того, чтобы сохранить самое дорогое, что есть у человека, — жизнь. Ведь жизнь — это то, что даётся один раз. То, что легко потерять, а вернуть невозможно. Обретя этот бесценный дар, мы получили возможность для всестороннего и полноценного развития, самореализации и самосовершенствования. Знание основ безопасности жизнедеятельности позволит противостоять обстоятельствам, угрожающим жизни и здоровью, обеспечит заботу о себе и своих близких, приверженность правильному образу жизни, поможет достигнуть высокого уровня физического, эмоционального и нравственного здоровья.
Изучив курс по основам безопасности жизнедеятельности, вы обретёте умение предвидеть возникновение опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций и научитесь избегать их или сводить к минимуму возможные негативные последствия таких ситуаций. Постижение правил безопасного поведения в различных жизненных обстоятельствах позволит вам развить такие личностные качества, как дисциплинированность, внимательное отношение к окружающим, готовность прийти на помощь, решительность, предусмотрительность и многие другие. Знакомство с предметом поможет вам приобрести жизненно важные знания и компетенции, даст уверенность в своих силах. Другими словами, изучение ОБЗР (ОБЖ) способствует формированию в сознании современного челорек? культуры безопасности жизнедеятельности, являющейся основой устойчивого развития личности, общества и государства.
Основополагающими понятиями предмета «Основы безопасности и защиты Родины» являются опасность и безопасность. Несмотря на то что эти слова имеют общий корень, их значения прямо противоположны.
При наличии событий, явлений, факторов. процессов, которые могут негативно сказаться на жизни и здоровье человека, благосостоянии общества или государства в целом, говорят, что возникла опасная ситуация. Вероятность её реализации оценивается риском, который является количественной мерой опасности. В случае высокого риска, неконтролируемого роста опасных факторов, которые являются угрозой для жизни и здоровья людей, приводят к человеческим жертвам, влекут за собой значительные материальные потери, ситуация становится чрезвычайной.
Опасность — это события, явления, факторы, процессы, которые могут негативно сказаться на жизни и здоровье человека, благосостоянии общества или государства в целом (например, нарушение жизнедеятельности, вред здоровью. нанесение ущерба и пр.).
Опасности классифицируются по различным основаниям:
• по происхождению — природные, антропогенные, техногенные, экологические, социальные, биологические;
• по характеру воздействия — механические, физические, химические, биологические, психофизиологические;
• по локализации — атмосферные, гидросферные, литосферные, космические.
Внимание
Существование потенциальной опасности при любом виде чело веческой деятельности — объективная реальность.
Опасность и безопасность как будто соре иную ся, спорят друге другом. И в этом противоборстве опасность всегда оказывается на шаг впереди. Происходит это потому, что от опас ности невозможно полностью застраховаться, риск её проявления имеется всегда. Он существует вне зависимости ст желаний, устремлений и ЕЭЗМСЖИС- стей человека (общества, государства). В то же время безопасность является результатом действий личности, общества или государства, направленных на предотвращение опасности, а если это сделать невозможно, то на снижение тяжести последствий. Причём чем вероятнее наступление негативного события, чем больше его риск, тем выше меры защиты. Например, мы тратим гораздо меньше усилий на защиту от астероидной опасности, чем на предупреждение эпидемий сезонного гриппа.
Безопасность — наличие условий для комфортной жизни, устойчивого развития личности, общества и государства.
Действия, направленные на обеспечение безопасности, — меры, позволяющие не допустить возникновения опасного события, прекратить его негативное действие, уменьшить либо нейтрализовать его последствия.
Все эти обстоятельства учитывает теория безопасности жизнедеятельности, исходными положениями которой являются общепринятые аксиомы.
Дадим краткое пояснение к каждой из этих аксиом. Суть первой аксиомы заключается в том, что любая деятельность человека (учёба, труд, занятия спортом и т. д.) и даже отсутствие видимой деятельности (сон, пассивный отдых и т. д.) содержат явные или потенциальные опасности. Особенность потенциальной опасности состоит в том, что потенциальной она является лишь до момента появления человека в зоне опасности — после этого она становится реальной. А при нанесении ущерба человеку— реализованной. Кроме того, ряд опасностей могут иметь скрытый характер —т. е. не могут быть обнаружены органами чувств человека даже при воздействии на него. Такие опасности называются неразличаемыми. При этом, как следует из второй аксиомы, прилагая усилия, мы можем создать безопасные и комфортные условия жизнедеятельности. Правда, вероятность создания таких условий, как гласит третья аксиома, целиком зависит от общего уровня опасности: чем он выше, тем серьёзнее должны быть меры для обеспечения комфорта и безопасности.
