Коротко о главном
Любая самая обыденная житейская ситуация довольно быстро может перерасти в чрезвычайную. Если знать, как срабатывает этот механизм, уметь распознавать признаки приближения опасности и вовремя предпринимать правильные действия, чрезвычайной ситуации можно избежать. Рассмотрим самые простые и одновременно наиболее надёжные правила безопасной жизни, способы избежать риска или минимизировать его.
Вы узнаете:
• в чем заключаются сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
• что такое уровни взаимодействия человека и окружающей его среды;
• как повседневная ситуация может перерасти в чрезвычайную ситуацию;
• какие существуют угрозы безопасности и общие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Вы наверняка помните формулировку первой из трёх основных аксиом безопасности: «Любая деятельность (или бездеятельность) потенциально опасна». Это значит, что опасность объективна, присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, постоянно его сопровождает. Но это не означает, что опасность обязательно должна проявиться в виде конкретного вреда, ущерба человеку, обществу и государству. Она имеет вероятностно-антропогенный характер, и уровень её фактического проявления определяется практическими действиями и поступками человека.
Это интересно
Чем более грамотные действия совершает человек, чем более целесообразно он действует в той или иной жизненной ситуации, тем меньше вероятность проявления опасности. И наоборот, нарушение правил безопасного поведения, низкий уровень культуры безопасности жизнедеятельности способствуют перерастанию потенциальной угрозы в реальный ущерб, штатного события — в экстремальную, а затем и чрезвычайную ситуацию.
Понимание природы окружающих человека опасностей, признаков и рисков их проявления позволяет нам вовремя заметить опасность, суметь её избежать и создать оптимальные условия для своего развития, а также процветания общества и государства. Этому учат простые правила безопасной жизни, и преимущественно на этом должны быть сосредоточены усилия каждого из нас. Не случайно вторая аксиома безопасности жизнедеятельности звучит так: «Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия».
Человечество в ходе своего развития непрерывно вырабатывало простые и общепринятые нормы и правила безопасного поведения, многие из которых наши прадеды зашифровали в поговорках. В таком виде мудрые и полезные советы легко передаются из уст в уста и, побеждая время, надёжно хранятся в народной памяти: «Не всякому верь, запирай крепче дверь», «Не уверен, не берись», «Не зная броду, не суйся в воду». Эти и другие народные поговорки являются уникальным воплощением первого правила безопасной жизни — «предвидеть опасность», ясными и простыми правилами разумного поведения.
Можно выделить несколько уровней взаимодействия человека и окружающей его среды:
1. Комфортный (обеспечиваются лучшие условия жизнедеятельности человека) .
2. Допустимый (наблюдается дискомфорт, снижение эффективности деятельности человека, но в целом условия приемлемые).
3. Опасный (сила негативного проявления внешних факторов превышает допустимый уровень и может оказать отрицательное воздействие на человека).
4. Экстремальный (сила негативного воздействия окружающей среды на человека меняется внезапно, что приводит к быстрому росту угрожающих факторов и высокому риску их проявления).
5. Чрезвычайный (высокие уровни негативного воздействия наносят (или уже нанесли) ущерб здоровью и жизни человека).
Приведите примеры для каждого уровня взаимодействия человека и окружающей среды.
Следует знать, что полноценное развитие как отдельной личности, так и общества (государства) в целом возможно на комфортном (в крайнем случае допустимом) уровне взаимодействия с окружающей средой. Безопасность жизнедеятельности оказывается под угрозой при возникновении опасной ситуации, которая при неблагоприятном развитии событий может перерасти в экстремальную или даже чрезвычайную ситуацию.
Опасная ситуация — совокупность обстоятельств, при которых опасности — вредные факторы, способные причинить ущерб человеку, обществу, государству и окружающей среде, имеют риск реализации.
Экстремальная ситуация — совокупность обстоятельств, при которых риск проявления опасности стремительно возрастает, а для её предотвращения требуются огромные усилия человека, общества, государства.
