План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности и защиты Родины
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)



Тема 2.1
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях



Коротко о главном

Любая самая обыденная житейская ситуация довольно быстро может перерасти в чрезвычайную. Если знать, как срабатывает этот механизм, уметь распознавать признаки приближения опасности и вовремя предпринимать правильные действия, чрезвычайной ситуации можно избежать. Рассмотрим самые простые и одновременно наиболее надёжные правила безопасной жизни, способы избежать риска или минимизировать его.

Вы узнаете:

• в чем заключаются сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;

• что такое уровни взаимодействия человека и окружающей его среды;

• как повседневная ситуация может перерасти в чрезвычайную ситуацию;

• какие существуют угрозы безопасности и общие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.


Опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации


Вы наверняка помните формулировку первой из трёх основных аксиом безопасности: «Любая деятельность (или бездеятельность) потенциально опасна». Это значит, что опасность объективна, присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, постоянно его сопровождает. Но это не означает, что опасность обязательно должна проявиться в виде конкретного вреда, ущерба человеку, обществу и государству. Она имеет вероятностно-антропогенный характер, и уровень её фактического проявления определяется практическими действиями и поступками человека.



Это интересно

Чем более грамотные действия совершает человек, чем более целесообразно он действует в той или иной жизненной ситуации, тем меньше вероятность проявления опасности. И наоборот, нарушение правил безопасного поведения, низкий уровень культуры безопасности жизнедеятельности способствуют перерастанию потенциальной угрозы в реальный ущерб, штатного события — в экстремальную, а затем и чрезвычайную ситуацию.



Понимание природы окружающих человека опасностей, признаков и рисков их проявления позволяет нам вовремя заметить опасность, суметь её избежать и создать оптимальные условия для своего развития, а также процветания общества и государства. Этому учат простые правила безопасной жизни, и преимущественно на этом должны быть сосредоточены усилия каждого из нас. Не случайно вторая аксиома безопасности жизнедеятельности звучит так: «Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия».

Человечество в ходе своего развития непрерывно вырабатывало простые и общепринятые нормы и правила безопасного поведения, многие из которых наши прадеды зашифровали в поговорках. В таком виде мудрые и полезные советы легко передаются из уст в уста и, побеждая время, надёжно хранятся в народной памяти: «Не всякому верь, запирай крепче дверь», «Не уверен, не берись», «Не зная броду, не суйся в воду». Эти и другие народные поговорки являются уникальным воплощением первого правила безопасной жизни — «предвидеть опасность», ясными и простыми правилами разумного поведения.



Практико-ориентированная задача

Можно выделить несколько уровней взаимодействия человека и окружающей его среды:

1. Комфортный (обеспечиваются лучшие условия жизнедеятельности человека) .

2. Допустимый (наблюдается дискомфорт, снижение эффективности деятельности человека, но в целом условия приемлемые).

3. Опасный (сила негативного проявления внешних факторов превышает допустимый уровень и может оказать отрицательное воздействие на человека).

4. Экстремальный (сила негативного воздействия окружающей среды на человека меняется внезапно, что приводит к быстрому росту угрожающих факторов и высокому риску их проявления). 5. Чрезвычайный (высокие уровни негативного воздействия наносят (или уже нанесли) ущерб здоровью и жизни человека).

Практико-ориентированное задание

Приведите примеры для каждого уровня взаимодействия человека и окружающей среды.



Следует знать, что полноценное развитие как отдельной личности, так и общества (государства) в целом возможно на комфортном (в крайнем случае допустимом) уровне взаимодействия с окружающей средой. Безопасность жизнедеятельности оказывается под угрозой при возникновении опасной ситуации, которая при неблагоприятном развитии событий может перерасти в экстремальную или даже чрезвычайную ситуацию.



Это надо знать

Опасная ситуация — совокупность обстоятельств, при которых опасности — вредные факторы, способные причинить ущерб человеку, обществу, государству и окружающей среде, имеют риск реализации.

