Коротко о главном
Управление любым транспортным средством — это всегда ответственность, и не только за себя, но и за других участников дорожного движения — пассажиров, пешеходов, а также других водителей. Каждый должен понимать это, твёрдо знать и соблюдать Правила дорожного движения.
Вы узнаете:
• о том, что многие из вас являются водителями с самого раннего детства;
• управление какими транспортными средствами даёт нам право считаться водителями;
• с какого возраста можно управлять велосипедом.
Как вы думаете, какая группа участников дорожного движения наиболее многочисленна — водителей, пассажиров или пешеходов?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как статус почти всех участников дорожного движения постоянно меняется. Например, водитель часть своего пути может преодолеть пешком, и тогда он становится пешеходом. В свою очередь, пешеход, дойдя до остановки общественного транспорта, превращается в пассажира и т. д.
В соответствии с Правилами дорожного движения нашей страны погонщик вьючных животных (лошадей, мулов, верблюдов, ослов, оленей и др.), перемещающийся с ними по дороге, является водителем.
Вероятность встретить погонщика в большом городе европейской части России крайне мала, однако наша страна, будучи одной из крупнейших в мире (занимает около 1/3 территории Евразии и 1/9 земной суши), располагается в разных климатических зонах, некоторые из которых отличаются труднопроходимыми местами. В условиях болотистых почв, лесистой или гористой местности зачастую единственным средством передвижения являются животные. Это не только наиболее мобильный, но и самый экологичный «транспорт».
Управление какими транспортными средствами, помимо автомобилей, автобусов и других видов общественного транспорта, даёт право считаться водителем?
Возможно, вас это удивит, но в силу особенностей конструкции и развиваемой скорости велосипед считается транспортным средством, а тот, кто им управляет, — водителем.
Согласно Правилам дорожного движения, передвижение по дорогам на велосипеде разрешено с 14 лет. Дети, не достигшие этого возраста, могут передвигаться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Велосипеды, как и типы дорог, очень разные. Так, например, ежедневные активные прогулки лучше совершать на дорожном велосипеде (у него простая конструкция и им легко управлять), а для движения по бездорожью больше всего подойдёт горный велосипед. Изучая характеристики существующих велосипедов, посоветуйтесь с родителями, какие из них для вас будут оптимальными.
Как вы уже знаете из темы «Безопасность пешехода», лица, передвигающиеся на гироскутере, сигвее и моноколесе, не приравниваются к водителю. Те, кто управляет этими средствами передвижения, являются пешеходами и должны соблюдать правила, распространяющиеся на эту категорию участников дорожного движения.
Это интересно
В рукописях одного из величайших представителей искусства эпохи Возрождения, итальянского живописца, учёного и изобретателя Леонардо да Винчи были найдены зарисовки деревянной машины, внешне напоминающей хорошо знакомый нам двухколёсный велосипед. Разница в конструкциях этих двух транспортных средств заключалась лишь в том, что у велосипеда XV в. отсутствовало сиденье и его руль нельзя было повернуть. К чертежу автор сделал короткую приписку: «В движение приводить с помощью цепи», что придаёт ещё больше сходства «собратьям», между которыми разница в несколько веков.
И всё же, какой бы велосипед вы ни выбрали, самое главное — помнить о безопасности и соблюдать следующие правила:
1. Начинать движение на велосипеде можно только после того, как вы удостоверились в его полной исправности (работают тормоза, руль, звуковой сигнал).
2. Велосипед должен быть оснащён элементами безопасности — катафотами и фонарями разных цветов, причём установлены они должны быть строго в определённых местах:
• фонарь белого цвета устанавливается спереди, ближе к рулю — так, чтобы поверхность дороги освещалась на расстоянии 5—30 м от рулевой колонки велосипеда в темноте и при плохих погодных условиях;
• фонарь красного цвета устанавливается сзади и также является важным средством обеспечения безопасности при движении в темноте, а также служит сигналом оповещения для других участников дорожного движения о приближении к велосипедисту;
• катафоты оранжевого цвета закрепляются на спицах (боковых сторонах) велосипеда и делают велосипедиста заметным при проезде перекрёстков.
3. Высота сиденья велосипеда должна быть отрегулирована так, чтобы водитель прямой ногой мог достать до педали, находящейся в нижнем положении.
4. Велосипедист должен быть в защитном шлеме (лучше ярком, со световозвращающими элементами или фонариком) и специальной экипировке (перчатках, наколенниках и налокотниках, удобной одежде и обуви).
Защитную амуницию велосипедист может дополнить световозвращающим жилетом — так он будет гораздо заметнее для других участников движения даже при сильном тумане и дожде.
Перед поездкой мысленно или на бумаге проложите наиболее безопасный маршрут. Садясь за руль, застегните защитный шлем, уберите все отвлекающие предметы (телефон, наушники, плеер и др.). Помните, что даже тихое прослушивание музыки с использованием одного наушника может отвлечь от дорожной обстановки! Выбирая скорость движения, учитывайте состояние дороги (есть ли на ней ямы, неровности, давно ли уложен асфальт и т. д.) и свой опыт вождения.
