Коротко о главном
Передвижение пешком является одним из наиболее распространённых способов преодоления расстояния. Можно сказать, что любой маршрут, например из дома в школу, начинается и заканчивается пешей ходьбой. Иногда добраться до нужного места можно только пешком. Чтобы дорога была безопасной, нужно знать и соблюдать определённые правила, уметь читать знаки, быть внимательным и проявлять уважение к другим участникам движения.
Вы узнаете:
• какие правила дорожного движения должен знать и соблюдать пешеход;
• какие дорожные знаки существуют для пешеходов;
• что такое дорожные ловушки и как избежать их;
• для чего нужны световозвращающие элементы и всегда ли надо их применять.
Ходьба повышает физическую активность, насыщает кислородом организм, улучшает настроение. Кроме того, это самый экологичный способ передвижения.
Вы уже знаете, что пешеход — это человек, находящийся вне транспортного средства (ТС) на дороге или на пешеходной/велопешеходной дорожке (за исключением тех, кто осуществляет на них какие-то работы).
Также вы узнаете, что к пешеходам относятся и люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты. Особой популярностью у детей и взрослых в последнее время пользуются средства индивидуальной мобильности, такие как моноколесо, сегвей, гироскутер. Если вы передвигаетесь с их помощью, вы тоже пешеход!
По мнению экспертов, главными недостатками конструкции самоката являются короткая база и высокий центр тяжести, что значительно увеличивает риск падения вперёд при резком торможении и в случае столкновения. Поэтому при катании на самокате используйте средства защиты головы, коленей и локтей.
Пешеходом также считается человек, который бежит, совершает пешую прогулку, сидит или лежит на дороге (на тротуаре, пешеходной дорожке).
Главными помощниками участников дорожного движения — как водителей, так и пешеходов — являются знаки дорожного движения. Они помогают избежать хаоса, ведь их знание и соблюдение предотвращают аварии, помогают ориентироваться в ситуации на дороге и принимать правильные и своевременные решения. Знаки существуют в виде графических рисунков, а в зависимости от того, к какой группе они относятся, имеют определённую форму и цвет.
Знаки в форме треугольника с красной окантовкой относятся к группе предупреждающих знаков. Например, знак «Дети» предупреждает водителя о приближении к участку дороги, где находится школа, детский сад или оздоровительный лагерь. Для водителя это является сигналом, что на проезжей части могут появиться дети и надо быть очень осторожным!
Знаки круглой формы с красной окантовкой относятся к группе запрещающих знаков, поскольку запрещают или ограничивают движение на каком-то участке дороги.
Знак Движение пешеходов запрещено» запрещает движение пешеходов на участке дороги, обозначенном этим знаком.
По дороге в школу вы наверняка видите знак «Пешеходный переход». Обратите внимание на его форму и цвет. Он квадратный, а изображение дано на голубом фоне. Этот знак относится к группе з писаний и указывает на то место проезжей части дороги, где разрешено её переходить. Знак «Пешеходный переход» устанавливается около специальной разметки для пешеходов — «зебры».
Существует другой вид знака «Пешеходный переход» — треугольной формы с красной окантовкой. Вспомните, что обозначают знаки такой формы. Кому адресован этот знак и о чём он предупреждает?
Знак «Пешеходный переход» предупреждает водителя о приближении к пешеходному переходу.
Дорожные знаки круглой формы с изображением на голубом фоне относятся к группе предписывающих знаков.
Знак «Пешеходная дорожка» обозначает место, предназначенное только для движения пешеходов. Находясь в зоне действия этого знака, пешеходы должны соблюдать общие правила поведения: придерживаться правой стороны дороги, не мешать другим участникам движения.
Помимо знаков, важную роль в регулировании дорожного движения играет светофор.
В нашей стране первые светофоры были установлены в 1930 г. в Ленинграде (сейчас — Санкт-Петербург) и Москве. Новое понятие официально вошло в русский язык в 1932 г., когда слово «светофор» включили в Большую советскую энциклопедию.
Расположение цветовых сигналов в первых светофорах отличалось от привычного нам: раньше вверху находился зелёный сектор, а внизу — красный. Впоследствии из соображений безопасности секторы поменяли местами. В настоящее время во всех странах мира принята единая последовательность сигналов светофора: вверху — красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
В наши дни все светофоры электрические. Светофоры бывают транспортные, велосипедные и пешеходные. Различаются они количеством сигналов: у транспортного и велосипедного светофора три сигнала, а у пешеходного — два. Пешеходные переходы, оборудованные светофорами, называются регулируемыми.
Подойдя к регулируемому пешеходному переходу, пешеходы должны руководствоваться правилами безопасного перехода дороги и сигналами светофора, предназначенного для пешеходов, а при его отсутствии — сигналами светофора для водителей.
