План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 3.5
Дорожно-транспортные происшествия. Алгоритм действий при ДТП



Коротко о главном

Современные города с каждым годом становятся всё более удобными для проживания в них большого количества людей. Возрастают потребности человека в качественных дорогах, удобных и безопасных автомобилях.

Участники дорожного движения давно «ведут спор»: «Кто на дороге главнее?» Иногда такой спор заканчивается дорожно-транспортными происшествиями.

Вы узнаете:

• из-за чего чаще всего происходят, дорожно-транспортные происшествия;

• какие правила должны соблюдать пешеходы, пассажиры и водители;

• как нужно действовать, если вы стали очевидцем дорожно-транспортного происшествия;

• какие действия необходимо предпринимать при пожаре на транспорте.



Дорожно-транспортное происшествие — экстренная ситуация, возникшая в результате неправильных действий участников дорожного движения, повлёкшая за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств и/или иных близлежащих объектов.



Дорога, предоставляя человеку массу возможностей, не щадит человека-невежду, отрицающего элементарные правила безопасности!

Чтобы таких происшествий на дороге не случалось, а также для того, чтобы можно было разобраться, кто допустил ошибку при движении по дороге, существуют Правила дорожного движения. Современные Правила — это гибкие, постоянно меняющиеся условия безопасности, учитывающие интересы всех участников дорожного движения (водителей, пассажиров и пешеходов). Это список ограничений и обязательных договорённостей. Их соблюдение создаёт условия, при которых действия одного участника дорожного движения понятны для всех остальных.

В Интернете можно найти много различной информации о том, какое ДТП было самым первым. В 1831 г. паровая телега Кюньо, дальний предок автомобиля, потеряла управление, объезжая детей, которые гуляли на проезжей части, и врезалась в стену (водитель уцелел).

Первый известный наезд механического транспортного средства на человека со смертельным исходом произошёл в 1869 г., когда британская учёная Мэри Уорд выпала из паромобиля прямо под его колесо.

Сегодня ни одна страна в мире ещё не может похвастаться абсолютной безопасностью на дорогах. Но все понимают, что к этому надо стремиться.

Основными видами ДТП являются:

• столкновения и опрокидывания транспортных средств;

• наезды на стоящее транспортное средство, препятствие, пешехода или велосипедиста.

Причин дорожно-транспортных происшествий много, но основная причина — беспечное отношение участников дорожного движения к безопасности; своей личной и других людей. Более 85—90% ДТП происходит по вине водителей и пешеходов.

К основным факторам риска, которые могут привести к ДТП, относятся:

• нарушения Правил дорожного движения (в том числе управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; несоблюдение скоростного режима; выезд на полосу, предназначенную для встречного движения; нарушение правил проезда перекрёстков; переход дороги вне пешеходного перехода и др.);

• психофизиологическое состояние водителя (например, сонливость, утомлённость, болезненность);

• различные факторы, отвлекающие внимание водителя во время движения (например, использование мобильного телефона или GPS-навигатора, радио, МРЗ- и DVD-проигрывателя, употребление пищи или курение и др.);

• использование неисправного транспортного средства;

• недостатки в обустройстве и содержании улично-дорожной сети;

• сложные погодные условия (например, снег, дождь, туман).

В ДТП могут пострадать один или несколько человек.

Согласно Правилам дорожного движения, ДТП с пострадавшими — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек.

При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

Иногда происходят ДТП с особо тяжкими последствиями, в которых погибли пять и более человек, пострадали десять и более человек.

Самыми распространёнными ЦТП с участием пассажиров являются столкновения транспортных средств, которые могут быть встречными, попутными и боковыми.

Наиболее тяжкие последствия наступают при встречных (лобовых) столкновениях на дорогах различного назначения. Основными причинами таких столкновений, как правило, становятся сознательное превышение водителями допустимой скорости и нарушение правил обгона транспортных средств. Такие происшествия часто сопровождаются массовой гибелью участников дорожного движения (пассажиров и водителей).

Пассажиры автомобилей часто подвержены опасности в том случае, если они не пристёгнуты ремнём безопасности или пристёгнуты им неправильно. Во всём мире самые низкие показатели использования ремня безопасности наблюдаются среди подростков.

В современных автомобилях предусмотрены элементы активной и пассивной безопасности.

К активной безопасности можно отнести характеристики деталей (частей) автомобиля, уменьшающие вероятность ДТП. Например, свойства тормозов, рулевого управления, приборов освещения, уровень комфорта салона, снижающий степень усталости водителя, и др.

Пассивную безопасность предусматривают характеристики автомобиля, уменьшающие тяжесть последствий, когда ДТП уже невозможно избежать. К таким характеристикам относятся элементы кузова, поглощающие энергию удара, и оборудование салона — ремни безопасности и дополнительно устанавливаемые детские удерживающие устройства, снижающие степень травмирования.

Как вы уже знаете, все люди, находящиеся в автомобиле (водитель и пассажиры), должны быть пристёгнуты ремнями безопасности, а дети — перевозиться с использованием детских удерживающих устройств (автокресел и бустеров) — это поможет сохранить их жизнь и здоровье.

В предотвращении столкновений на дороге важную роль играет дистанция между транспортными средствами. По Правилам дорожного движения во время движения водитель самостоятельно определяет безопасную дистанцию.

Эксперты утверждают, что при определении безопасной дистанции необходимо учитывать возможный тормозной путь и расстояние, которое транспортное средство может проехать за время реакции водителя (до нажатия рычага тормоза). Считается, что реакция водителя на изменение дорожной ситуации составляет в среднем 2- с.