Например, пренебрежение требованиями безопасности при эксплуатации газового оборудования или купании в водоёмах является опасной ситуацией, где наблюдается определённый риск возникновения угроз, но они реально не проявились. Дальнейшее несоблюдение правил безопасного поведения, которое приводит к осложнению обстоятельств, например утечка газа или заплыв в одиночку в центр водоёма, характеризует возникновение экстремальной ситуации. Здесь наблюдается резкое возрастание риска угроз, их реальный характер. При дальнейшем игнорировании правил безопасного поведения экстремальная ситуация перерастает в чрезвычайную: взрыв, или отравление газом, или стремительная потеря сил, паника и утопление.
Как видно из примеров, в большинстве случаев негативные факторы повседневной жизнедеятельности нарастают постепенно, последовательно проходя стадии опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций. Однако бывают ситуации, когда опасность реализуется настолько быстро, что ситуация из комфортной превращается в чрезвычайную (например, землетрясение).
Чрезвычайная ситуация — обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Вы знаете, что каждая повседневная ситуация содержит остаточный риск и за счёт воздействия внешних и внутренних вредных факторов обладает потенциальной опасностью. В условиях потенциальной угрозы человек, соблюдая правила и рекомендации, грамотно действуя, способен удержать риск на приемлемом уровне и обеспечить комфортные (допустимые) условия жизни.
В случае нарушения правил безопасного поведения риск опасности возрастает, и потенциальная угроза перерастает в ситуацию реальной опасности для человека. Однако, если своевременно предпринять меры, подкорректировав действия, снизить риски, можно стабилизировать ситуацию, устранить реальную угрозу и вернуться к комфортным (допустимым) условиям жизнедеятельности. При дальнейшем нарушении норм и требований безопасного поведения риск проявления угрозы будет стремительно нарастать и развиваться в экстремальную ситуацию. На этой стадии до беды недалеко, риск проявления опасности очень высокий и для её нейтрализации требуются экстренные меры, колоссальные усилия как со стороны самого человека, так и со стороны общества, государства. Если бездействовать и в этом случае, ситуация полностью выйдет из-под контроля, станет чрезвычайной. Как показывает опыт повседневной жизнедеятельности, последствия чрезвычайных ситуаций крайне тяжелы. Как правило, они сопряжены с человеческими жертвами, причинением ущерба окружающей среде, значительными материальными потерями.
Конкурс «Лаборатория безопасности»
С использованием модели развития чрезвычайной ситуации и Интернета проанализируйте механизм возникновения любой реальной чрезвычайной ситуации. Поделитесь своими выводами с одноклассниками.
Но как же противостоять угрозам, не допустить перерастания потенциальной опасности в чрезвычайную ситуацию?
Необходимо следовать простым и общим правилам безопасной жизни.
Мир полон опасностей. Несчастные случаи происходят с людьми на улице, дома, на отдыхе, на работе. Как правило, уже после того, как негативное событие произошло, человек начинает задумываться о его причинах, рассуждать, как следовало бы поступить, чтобы избежать этого. Здравый смысл подсказывает, что находить целесообразное решение в сложной ситуации нужно заранее. Этому учит и народная мудрость: «Не обдумавши, ничего не начинай». Её смысл заключается в том, что прежде следует распознать и оценить окружающую обстановку, затем принять взвешенное решение, а потом правильно и безопасно действовать.
Внимание
Основой модели индивидуального безопасного поведения являются общие правила безопасной жизни, на которых человек, исходя из знаний и личного опыта, выстраивает персональное безопасное поведение.
Большинство мер по предупреждению опасности очень доступны, удивительно просты и логичны. Парадоксально, но именно поэтому многие неприятности и происходят: люди считают правила безопасного поведения слишком банальными, чтобы их соблюдать. Яркий пример халатного отношения к угрозе своему физическому здоровью — нарушение правил дорожного движения. Трудно найти человека, который не знал бы, например, для чего нанесена разметка пешеходного перехода или с какой целью установлены светофоры. Однако многие почему-то игнорируют следование правилам, в итоге почти половина дорожно-транспортных происшествий случается по вине пешеходов.