На пешеходном светофоре разрешающий движение зелёный сигнал изображается в виде идущего человечка, а красный, запрещающий, — в виде стоящего человечка.
Даже если включился зелёный сигнал светофора, не спешите переходить дорогу, убедитесь, что водители видят вас и намерены пропустить. Двигайтесь без суеты, в потоке других пешеходов, перпендикулярно краю проезжей части.
Если пешеходный переход нерегулируемый (есть знак «Пешеходный переход» и дорожная разметка «зебра», а светофора нет или он не работает), действовать надо так же, как и при переходе регулируемого пешеходного перехода — руководствуясь Правилами дорожного движения.
Если в зоне видимости пешеходный переход отсутствует, надо найти просматриваемый в оба направления движения участок дороги без ограждений, дождаться, когда проедут транспортные средства, и, убедившись в собственной безопасности, без суеты перейти проезжую часть.
Правила безопасного перехода дороги — руководство для пешехода:
1. Приближаясь к пешеходному переходу, замедлите шаг (даже если вы спешите!) и оцените обстановку осмотритесь.
2. Подойдя к пешеходному переходу, убедитесь, что водители движущихся ТС видят вас и намерены пропустить (снижаютскорость или уже остановились). Для этого установите зрительный контакт с водителем. Это касается и водителей транспортных средств, находящихся на соседних полосах движения.
3. Принимая решение о переходе дороги, помните, что движущееся транспортное средство может быть неисправно, дорога скользкой, а водитель уставшим или неопытным.
4. Наберитесь терпения и дождитесь зелёного сигнала светофора, если пешеходный переход регулируемый, а затем юдождите ещё 2—3 секунды Это время необходимо для недисциплинированного водителя транспортного средства, который не успевает вовремя затормозить (особенно на скользкой дороге). Запомните: автомобиль не может остановиться мгновенно!
5. Если, начав переход дороги, вы увидели движущееся ТС, вернитесь на тротуар.
6. Пешеход должен уступить дорогу ТС, движущемуся с включённым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Если в это время пешеход находится на проезжей части, он должен покинуть её, соблюдая меры предосторожности и личной безопасности.
7. Принимайте решение о переходе через проезжую часть, убедившись в личной безопасности. Поведение других участников дорожного движения может быть опасным и не всегда соответствовать ПДД.
8. Перебегать дорогу на жёлтый сигнал светофора ОПАСНО, так как транспортные средства, находящиеся в дальних рядах, могут преждевременно начать движение или продолжить его, рассчитывая на то, что вскоре включится зелёный сигнал.
• Выбегать и неожиданно выходить на дорогу или пешеходный переход.
• Переходить дорогу вне пешеходного перехода в случае, если он имеется в пределах зоны видимости.
• Задерживаться/останавливаться на проезжей части дороги.
• Внезапно появляться в непосредственной близости от движущихся на небольшой скорости транспортных средств, поскольку на соседней полосе может двигаться с большей скоростью другое транспортное средство, которое вы, возможно, не заметите.
• Разговаривать по телефону, использовать наушники, носить капюшон, полностью закрывающий боковой обзор.
• Выходить на проезжую часть из-за препятствия или транспортного средства, стоящего вдоль дороги.
• Попадать в так называемые «слепые зоны», в которых водитель не заметит пешехода.
Право преимущества пешехода, находящегося на пешеходном переходе, перед водителем транспортного средства не означает, что пешеход может и должен выходить на проезжую часть, не убедившись в своей безопасности, в любой удобный для себя момент, не считаясь с дорожной обстановкой.
Дорожная среда всегда реагирует на наши действия и сама подаёт сигналы. При движении по улице важно слышать и видеть, что происходит вокруг, поэтому позаботьтесь о том, чтобы телефон, наушники и другие предметы не отвлекали вас, а головной убор не закрывал обзор.
Средства индивидуальной мобильности (СИМ) стали удобным и быстрым способом передвижения. Они позволяют экономить время и становятся заменой пешей ходьбе.
Самая первая разновидность мотосамоката была создана в 1915 г. нью-йоркской фирмой Autoped. Автопед — устройство с двумя 15-дюймовыми колёсами, колонкой рулевого управления с бензиновым либо электрическим мотором, которое развивало скорость до 40 км/ч. Первые электросамокаты уже использовались в то время, когда ещё не было Правил дорожного движения в их современном варианте.
СИМ условно можно разделить на две группы:
механические — используется мускульная энергия человека: роликовые коньки, самокаты, скейтборды;
электрические — используется электродвигатель: гироскутеры, сегвеи, моноколёса, электросамокаты.