Экстремальная ситуация — совокупность обстоятельств, при которых риск проявления опасности стремительно возрастает, а для её предотвращения требуются огромные усилия человека, общества, государства.


Например, пренебрежение требованиями безопасности при эксплуатации газового оборудования или купании в водоёмах является опасной ситуацией, где наблюдается определённый риск возникновения угроз, но они реально не проявились. Дальнейшее несоблюдение правил безопасного поведения, которое приводит к осложнению обстоятельств, например утечка газа или заплыв в одиночку в центр водоёма, характеризует возникновение экстремальной ситуации. Здесь наблюдается резкое возрастание риска угроз, их реальный характер. При дальнейшем игнорировании правил безопасного поведения экстремальная ситуация перерастает в чрезвычайную: взрыв, или отравление газом, или стремительная потеря сил, паника и утопление.


Модель развития чрезвычайной ситуации


Как видно из примеров, в большинстве случаев негативные факторы повседневной жизнедеятельности нарастают постепенно, последовательно проходя стадии опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций. Однако бывают ситуации, когда опасность реализуется настолько быстро, что ситуация из комфортной превращается в чрезвычайную (например, землетрясение).



Это надо знать

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


Вы знаете, что каждая повседневная ситуация содержит остаточный риск и за счёт воздействия внешних и внутренних вредных факторов обладает потенциальной опасностью. В условиях потенциальной угрозы человек, соблюдая правила и рекомендации, грамотно действуя, способен удержать риск на приемлемом уровне и обеспечить комфортные (допустимые) условия жизни.

В случае нарушения правил безопасного поведения риск опасности возрастает, и потенциальная угроза перерастает в ситуацию реальной опасности для человека. Однако, если своевременно предпринять меры, подкорректировав действия, снизить риски, можно стабилизировать ситуацию, устранить реальную угрозу и вернуться к комфортным (допустимым) условиям жизнедеятельности. При дальнейшем нарушении норм и требований безопасного поведения риск проявления угрозы будет стремительно нарастать и развиваться в экстремальную ситуацию. На этой стадии до беды недалеко, риск проявления опасности очень высокий и для её нейтрализации требуются экстренные меры, колоссальные усилия как со стороны самого человека, так и со стороны общества, государства. Если бездействовать и в этом случае, ситуация полностью выйдет из-под контроля, станет чрезвычайной. Как показывает опыт повседневной жизнедеятельности, последствия чрезвычайных ситуаций крайне тяжелы. Как правило, они сопряжены с человеческими жертвами, причинением ущерба окружающей среде, значительными материальными потерями.



Практико-ориентированное задание

Конкурс «Лаборатория безопасности»

С использованием модели развития чрезвычайной ситуации и Интернета проанализируйте механизм возникновения любой реальной чрезвычайной ситуации. Поделитесь своими выводами с одноклассниками.



Но как же противостоять угрозам, не допустить перерастания потенциальной опасности в чрезвычайную ситуацию?

Необходимо следовать простым и общим правилам безопасной жизни.

Мир полон опасностей. Несчастные случаи происходят с людьми на улице, дома, на отдыхе, на работе. Как правило, уже после того, как негативное событие произошло, человек начинает задумываться о его причинах, рассуждать, как следовало бы поступить, чтобы избежать этого. Здравый смысл подсказывает, что находить целесообразное решение в сложной ситуации нужно заранее. Этому учит и народная мудрость: «Не обдумавши, ничего не начинай». Её смысл заключается в том, что прежде следует распознать и оценить окружающую обстановку, затем принять взвешенное решение, а потом правильно и безопасно действовать.



Внимание

Основой модели индивидуального безопасного поведения являются общие правила безопасной жизни, на которых человек, исходя из знаний и личного опыта, выстраивает персональное безопасное поведение.



Большинство мер по предупреждению опасности очень доступны, удивительно просты и логичны. Парадоксально, но именно поэтому многие неприятности и происходят: люди считают правила безопасного поведения слишком банальными, чтобы их соблюдать. Яркий пример халатного отношения к угрозе своему физическому здоровью — нарушение правил дорожного движения. Трудно найти человека, который не знал бы, например, для чего нанесена разметка пешеходного перехода или с какой целью установлены светофоры. Однако многие почему-то игнорируют следование правилам, в итоге почти половина дорожно-транспортных происшествий случается по вине пешеходов.

