План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 3.3
Безопасность пассажира



Коротко о главном

Безопасность передвижения в транспортном средстве зависит не только от его исправности и соблюдения водителем Правил дорожного движения, но и от дисциплинированности пассажиров — полноправных участников дорожного движения.

Вы узнаете:

• в какой момент пешеход превращается в пассажира;

• какие обязанности накладывает на пассажиров передвижение в общественном транспорте;

• действительно ли так важно пристёгиваться ремнём безопасности, находясь в машине;

• каким правилам должен следовать пассажир мотоцикла.


Практически в любом транспортном средстве, помимо водителя, который им управляет, могут находиться пассажиры. Так, например, если до школы вы идёте пешком, вы пешеход, если едете на велосипеде — велосипедист, а если добираетесь на машине кого-то из родителей — пассажир.

Человек становится пассажиром не в момент, когда он садится в транспортное средство, а когда он только принял решение перемещаться на нём и начал движение к двери автомобиля или в сторону остановки общественного транспорта.

У вас может возникнуть ошибочное впечатление, что пассажир освобождён от какой бы то ни было ответственности: всё, что требуется от него, — продумать маршрут и не пропустить нужную остановку. Давайте разберёмся, так ли это на самом деле.

За исправность транспортного средства перед поездкой и во время неё (работу тормозной системы, руля, фар, указателей поворота и давления в шинах) полностью отвечает водитель. Соблюдать правила дорожного движения тоже его задача. Тем не менее пассажир, садясь в автобус, троллейбус, такси или любое другое транспортное средство, одновременно с правами (например, правом бесплатного провоза детей до 7 лет, ручной клади, санок или коляски) приобретает обязанности (оплачивать проезд, в случае необходимости предъявлять контролёрам билет или другой проездной документ, выходить на конечной станции и т. д.). А ответственность за безопасность движения с того момента, как в салоне оказались пассажиры, из индивидуальной (для водителя) превращается в совместную!



Ситуационная задача

Время реакции водителя в среднем составляет 2 с. Рассчитайте расстояние, которое проезжает автомобиль за это время, для скоростей от 30 до 90 км/ч (с шагом 10 км/ч). Результаты представьте в тетради в виде таблицы. Для расчётов примените формулу, по которой вычисляется расстояние, проходимое автомобилем за время реакции водителя (St1 ):

St1 = t1 • V1,

где t1 — время реакции водителя; V1 — скорость транспортного средства.

Каждый пассажир должен понимать, что своими неправильными действиями он может серьёзно усложнить водителю управление транспортным средством!



Права и обязанности пассажиров


У пассажиров есть свои обязанности, а также права. Пассажир — это человек, который находится в транспортном средстве, входит или выходит из него. В Правилах дорожного движения Российской Федерации обязанности пассажиров описаны в пятом разделе. Их немного, но за пренебрежение ими предусмотрена административная ответственность.

Пассажир, как участник дорожного движения, может передвигаться в различных транспортных средствах: маршрутных и остальных транспортных средствах (в легковых, грузовых, на мотоциклах и др.).

Рассмотрим передвижение пассажиров в маршрутных транспортных средствах (или общественном транспорте) — автобусах, троллейбусах, трамваях (далее — МТС), которые осуществляют перевозки по чёткому графику, с фиксированным местом посадки и высадки пассажиров.

В МТС пассажиры имеют свои права, обязанности и должны соблюдать правила поведения при посадке, высадке и во время движения.

Основные права пассажиров МТС:

• узнать маршрут следования транспортного средства и требовать: от организации, осуществляющей перевозку, — чёткого следования заданному пути, от водителя — аптечку, от контролёра — специальное удостоверение;

• перевозить детей дошкольного возраста (до 7 лет) без платы за проезд (необходимо иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребёнка);

• пользоваться льготным (бесплатным) проездом отдельным категориям пассажиров на основании действующего законодательства (право бесплатного проезда не распространяется на провоз багажа);

• провозить бесплатно пару лыж в чехле, детские санки или коляску; выходить на остановке «по требованию», для этого необходимо предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору;

• перевозить животных (кошек, собак).