Другой, ставшей уже обыденной, угрозой психическому здоровью является нарушение режима труда (учёбы) и отдыха. Регулярное недосыпание, избыточные физические занятия в фитнес-зале, излишнее увлечение модными гаджетами, просмотр агрессивного интернет-контента, стремление к ежедневному длительному общению в социальных сетях — всё это приводит к физическим и умственным перегрузкам, эмоциональному перенапряжению.
Самый простой, доступный и надёжный способ — не находиться в зоне опасности, своевременно покинуть её или максимально сократить время пребывания в ней. Для этого нужно знать внешние признаки проявления опасных ситуаций, причины их возникновения, а также механизм развития опасности. Так, например, если предстоит в вечернее время в одиночку вернуться домой, следует выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь, каким бы долгим и неудобным он ни показался. Это обеспечит и личную безопасность, и сохранность имущества. А при подготовке к мероприятию с массовым пребыванием людей следует выбрать свободную, удобную одежду и комфортную обувь, осмотреться на месте, определить местонахождение эвакуационных выходов и пути подхода к ним, а после окончания мероприятия не спешить к выходу, не толкаться, следовать общему порядку и указателям.
Важно уметь слышать и правильно интерпретировать сообщения о вероятном проявлении той или иной опасной ситуации.
Если зимой в метеосводке прошла информация о предстоящем резком понижении температуры воздуха, следует воздержаться от лыжной прогулки, похода в парковую зону и т. д. Необходимо внимательно относиться к информации такого рода, стараться её обобщать и анализировать, действовать в соответствии с правилами безопасности и здравым смыслом.
Важно сохранять самообладание и чувство реальности, стараться не совершать необдуманных, рискованных поступков и действий. В опасной зоне требуется сохранять повышенную бдительность и осторожность, своевременно реагировать на возникающие внешние угрозы, выполнять правила безопасного поведения, со многими из которых вы познакомитесь в курсе «Основы безопасности и защиты Родины».
Товарищ в чате предложил другу прогуляться в парк: «Надоело дома сидеть из-за этого коронавируса. Я знаю укромное место в парке, там никого не бывает. Это не опасно».
«Отлично, только маску надеть не забудь», — согласился друг.
1) Проанализируйте сложившуюся ситуацию.
2) Дайте оценку соблюдению принципов безопасного поведения.
Повседневная жизнь постоянно подтверждает актуальность общих принципов безопасного поведения. Предвидение опасности, знание её признаков и внешних факторов помогает не только снизить риски, но и избежать беды, сохранить жизнь. Сотрудник пожарной охраны в г. Верхотурье Свердловской области Денис Степанов, услышав потрескивание и шуршащий звук, идущий со стороны крыши дома, предвидя опасность падения снега, метнулся к гулявшему возле дома двухлетнему малышу и вовремя оттолкнул его в сторону. Снежный ком лишь сбил с ног Дениса. По оценкам специалистов, с крыши съехало почти 1,5 м3 снега весом около 500 кг.
Наша повседневная жизнь (учёба, труд, отдых) должна базироваться на модели индивидуального безопасного поведения, например, при возникновении ситуации реальной опасности следует руководствоваться первым и вторым правилами безопасного поведения (предвидеть опасность и по возможности её избегать):
1. Определите опасность.
2. Оцените риски и их возможные появления.
3. Продумайте меры, которые позволят снизить риски, применяйте их.
4. Убедитесь, что знаете, что делать, если опасность реализуется и наступит экстремальная или чрезвычайная ситуация.
Все опасные и чрезвычайные ситуации имеют свою специфику и зависят от конкретных обстоятельств. В любом случае необходимо помнить о возможности наступления риска и уметь на практике применять правила безопасного поведения.
Помните! Чем выше риск, тем серьёзнее должны быть меры защиты от его наступления.