Другой, ставшей уже обыденной, угрозой психическому здоровью является нарушение режима труда (учёбы) и отдыха. Регулярное недосыпание, избыточные физические занятия в фитнес-зале, излишнее увлечение модными гаджетами, просмотр агрессивного интернет-контента, стремление к ежедневному длительному общению в социальных сетях — всё это приводит к физическим и умственным перегрузкам, эмоциональному перенапряжению.


Что делать, чтобы избежать опасности


Самый простой, доступный и надёжный способ — не находиться в зоне опасности, своевременно покинуть её или максимально сократить время пребывания в ней. Для этого нужно знать внешние признаки проявления опасных ситуаций, причины их возникновения, а также механизм развития опасности. Так, например, если предстоит в вечернее время в одиночку вернуться домой, следует выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь, каким бы долгим и неудобным он ни показался. Это обеспечит и личную безопасность, и сохранность имущества. А при подготовке к мероприятию с массовым пребыванием людей следует выбрать свободную, удобную одежду и комфортную обувь, осмотреться на месте, определить местонахождение эвакуационных выходов и пути подхода к ним, а после окончания мероприятия не спешить к выходу, не толкаться, следовать общему порядку и указателям.

Важно уметь слышать и правильно интерпретировать сообщения о вероятном проявлении той или иной опасной ситуации.

Если зимой в метеосводке прошла информация о предстоящем резком понижении температуры воздуха, следует воздержаться от лыжной прогулки, похода в парковую зону и т. д. Необходимо внимательно относиться к информации такого рода, стараться её обобщать и анализировать, действовать в соответствии с правилами безопасности и здравым смыслом.


Если опасность возникла внезапно, застала врасплох


Важно сохранять самообладание и чувство реальности, стараться не совершать необдуманных, рискованных поступков и действий. В опасной зоне требуется сохранять повышенную бдительность и осторожность, своевременно реагировать на возникающие внешние угрозы, выполнять правила безопасного поведения, со многими из которых вы познакомитесь в курсе «Основы безопасности и защиты Родины».

Товарищ в чате предложил другу прогуляться в парк: «Надоело дома сидеть из-за этого коронавируса. Я знаю укромное место в парке, там никого не бывает. Это не опасно».



Ситуационная задача

«Отлично, только маску надеть не забудь», — согласился друг.

1) Проанализируйте сложившуюся ситуацию.

2) Дайте оценку соблюдению принципов безопасного поведения.



Повседневная жизнь постоянно подтверждает актуальность общих принципов безопасного поведения. Предвидение опасности, знание её признаков и внешних факторов помогает не только снизить риски, но и избежать беды, сохранить жизнь. Сотрудник пожарной охраны в г. Верхотурье Свердловской области Денис Степанов, услышав потрескивание и шуршащий звук, идущий со стороны крыши дома, предвидя опасность падения снега, метнулся к гулявшему возле дома двухлетнему малышу и вовремя оттолкнул его в сторону. Снежный ком лишь сбил с ног Дениса. По оценкам специалистов, с крыши съехало почти 1,5 м3 снега весом около 500 кг.


Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях


Наша повседневная жизнь (учёба, труд, отдых) должна базироваться на модели индивидуального безопасного поведения, например, при возникновении ситуации реальной опасности следует руководствоваться первым и вторым правилами безопасного поведения (предвидеть опасность и по возможности её избегать):

1. Определите опасность.

2. Оцените риски и их возможные появления.

3. Продумайте меры, которые позволят снизить риски, применяйте их.

4. Убедитесь, что знаете, что делать, если опасность реализуется и наступит экстремальная или чрезвычайная ситуация.

Все опасные и чрезвычайные ситуации имеют свою специфику и зависят от конкретных обстоятельств. В любом случае необходимо помнить о возможности наступления риска и уметь на практике применять правила безопасного поведения.