Основные обязанности пассажира МТС:

• дожидаться МТС в месте остановки у остановочного павильона или на приподнятой над проезжей частью дороги посадочной площадке;

• производить посадку и высадку в местах остановок МТС после полной остановки транспортного средства, не мешать входу и выходу в ТС другим пассажирам; оплатить проезд и провоз багажа до следующей после посадки остановки, сохранять проездной и багажный билеты до конца поездки, предъявлять их по первому требованию лиц, производящих контроль;

Оплата может производиться деньгами кондуктору или водителю, а также транспортной или банковской картой, электронным устройством (смартфоном, часами) с функцией бесконтактных платежей с использованием валидатора или водителю. Общаться с водителем можно ТОЛЬКО во время остановки.

• не мешать водителю и кондуктору в осуществлении их обязанностей;

• покинуть салон МТС на конечной остановке маршрута;

• не мешать окружающим пассажирам;

• сохранять целостность транспортного средства;

• при обнаружении забытых или неопознанных вещей сообщить водителю или кондуктору.

Кроме обязанностей, существует ряд действий, которые производить в МТС запрещено (не разрешено), например:

• приводить в действие механизмы по открытию дверей, использовать аварийную систему или её инструменты: молоток или иное устройство (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);

• отвлекать водителя разговорами во время движения, открывать окна и люки без разрешения водителя или кондуктора, высовываться в окна, выбрасывать мусор или иные предметы из окон или дверей;

• нарушать общественный порядок;

• курить, распивать спиртные напитки, проезжать в одежде, пачкающей окружающих пассажиров;

• проносить в транспортное средство огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в незавёрнутом виде; умышленно или неумышленно использовать МТС без оплаты проезда, предъявлять для оплаты чужие проездные билеты или документы (пенсионные удостоверения, социальные карты, студенческие билеты), дающие право на льготный или бесплатный проезд;

• оставлять ручную кладь на сиденьях.

Пассажирам необходимо соблюдать правила вежливости в МТС. При входе и выходе необходимо пропускать вперёд инвалидов, людей пожилого возраста, беременных женщин и пассажиров с детьми дошкольного возраста. Если взрослый едет с ребёнком, то при входе в МТС сначала заходит ребёнок, затем взрослый, при выходе — первым выходит взрослый, затем ребёнок. После посадки необходимо не задерживаться на входе и пройти внутрь салона. При поездке стоя — крепко держаться за поручень, а рюкзак или большую сумку снять со спины и держать в руке.

Знать свои права и обязанности необходимо каждому человеку, использующему МТС.

Разговор водителя по мобильному телефону во время управления транспортным средством повышает риск возникновения ДТП в четыре раза, а отправка СМС-сообщений — в шесть раз. Напомните об этом своим родителям! Позаботьтесь о них: старайтесь как можно меньше отвлекать их, когда они находятся за рулём.

Первый автобус был представлен публике 24 декабря 1801 г. в английском городе Кэмборн. Эго была машина с паровым двигателем, вмещающая восемь пассажиров. На её задней подножке стоял кочегар и непрерывно подбрасывал уголь в топку, из-за чего автобус при движении натужно пыхтел и извергал обильные клубы чёрного дыма. Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 г. Он двигался со скоростью около 12 км/ч. Спустя несколько лет, в 1901 г., первый автобус был построен в России. Он также был электрическим, вмещал десять пассажиров и мог развивать скорость до 20 км/ч.


Почему нужно пристёгиваться ремнём безопасности


Правила дорожного движения наряду с прочими обязанностями пассажиров предписывают им использовать ремень безопасности в тех транспортных средствах, где они являются необходимым конструктивным элементом.

Согласно ПДД, ремнём безопасности должен быть пристёгнут и водитель транспортного средства. Это не просто обязательное требование Правил, за нарушение которого предусмотрен штраф, но и условие безопасности. Не зря первыми ремень безопасности стали использовать пилоты военной и гражданской авиации. При ДТП применение ремня безопасности снижает риск получения травмы в 2—2,5 раза, а при опрокидывании автомобиля — в 5 раз.



Как правильно застегнуть ремень безопасности

В случае дорожно-транспортного происшествия основная сила удара приходится на плечевую и грудную части туловища, именно поэтому верхняя часть ремня должна проходить через плечо вдоль груди ближе к шее (а не под рукой, как считают многие). Нижняя часть (поясной ремень) должна опоясывать бёдра (а не живот). После того как ремень застёгнут, его надо натянуть и зафиксировать.