При перерастании опасной ситуации в чрезвычайную необходимо следовать третьему правилу безопасного поведения (при необходимости действовать):
1. Сохранять спокойствие самому и призвать окружающих к спокойствию.
2. По возможности немедленно позвонить по телефону вызова экстренной службы «1*1*2» (сообщить фамилию, имя, отчество, адрес и причину вызова) .
3. При отсутствии прямой угрозы оставаться на месте до прибытия экстренных служб, действовать в соответствии с обстановкой.
4. При необходимости оказать первую помощь пострадавшим.
5. После прибытия экстренных служб строго выполнять их рекомендации, не мешать им.
6. После удаления из зоны чрезвычайной ситуации сообщить родным (друзьям) о месте своего нахождения.
Телефоны вызова экстренных служб подбираются таким образом, чтобы их можно было легко запомнить. А произносятся они правильно не «сто двенадцать», а «один-один-два», так, чтобы этот номер мог запомнить и набрать даже маленький ребёнок.
Внимание
Знания и умения, полученные в курсе ОБЗР (ОБЖ), помогут не оказаться беспомощным в различных жизненных ситуациях.
В словаре русского языка лингвиста С. И. Ожегова слово «правило» определяется как «постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь». Правила — это мудрые и разумные нормы поведения, которые не выдумываются и не меняются по чьей-то прихоти. Правила поведения вырабатываются и отрабатываются веками с учётом практического опыта. Они передаются из поколения в поколение, совершенствуясь, для того чтобы сделать нашу жизнь более комфортной и безопасной.
1. На основе изученного материала сформулируйте определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности».
2. Объединившись в группы по три-четыре человека, попробуйте составить правила безопасного поведения для различных ситуаций. Например, путь в школу, поход в кинотеатр, пикник на природе. Представьте данные в виде таблицы.
3. Оцените суть первого правила безопасной жизни и запишите в рабочую тетрадь условия, необходимые для его выполнения.
4. Объединитесь в группы по три-четыре человека и подготовьте презентацию для учащихся младших классов на тему «Предвидеть опасность означает её победить».
5. Примите участие в конкурсе «Лаборатория безопасности». Объединитесь в группы по три-четыре человека и в течение недели понаблюдайте за поведением окружающих вас людей. Составьте таблицу примеров нарушения первого и второго правил безопасной жизни.
6. Представьте в тетради в виде тезисов доказательство утверждения: «Высокий индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности — основа развития общества и государства».
Вы знаете:
• в жизни человека незримо присутствуют опасности, сопровождающие его в любом виде деятельности;
• иногда опасности носят скрытый, потенциальный характер, иногда проявляются быстро, стремительно перерастая в экстремальную и чрезвычайную ситуацию;
• вероятность реализации опасности во многом зависит от самого человека: знаний её источников и факторов, умений грамотно и безопасно действовать в различных повседневных ситуациях, способности разрабатывать и следовать модели индивидуального безопасного поведения.
Вы осознали:
• рискованное (рисковое) поведение — поведение, при котором нарушен баланс между вероятностью наступления негативного события и мерами профилактики, предупреждения и защиты (минимизации) от наступления этого события;
• общие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, следование которым позволяет не только значительно снизить риски их проявления, но и полностью устранить.
Вы убедились:
• риск проявления окружающих человека угроз определяется его культурой безопасности жизнедеятельности — уровнем подготовки в области безопасности жизнедеятельности, осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения;
• чем выше риск, тем серьёзнее должны быть меры защиты от его наступления.
Вы рассмотрели:
• механизм развития чрезвычайной ситуации, в ходе моделирования которого раскрыли общие принципы безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности её избегать, при необходимости действовать, являющиеся основой модели индивидуального безопасного поведения.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
ООН: http://gotourl.ru/9435
ВОЗ: http://gotourl.ru/9436
МВД http://gotourl.ru/9437
Лиза Алерт: http://gotourl.ru/9438