Являясь частью постоянно действующей системы «человек — среда обитания», каждый из нас осуществляет непрерывное взаимодействие с её основными элементами — биосферой, социосферой, техносферой и инфосферой. Эти элементы связаны между собой, и каждый из них является источником определённых угроз.
В разные исторические периоды, в зависимости от того, на каком уровне развития находилось общество, возникали всё новые источники и виды опасностей.
Для первобытных людей, вынужденных выживать в суровых условиях естественной среды, главным источником опасностей была биосфера (природа) и, как следствие, разные природные явления — жара, холод, стихийные бедствия и т. д. По мере развития государственных образований формировался новый источник опасностей — социосфера с характерным для неё комплексом проблем уже более высокого уровня — защита суверенитета, криминальные угрозы, сохранение гражданского мира в обществе, противодействие экстремизму и терроризму и др. Эти виды опасностей получили название социальных. Техносфера, порождённая разумом и энергией цивилизации, вместе с прогрессом и комфортом принесла человечеству колоссальное количество неизвестных опасностей техногенного характера: повышенный уровень шума, радиация, взрывы и пожары, аварии на радиационно и химически опасных объектах и др., которые во многом обусловили глобальное изменение климата, привели к нарушению экологического равновесия на Земле. В результате бурного развития информационно-телекоммуникационных технологий, появления Интернета человечество окунулось в инфосферу и лицом к лицу столкнулось с новым источником опасностей, породившим проблемы технологической, информационной безопасности и кибербезопасности.
Однако наличие источника опасности не означаем, что объекту обязательно будем нанесен реальный вред. Каждый потенциально опасный процесс или явление характеризуется набором опасных факторов, обусловливающих конкретное негативное воздействие.
В настоящее время выделяют несколько групп источников опасности:
1. Физические — природные климатические показатели (температура воздуха, скорость ветра и др.) и антропогенные источники (ионизирующие излучения, электрический ток, шум, вибрация и др.).
2. Биологические — естественные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии и грибки), различные биологические средства, созданные человеком, больные люди и животные.
3. Химические — природные и синтезированные человеком вредные химические вещества.
4. Психофизиологические — физические статические и динамические перегрузки, умственное и эмоциональное перенапряжение, монотонность труда.
5. Социальные — войны, голод, экстремизм и терроризм, различные криминальные источники и др.
6. Информационные — вредоносные программы, утечка, искажение или уничтожение данных, блокирование доступа к ним и др.
Опасность может грозить как одному человеку (индивидуальный уровень), так и группе людей (групповой уровень), обществу, государству (общественно-государственный уровень) и всему человечеству (планетарный уровень). На каждом из этих уровней имеются свои угрозы, но чем он выше, тем больше источников и факторов опасности, что влияет на предпринимаемые меры защиты и силы, которые к ним привлекаются.
Например, на планетарном уровне поддержанием и укреплением международного мира и безопасности занимается Организация Объединённых Наций (ООП). Она является легитимным универсальным форумом общения между государствами, основой международной системы коллективной безопасности. Вопросы здравоохранения на планетарном уровне находятся в ведении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая устанавливает стандарты и предоставляет международные рекомендации в области здравоохранения.
На общественно-государственном уровне в Российской Федерации за каждое направление безопасности отвечает орган государственной власти. Например, главным федеральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Борьбой с терроризмом и особо опасными формами преступности занимается Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Вопросами внутренней безопасности занимается Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Министерство обороны Российской Федерации отвечает за вопросы военной безопасности, включая выполнение задач за её пределами, как, например, борьба с международным терроризмом в Сирийской Арабской Республике. Эти и другие государственные структуры обладают мощной системой сил и средств обеспечения безопасности, которые находятся в постоянной готовности к действию.
На групповом уровне вопросы безопасности находятся в ведении муниципальных (местных) органов власти и городских (сельских) специализированных служб (скорая медицинская помощь, пожарная охрана, спасательные формирования), которые являются подразделениями соответствующих федеральных министерств и ведомств; администрация конкретного учреждения, например школы, отвечает за безопасность этого учреждения; жители дома, района, поселения могут объединиться и внести свой вклад в обеспечение безопасности. Примером могут служить добровольческие пожарные команды, которые помогают тушить возникающие пожары, или «Лиза Алерт» — добровольческая организация, помогающая искать пропавших людей.