Помните! Чем выше риск, тем серьёзнее должны быть меры защиты от его наступления.



Это надо знать

При перерастании опасной ситуации в чрезвычайную необходимо следовать третьему правилу безопасного поведения (при необходимости действовать):

1. Сохранять спокойствие самому и призвать окружающих к спокойствию.

2. По возможности немедленно позвонить по телефону вызова экстренной службы «1*1*2» (сообщить фамилию, имя, отчество, адрес и причину вызова) .

3. При отсутствии прямой угрозы оставаться на месте до прибытия экстренных служб, действовать в соответствии с обстановкой.

4. При необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

5. После прибытия экстренных служб строго выполнять их рекомендации, не мешать им.

6. После удаления из зоны чрезвычайной ситуации сообщить родным (друзьям) о месте своего нахождения.

Телефоны вызова экстренных служб подбираются таким образом, чтобы их можно было легко запомнить. А произносятся они правильно не «сто двенадцать», а «один-один-два», так, чтобы этот номер мог запомнить и набрать даже маленький ребёнок.



Внимание

Знания и умения, полученные в курсе ОБЗР (ОБЖ), помогут не оказаться беспомощным в различных жизненных ситуациях.



В словаре русского языка лингвиста С. И. Ожегова слово «правило» определяется как «постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь». Правила — это мудрые и разумные нормы поведения, которые не выдумываются и не меняются по чьей-то прихоти. Правила поведения вырабатываются и отрабатываются веками с учётом практического опыта. Они передаются из поколения в поколение, совершенствуясь, для того чтобы сделать нашу жизнь более комфортной и безопасной.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. На основе изученного материала сформулируйте определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности».

2. Объединившись в группы по три-четыре человека, попробуйте составить правила безопасного поведения для различных ситуаций. Например, путь в школу, поход в кинотеатр, пикник на природе. Представьте данные в виде таблицы.

3. Оцените суть первого правила безопасной жизни и запишите в рабочую тетрадь условия, необходимые для его выполнения.

4. Объединитесь в группы по три-четыре человека и подготовьте презентацию для учащихся младших классов на тему «Предвидеть опасность означает её победить».

5. Примите участие в конкурсе «Лаборатория безопасности». Объединитесь в группы по три-четыре человека и в течение недели понаблюдайте за поведением окружающих вас людей. Составьте таблицу примеров нарушения первого и второго правил безопасной жизни.

6. Представьте в тетради в виде тезисов доказательство утверждения: «Высокий индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности — основа развития общества и государства».




ОБОБЩАЕМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Вы знаете:

• в жизни человека незримо присутствуют опасности, сопровождающие его в любом виде деятельности;

• иногда опасности носят скрытый, потенциальный характер, иногда проявляются быстро, стремительно перерастая в экстремальную и чрезвычайную ситуацию;

• вероятность реализации опасности во многом зависит от самого человека: знаний её источников и факторов, умений грамотно и безопасно действовать в различных повседневных ситуациях, способности разрабатывать и следовать модели индивидуального безопасного поведения.

Вы осознали:

• рискованное (рисковое) поведение — поведение, при котором нарушен баланс между вероятностью наступления негативного события и мерами профилактики, предупреждения и защиты (минимизации) от наступления этого события;

• общие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, следование которым позволяет не только значительно снизить риски их проявления, но и полностью устранить.

Вы убедились:

• риск проявления окружающих человека угроз определяется его культурой безопасности жизнедеятельности — уровнем подготовки в области безопасности жизнедеятельности, осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения;

• чем выше риск, тем серьёзнее должны быть меры защиты от его наступления.

Вы рассмотрели:

• механизм развития чрезвычайной ситуации, в ходе моделирования которого раскрыли общие принципы безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать, являющиеся основой модели индивидуального безопасного поведения.




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

ООН: http://gotourl.ru/9435

ВОЗ: http://gotourl.ru/9436

МВД http://gotourl.ru/9437

Лиза Алерт: http://gotourl.ru/9438





Наверх