Первое кругосветное путешествие на велосипеде было совершено примерно 125 лет назад, и длилось оно целых три года. Столь долгий срок поездки определялся особенностями конструкции прежних велосипедов: переднее колесо их было внушительного размера и не имело шины, из-за чего передвижение на них было крайне медленным.
Руль — главная деталь велосипеда. Он помогает водителю выбирать направление движения и удерживать транспортное средство в состоянии равновесия. Именно поэтому держать руль нужно только двумя руками! При нарушении этого правила увеличивается риск получения травмы не только водителем велосипеда, но и другими участниками дорожного движения.
Наверняка вы обращали внимание на синие дорожные знаки круглой формы, на которых изображён велосипед. На участках, обозначенных этими знаками, движение на велосипеде разрешено.
Если к изображению велосипеда на знаке добавляется силуэт человека, то движение по обозначенному им участку разрешается уже не только водителям велосипедов, но и пешеходам. На таком участке водители велосипедов и пешеходы равноправны и должны при необходимости уступать друг другу дорогу.
В том случае, если отсутствует велосипедная или велопешеходная дорожка, велосипедист может двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, обозначенным специальным знаком, а также в пределах пешеходных зон.
Двигаясь на велосипеде, водитель должен помнить, что, кроме специальной амуниции (шлема, наколенников, налокотников), у него нет никакой защиты, а значит, риск получения серьёзной травмы в случае дорожно-транспортного происшествия очень высок. Поэтому каждое движение велосипедиста должно быть выверенным и продуманным. Даже двигаясь автоматически с точки зрения выполнения движений, нельзя ни на секунду отвлекаться. Наблюдайте за изменениями в дорожной среде, анализируйте ситуацию, старайтесь прогнозировать действия других участников дорожного движения.
С 14-летнего возраста разрешается движение:
• по велосипедным и велопешеходным дорожкам;
• по полосе для велосипедистов.
Когда двигаться по указанным участкам по каким-либо причинам невозможно (идёт ремонт асфальта или таких знаков просто нет), маршрут можно проложить вдоль проезжей части, но обязательно по её правому краю или, если такой возможности нет, по обочине.
При выезде на дорогу и движении по ней важно соблюдать следующие требования:
1. Убедиться, что дорога свободна. Важно понимать, что обзор могут закрывать деревья, кустарники, припаркованные автомобили. Поэтому следует притормозить и удостовериться в том, что вокруг безопасно и можно начинать движение.
2. Быть предсказуемым для других участников движения. Для этого, согласно Правилам дорожного движения, перед выполнением манёвра нужно подавать сигналы — о перестроении, повороте или развороте, торможении. При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы исключить вероятность падения (знак подаётся одной рукой — это тот исключительный случай, когда руль допускается держать одной рукой).
Сигналы велосипедиста
3. Обращать внимание на знаки, в том числе запрещающие передвижение на велосипедах.
4. Сбавлять скорость движения перед препятствиями или поворотами, внимательно наблюдать за дорожной обстановкой. Только убедившись, что опасности нет, продолжать движение.
5. Стараться избегать попадания в ловушку между грузовиком (большим автобусом и т. д.) и тротуаром. Если это произошло, следует спешиться и перейти на тротуар.
6. Пересекать проезжую часть только в статусе пешехода. Спешившись, велосипед необходимо вести рядом, создавая как можно меньше помех другим пешеходам и соблюдая правила перехода дороги.
7. При подъезде к трамвайной остановке, если происходит посадка/высадка пассажиров, следует остановиться и продолжить движение только после того, как это сделает трамвай.
8. Наступление сумерек — сигнал, что пора включить фонарь (дожидаться темноты не следует). Это время считается наиболее опасным из-за возникающей иллюзии видимости: кажется, что ещё светло, однако зрительное восприятие водителями объектов на дороге нарушается.
9. При въезде во двор необходимо снизить скорость движения.
Подведём итог: до 16 лет вы можете управлять только велосипедом, который приводится в движение с помощью педалей или рукояток и может иметь электродвигатель, мощность которого не превышает 0,25 кВт и который автоматически отключается на скорости более 25 км/ч.
Подростки младше 16 лет, управляющие скутером или мопедом, нарушают Правила дорожного движения, увеличивая риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Административную ответственность за подобные действия подростков несут их родители!
Как пешеходы, так и водители должны уважительно относиться к другим участникам дорожного движения. Следует помнить о том, что автомобили со специальными маяками синего цвета и узнаваемым звуковым сигналом (скорая медицинская помощь, пожарно-спасательная, дорожно-патрульная службы и пр.) обладают преимуществом в движении. Случайная задержка в пути может стоить кому-то жизни!
Согласно Правилам дорожного движения, с 16 лет разрешается управлять мопедом.
Мопед — двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, приводимое в движение с помощью двигателя и имеющее максимальную конструктивную скорость 50 км/ч.