СИМ | ||
Плюсы | Особенности | Минусы |
Экономичность (стоят недорого, не требуют расходов на топливо, стоянку и хранение) | Создание угроз для пешеходов (передвижение в местах для пешеходов) | Посредственная устойчивость (высокий центр тяжести требует непрерывных действий для контроля, слабое сцепление с поверхностью сырой и скользкой дороги) |
Простота в управлении (не требуют дополнительного обучения и специальных навыков) | Требуют хорошей координации движений | Угроза падения при наезде на препятствия из-за маленьких колёс |
Компактность (небольшие размеры, складываются, можно переносить в руках) | Требуют большего свободного пространства, не могут остановиться мгновенно | |
Экологичность (не загрязняют окружающую среду) | ||
Мобильность (высокая скорость движения и манёвренность) |
Мир стремительно меняется, и вместе с ним изменяются правила безопасности, наверняка в скором времени появятся и правила, регулирующие передвижение на этих, не так давно получивших большую популярность, средствах.
Однако сейчас в Правилах дорожного движения Российской Федерации лица, использующие СИМ, не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. Фактически сейчас они считаются пешеходами и должны выполнять обязанности пешеходов.
Правила поведения для пользователей СИМ
1. Передвигаться в разрешённых для пешеходов местах — по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пешеходных зонах, а также в местах, закрытых для движения транспорта — в парках, скверах, дворах и на специальных площадках для катания.
2. Переходить проезжую часть дороги по пешеходным переходам спешившись.
3. Двигаться с безопасной скоростью не более 15—20 км/ч. Манёвры должны быть плавными, аккуратными и предсказуемыми для других участников дорожного движения.
4. Использовать удобную и практичную одежду и обувь, не стесняющую движения, защитную экипировку (или средства пассивной защиты — велошлем, перчатки, наколенники, налокотники) и световозвращающие элементы, для обеспечения своей заметности в тёмное время суток.
5. Проверять исправность средства индивидуальной мобильности перед поездкой — отсутствие внешних повреждений, уровень заряда аккумулятора (при наличии), затяжку болтов, неизношенность колёс, подшипников и тормозной системы (при наличии), исправность рулевого механизма и соответствующее давление в шинах (при наличии).
6. Не использовать во время движения телефоны, наушники и иные гаджеты.
Когда сестра с младшим братом подбежали к перекрёстку, включился жёлтый сигнал светофора. «Не останавливайся. Машины стоят, успеем перебежать дорогу», — крикнул брат. «Давай подождём, — заявила сестра. — Мне нужно отдышаться, я устала».
1. Оцените предложения брата и сестры сточки зрения соблюдения Правил дорожного движения.
2. Следуя второму правилу безопасной жизни «по возможности избегать опасность», предложите наиболее безопасные действия в данной ситуации.
Объединитесь в группы по три-четыре человека и снимите видеоролик на тему «Правила перехода проезжей части», который для ваших сверстников станет своего рода социальной рекламой.
Соблюдайте правило «слушай — смотри — чувствуй — действуй», чтобы быть готовым к изменению ситуации и правильно отреагировать на неё.
1. «Слушай» — старайтесь улавливать звуки, выделяющиеся из общегородского шума (вой сирены, визг тормозов, скрип снега под ногами, шум снега, падающего с крыши, раскаты грома и т. д.).
2. «Смотри» — наблюдайте за всем, что происходит вокруг вас. Наблюдательность — очень ценное качество личности, которое позволяет человеку вовремя заметить опасность на дороге и, возможно, даже спасти жизнь! Попробуйте понаблюдать за пешеходами, идущими в одном с вами направлении, за движущимися автомобилями. Постарайтесь предугадать действия какого-то участника дорожного движения.
3. «Чувствуй» — улавливайте запахи вокруг себя (запах свежести и тепла — скоро лето; запах раскалённого асфальта — надо надеть головной убор; запах гари, жжёной резины — опасность, возможно, произошло ДТП), прислушивайтесь к своим ощущениям.
4. «Действуй» — в любой ситуации, особенно экстренной, действовать надо чётко и спокойно, не поддаваясь панике. Чтобы на дороге чувствовать себя уверенно, надо знать правила и соблюдать их.
Эксперты рекомендует пешеходам при нахождении на дороге не совершать неожиданных действий: быстро ускоряться и поворачиваться, внезапно останавливаться и менять направление движения, резко выходить на проезжу е часть. Такие действия могут выть опасны как для самого пешехода, так и для других участников дорожного движения.
Ситуация на дороге постоянно меняется, а значит, меняются и условия безопасности. Любой участник дорожного движения может попасть в дорожную ловушку — ситуацию непредвиденной опасности или обманчивой (ложной) безопасности на дороге. Чтобы этого не произошло, нужно научиться распознавать ловушки и избегать попадания в них.