Пристёгнутый ремень безопасности может не только сохранить здоровье, но и спасти жизнь! Автомобиля, способного совершить мгновенную остановку, даже если у него отличная тормозная система, не существует. После начала торможения по инерции он проедет ещё несколько метров, и чем выше скорость, тем тормозной путь больше. При резком торможении, а также в случае дорожно-транспортного происшествия ремень безопасности защитит участников движения от:

— вылета (выброса) из автомобиля;

— удара о дверь, переднее сиденье, рулевое колесо;

— столкновений водителя с пассажирами, пассажиров между собой.

Ремень безопасности был изобретён в начале XIX в., однако массовое производство и применение началось столетие спустя — в 50-е гг. XX в. Первой страной, где официально был принят закон об обязательном использовании ремня безопасности, стала Швеция.

Всегда обращайте внимание тех, кто находится вместе с вами в салоне транспортного средства, что пристёгивание ремня — это обязанность, игнорировать которую нельзя.

При столкновении автомобилей, движущихся со скоростью 45—50 км/ч, пассажир, не пристёгнутый ремнём безопасности, испытывает силу удара, сопоставимую с ударом при падении примерно с третьего этажа.


Детские удерживающие устройства


Применение ремня безопасности — один из способов защиты пассажиров в транспортном средстве, и он больше подходит для взрослых и подростков. А если среди пассажиров есть совсем маленький по возрасту, росту или весу ребёнок? Можно ли ему пользоваться ремнём безопасности?

Для его безопасной перевозки в салоне автомобиля необходимо установить детское удерживающее устройство (автокресло). Вы наверняка знаете, о чём идёт речь, и наблюдали такие устройства в автомобиле родителей или кого-то из знакомых.

Детские удерживающие устройства работают примерно так же, как и ремень безопасности. Их конструкция предусматривает наличие элементов, которые при дорожно-транспортном происшествии или резком торможении автомобиля защитят маленького пассажира.

Согласно Правилам дорожного движения, в России детей до 11 лет следует перевозить в детских удерживающих устройствах (если пассажиру 10,5 или уже почти 11 лет, на него всё равно распространяется это правило). Такие устройства должны применяться, даже если нужно преодолеть совсем небольшое расстояние. Распространяется данное правило и на тех, кто едет в такси.

Будьте образцом безопасного поведения для окружающих людей. Напоминайте им о том, что за неиспользование ремня безопасности и детских удерживающих устройств предусмотрен штраф!



Это надо знать

Краш-тесты (испытания автомобилей на безопасность) показали, что автокресла в несколько раз уменьшают риск получения детьми травм в результате дорожно-транспортного происшествия, а также в большинстве случаев спасают им жизнь.


Что должен знать пассажир мотоцикла


Согласно Правилам дорожного движения, двигаться на мотоцикле по дороге водителю и пассажиру разрешено только в застёгнутых мотошлемах.

Принимая решение совершить поездку на мотоцикле, каждый должен отдавать себе отчёт в том, что это транспортное средство обладает низкой устойчивостью. И в этом его основная опасность. Кроме того, управлять мотоциклом может человек, достигший 18-летнего возраста и имеющий соответствующее водительское удостоверение.

После получения водительского удостоверения водитель мотоцикла в течение двух лет не имеет права перевозить пассажиров. Перемещаться на мотоцикле в качестве пассажира можно по достижении 12 лет и только на предназначенном для этого месте.

В некоторых странах Азии нарушаются установленные правила перевозки пассажиров, что повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и приводит к детскомутравматизму!


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. «Смотри, трамвай подъезжает, — сказала младшая сестра брату и продолжила: — Давай выйдем к остановке заранее. Войдём первые и займём хорошие места».

1. Оцените предложение младшей сестры с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения.

2. Следуя второму правилу безопасной жизни «по возможности избегать опасность», предложите наиболее безопасные действия в данной ситуации.

2. Сформулируйте несколько (пять — семь) аргументов о необходимости использования ремня безопасности и детского удерживающего устройства:

— для взрослых (родителей и т. д.);

— для ваших сверстников;

— для дошкольников.

Обсудите в классе, составьте памятку для каждой из этих категорий.

3. Найдите интересные факты о ремне безопасности. Сделайте в группах по три-четыре человека презентацию на эту тему.





Наверх