Как следует из определения, мопед оснащён двигателем внутреннего сгорания (объёмом не более 50 см3) или электродвигателем (мощностью от 250 Вт до 4 кВт). Это означает, что данное транспортное средство способно развивать скорость, большую, чем велосипед, но не более 50 км/ч (такая скорость определена конструктивными особенностями мопеда), что накладывает на водителя мопеда дополнительные обязательства.
К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Самые распространённые нарушения среди водителей мопедов (скутеров) — это передвижение без мотошлема, управление транспортным средством в состоянии опьянения, управление лицом, не достигшим 16-летнего возраста, перевозка пассажиров, когда это не предусмотрено конструкцией транспортного средства, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, несоблюдение скоростного режима.
Нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации может повлечь не только штраф, но и потерю времени, лишить здоровья и даже жизни. Высокую тяжесть последствий ДТП с участием мототранспорта имеют из-за того, что водители не защищены кузовом, как в автомобиле.
Необходимо знать, что мототранспорт с двигателем от 50 см3 должен быть зарегистрирован в подразделении Госавтоинспекции.
Основные правила безопасности при управлении мопедами:
• двигаться по правому краю проезжей части дороги либо по полосе для велосипедистов;
• допускается движение мопедов по обочине, если это не создаёт помех пешеходам;
• при движении по дороге необходимо неукоснительно выполнять требования ПДД, в том числе соблюдать скоростной режим, правила проезда перекрёстков, выдерживать боковой интервал и дистанцию с другими транспортными средствами, не выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения;
• проезжать прямо через перекрёсток в общем транспортном потоке;
• на многополосном перекрёстке водитель мопеда становится пешеходом — он должен доехать до пешеходного перехода, спешиться и перейти по нему дорогу, ведя мопед за руль;
• перед началом движения, перестроения или поворота необходимо своевременно (примерно за 3 с) подавать сигналы другим участникам дорожного движения с помощью поворотников, а если их нет или они неисправны — рукой;
• при движении использовать ближний свет фар.
Водителю мопеда запрещается:
• управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
• перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине и ширине за габариты или груз, мешающий управлению;
• перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
• поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешён поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
• двигаться по дороге без застёгнутого мотошлема;
• переезжать дорогу по пешеходным переходам.
Важно!
• Использовать защитную экипировку: комбинезон с щитками, защитные перчатки, наколенники и налокотники, специальную обувь, световозвращающие элементы.
• Постоянно контролировать ситуацию вокруг себя.
• Выбирать скорость движения, разрешённую на данном участке дороги, с учётом дорожного покрытия и дорожной ситуации.
• Не пользоваться мототранспортом в дождливую погоду, из-за слабой устойчивости транспортного средства на мокрой дороге и сложных дорожных условий.
• Управлять мототранспортом без резких манёвров, быть заметным и предсказуемым для других участников дорожного движения.
• Отказаться от использования мобильных устройств при управлении мопедом.
По мнению экспертов, наиболее опасным периодом для водителя мопеда являются второй-третий годы управления мопедом. В этот период на фоне первого, осторожного года управления мопедом часто возникает ощущение ложной опытности и абсолютной способности к безаварийной езде.
Мотоцикл — двухколёсное механическое транспортное средство, по техническим характеристикам отличающееся от мопеда. Бывают маломощные мотоциклы (с объёмом двигателя не более 125 см3 и максимальной мощностью не более 11 кВт), развивающие скорость более 50 км/ч, а также более мощные (с объёмом двигателя более 125 см3 и мощностью свыше 11 кВт), развивающие ещё большую скорость.
Маломощным мотоциклом разрешено управлять с 16 лет, а мотоциклом с большим объёмом двигателя — с 18 лет после специального обучения и успешной сдачи соответствующих экзаменов в Госавтоинспекции.
Управлять мопедами и мотоциклами можно с 16 лет при прохождении обучения, сдачи экзаменов в подразделении Госавтоинспекции и получения водительского удостоверения категорий М, А1 и А.
Категория | Транспортное средство | Возраст |
Категория М | Мопеды и лёгкие квадроциклы | С 16 лет |
Категория А1 | Мотоциклы с двигателем до 125 см3, мощностью до 11 кВт | С 16 лет |
Категория А | Мотоциклы | С 18 лет |
1. Сравните права и обязанности пешехода, пассажира, водителя. Представьте результат в виде таблицы.
2. Почему велосипедист является водителем?
3. Перечислите, где в соответствии с ПДД РФ разрешено двигаться велосипедисту младше 14 лет.
4. Каким образом велосипедист должен обеспечить свою безопасность в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости?
5. Где должны двигаться велосипедисты на проезжей части?
6. Дайте характеристику опасных действий велосипедиста.
7. С какого возраста в соответствии с Правилами дорожного движения РФ раз решено управлять мопедом, мотоциклом?
8. Следуя второму правилу безопасной жизни «по возможности избегать опасность», составьте в тетради сравнительную характеристику правил управления велосипедом и мопедом.
9. Друзья собрались на велосипедную прогулку в лес. Следуя первому правилу безопасной жизни «предвидеть опасность», разработайте для них памятку (не более пяти пунктов) «Как подготовиться к велосипедной прогулке».