1. Ловушка закрытого обзора подстерегает нас в зонах ограниченной видимости, встречающихся на нашем пути.
Что делать? Выходя из подъезда своего дома (магазина, школы, музея и т. д.), обратите внимание на ограждения (кусты, заборы, деревья), препятствующие обзору. За ними может таиться опасность, например движущиеся транспортные средства. Также обращайте внимание на стоящие автомобили: их водители могут внезапно начать движение, не заметив вас. Применяйте правило «слушай — смотри — чувствуй — действуй». Выбирайте маршрут, где дорога в обе стороны хорошо просматривается.
2. Ловушка отвлечённого внимания опасна тем, что, потеряв бдительность или отвлёкшись на что-то (звонок по телефону, беседа с приятелем и т. д.), мы можем не заметить приближающийся к нам автомобиль.
Что делать? Будучи участником дорожного движения, не отвлекайтесь на посторонние предметы, будьте бдительны, заботьтесь о своей безопасности.
3. Ловушка «пустынная дорога», как правило, существует внутри жилых комплексов, на территориях, окружённых деревьями и кустарниками. Часто такие тихие улочки привлекают любителей активного отдыха для проведения досуга — катания на скейтборде, велосипеде, игры в футбол, вышибалы и др. Какой бы спокойной ни была дорога, по ней в любую секунду может проехать автомобиль.
Что делать? Помните о том, что для подвижных игр и прочих спортивных мероприятий отведены специальные места (площадки, велодорожки и т. д.), где движение автомобилей запрещено.
В тёмное время суток пешеходу необходимо использовать световозвращающие элементы (световозвращатели, катафоты). Так пешеход не только обеспечивает свою безопасность, но и проявляет культуру, заботу и уважение к другим участникам дорожного движения.
Самый простой способ защитить себя — быть заметным на дороге!
Создатель первого катафота — англичанин Перси Шоу. На идею о разработке световозвращателя его вдохновила собственная кошка: Перси обратил внимание на то, что в её глазах отражается свет фар, и эта особенность строения глаз некоторых ночных и сумеречных животных легла в основу столь нужного и полезного изобретения.
Существуют как съёмные световозвращающие элементы — браслеты, брелоки, значки, жилеты, накладки на спицы велосипедов, катафоты, — так и несъёмные, являющиеся частью одежды. Для одежды инспекторов дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, а также представителей специальных технических служб, которым приходится работать в тёмное время суток, такие элементы уже предусмотрены.
В ряде стран с целью защиты от водителей-лихачей световозвращателями обеспечивают животных. Так, в Индии световозвращатели располагают на лбу у слонов — священных для этой страны животных, а в Финляндии и Норвегии световозвращающий спрей наносят на рога оленей.
Пешеходы, использующие световозвращающие элементы, попадают в ДТП в 6—8 раз реже, чем те, у кого таких элементов нет на одежде. Чем раньше водитель увидит пешехода, тем больше времени у него для торможения.
Если автомобиль в тёмное время суток движется с ближним светом фар, то пешеход со световозвращателем заметен для водителя на расстоянии до 200 м, а без световозвращателя — на расстоянии всего 50 м; при включённом дальнем свете фар пешеход со световозвращателем заметен для водителя на расстоянии примерно 350 м, без световозвращателя — на расстоянии 100 м!
Наилучшим эффектом обладают световозвращающие элементы серо-белого и лимонного цветов.
Световозвращатели: где размещать?
• На верхней одежде, обуви, головном уборе;
• на рюкзаке, сумке;
• на коляске, роликах, велосипедах, самокатах, санках;
• на велошлеме и другой специальной защитной спортивной амуниции; на открытых участках тела (в летний период).
Световозвращатели: как размещать?
• На высоте 80—100 см от земли;
• с каждой стороны: слева, справа, спереди и сзади;
• одновременно съёмные и несъёмные световозвращающие элементы; чем больше, тем лучше, количественных ограничений нет.
1. Кто такой пешеход? Какие ловушки могут встретиться ему на дороге?
2. Используя электронные карты из Интернета, разработайте на отдельном листе схему движения от дома до школы или до другого часто посещаемого места. Следуя первому правилу безопасной жизни «предвидеть опасность», отметьте на маршруте наиболее опасные места. Обоснуйте свой выбор.
3. Объединитесь в группы по три-четыре человека, разработайте правила катания на элекгросамокате (пять-шесть пунктов) и представьте их перед классом.
4. Как вы думаете, почему световозвращающие элементы необходимо размещать на высоте от 80 см до 1 м от земли?
5. Выпишите в тетрадь все виды дорожных ловушек, дайте краткую характеристику каждого из них и укажите правила, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в эти ловушки. (Текст ответа можно дать в форме таблицы.)