Индивидуальный уровень является основным, базовым для всех других. Здесь безопасность зависит от самого человека, его ценностей, мотивов поведения и порядка действий в конкретных обстоятельствах. Ключевым условием безопасности на данном уровне является модель индивидуального безопасного поведения, которая должна быть сформирована у каждого гражданина, его культура безопасности жизнедеятельности. Действия, направленные на предотвращение угроз и снижение рисков их проявления, будут зависеть от природы опасности, степени проявления факторов опасности и уровня угроз (индивидуальный, групповой и др.).
Несмотря на наличие нескольких уровней опасности, как и прежде, в основе безопасности жизнедеятельности лежит задача сохранения жизни и здоровья конкретного человека. Для её успешного решения важна культура безопасности жизнедеятельности, базирующаяся на идее осознания каждым гражданином значимости безопасного поведения в повседневной жизни.
Мысль о необходимости объединить понятия «культура» и «безопасность» принадлежит Международному агентству по атомной энергии. Высказана она была в 1986 г. в ходе анализа причин и оценки последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Главенствующая роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности принадлежит человеку. Именно от его ценностных установок, мотивов поведения, личностных качеств и профессиональных компетенций зависит эффективность мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом, мер по снижению индивидуальных и коллективных рисков, что в конечном счёте приведёт к успешному решению вопросов национальной безопасности Российской Федерации.
Важно помнить, что чем выше риск, тем серьёзнее должны быть меры защиты от его наступления.
Рискованное (рисковое) поведение — поведение, при котором нарушен баланс между вероятностью наступления негативного события и мерами его профилактики, предупреждения и защиты (минимизации) от наступления этого события.
Например, в уменьшении количества дорожно-транспортных происшествий огромная роль отводится человеку. Осознанное соблюдение правил дорожного движения и водителем, и пассажиром, и пешеходом даёт возможность свести к минимуму человеческий фактор дорожной опасности, сохранить жизнь и здоровье многих людей, значительно уменьшить материальный ущерб. Добросовестное выполнение правил противопожарной безопасности способствует резкому снижению риска возникновения пожаров и сбережению материальных ценностей, а знание признаков горения и порядка вызова пожарной охраны — предотвращению пожаров и минимизации их возможных последствий.
Представьте себе, что вы собираете аптечку перед путешествием. Что вы возьмёте с собой, если:
• собираетесь на велосипеде на прогулку в парк;
• предстоит трёхдневная поездка на поезде;
• едете в экзотическую страну;
• являетесь членом бригады медиков, которые едут работать в очаг опасной инфекции.
Можно выделить три уровня культуры безопасности жизнедеятельности:
• индивидуальный (базовый);
• групповой;
• общественно-государственный.
Найдите (вспомните) примеры, когда ответственное или, наоборот, безответственное отношение одного человека повлияло на его собственную безопасность, безопасность группы людей и безопасность общества в целом.
Ведущая роль человека на всех уровнях культуры безопасности жизнедеятельности предполагает высочайший уровень его ответственности, в первую очередь за соблюдение установленных норм и правил, неравнодушное отношение к вопросам безопасности, заинтересованность в вопросах защиты.
Обычная человеческая халатность, неорганизованность и безответственность, стремление во что бы то ни стало летом отдохнуть у воды, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, или в зимний период выбраться на подлёдную рыбалку, невзирая на предупреждение о хрупкости льда, ежегодно приводят к человеческим жертвам, отрыву экстренных служб от дежурства и реагирования на чрезвычайные ситуации, значительному расходу материальных средств и ресурсов.
Любая ситуация при пренебрежении правилами безопасного поведения может стать опасной и привести к наступлению вреда. Знание рисков помогает избежать их возникновения, а знание способов профилактики поможет минимизировать их наступление.
1. Примите участие в конкурсе социальной рекламы. Объединившись в группы по три-четыре человека, снимите ролик или нарисуйте плакат на тему «Личность безопасного типа — основа развития России».
2. Составьте небольшое эссе в тетради, ответив на вопрос: «Как природа и техносфера усиливают или ослабляют опасность друг друга?»
3. Какие личностные качества влияют на культуру безопасности? Приведите примеры.