Как вы думаете, что объединяет всех людей на Земле?

Всё очень просто, каждый человек на Земле является пешеходом!

Как сказали известные писатели И. Ильф и Е. Петров в романе «Золотой телёнок»: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир. <...> И когда всё было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретён пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».

Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека или человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза или частей транспортного средства.

К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, средствах индивидуальной мобильности (роликовых коньках, самокатах, сегвеях, гироскутерах, моноколёсах и др.), перемещающихся в инвалидных колясках без двигателя. В этих случаях пешеход, как правило, получает тяжкие телесные повреждения, часто не совместимые с жизнью.

Рассмотрим причины дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Такие ДТП возникают в случаях нарушений водителями правил проезда перекрёстков и несоблюдения пешеходами требований сигналов светофоров, пересечения пешеходами проезжей части дороги вне пешеходных переходов, а также несоблюдения и водителями, и пешеходами мер безопасности при движении во дворах, жилых зонах, а также около домовладений в небольших населённых пунктах.

Наиболее часто ДТП с тяжкими последствиями происходят в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости. Для обеспечения видимости пешеходов на дороге в ПДД предусмотрены следующие требования: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств».

Мы уже говорили о том, что световозвращающие элементы повышают шансы пешехода стать заметнее для водителя и значительно снижают риск возникновения ДТП с участием пешеходов.

Ещё один наиболее распространённый вид дорожных происшествий — ДТП с участием велосипедиста.

ДТП с велосипедистом (наезд на велосипедиста) — это происшествие, при котором движущееся транспортное средство совершило столкновение с велосипедистом или он сам столкнулся с движущимся транспортным средством.

Такие происшествия происходят с водителями велосипедов нередко по их собственной неосторожности — из-за незнания или несоблюдения Правил дорожного движения, невнимательности на дороге.

Небрежное отношение к собственной безопасности на дороге выражается чаще всего в неиспользовании экипировки велосипедиста (велошлемов, налокотников, наколенников), что в случае дорожно-транспортного происшествия приводит к получению тяжких телесных повреждений.

Дорожно-транспортный травматизм — одна из основных причин смертности людей в мире. На автодорогах в ДТП гибнут и получают ранения намного больше людей, чем на всех других видах транспорта. Ущерб, наносимый ДТП обществу, непоправим. Помимо смертности и искалеченных судеб, ДТП имеют и другие последствия, например временное ограничение движения на дороге, а также последующие материальные издержки, направленные на лечение и выплаты пособий по инвалидности людям, на восстановление элементов обустройства улично-дорожной сети, ремонт транспортных средств и др.

Если вы стали очевидцем ДТП, то необходимо предпринять ряд последовательных действий:

1. Прежде всего удалиться на безопасное расстояние и не приближаться к месту происшествия.

2. Воспользоваться единым номером «1 • 1 • 2» для вызова экстренных служб.

3. При ответе диспетчера:

— представиться (указать свои данные — ФИО, возраст);

— сообщить причину вызова;

— указать: адрес и ориентиры места происшествия, количество автомашин, количество пострадавших (если это возможно выяснить безопасно), нет ли разлития технических жидкостей на поверхности дороги, возгорания автомашин;

— сообщить о предпринятых действиях;

— уточнить у диспетчера дальнейшие действия и следовать его указаниям;

— дождаться, когда диспетчер первым положит трубку.

4. Далее (по возможности) необходимо:

— обозначить место ДТП (по краю проезжей части) на отдалении яркими предметами для предупреждения других водителей;

— выяснить и записать личные данные других очевидцев ДТП.

5. Дождаться приезда сотрудников экстренных служб и сообщить им необходимую информацию.

При наличии пострадавших оказать им первую помощь.

Существует, ряд рекомендаций, которые позволят вам избежать травм или свести к минимуму последствия ДТП в общественном транспорте.

1. Пассажирам маршрутного транспорта при угрозе ДТП следует быстро занять оптимальную позу:

— для сидящего пассажира: наклониться вперёд, упереться согнутыми в локтях руками в спинку переднего сиденья, а голову прижать к рукам; выпрямить ноги и упереться ими в пол, не засовывая их под переднее кресло;

— для стоящего пассажира: сгруппироваться и как можно сильнее ухватиться за поручни обеими руками (обхватить один поручень двумя руками), стоять на ногах крепко, по возможности расставив их на ширину плеч;

— при падении необходимо сгруппироваться и прикрыть голову руками. Попытки задержать падение, ухватившись за какие-либо предметы, как правило, приводят к ушибам и переломам.

2. При ДТП с опрокидыванием маршрутного транспортного средства сохраняется высокая вероятность пожара. В этой связи следует как можно скорее выбраться из салона через люки, аварийные выходы и окна. При этом разбивать стёкла следует не руками и ногами, а кусками поручней, обломками стоек либо другими металлическими предметами, прикрыв (зажмурив) глаза.

3. Самыми безопасными местами для пассажиров в междугородних автобусах являются кресла, расположенные в середине салона с противоположной от водителя стороны. При ДТП удар в центр правого борта автобуса наименее вероятен.

4. Анализ последствий ДТП показывает, что в легковом автомобиле места сзади на 80% безопаснее, чем передние. При этом безопасность пассажира, находящегося сзади на среднем сиденье, на 16% выше, чем сидящего на крайних местах.


Итак, дорожно-транспортное происшествие — это экстренная ситуация, возникшая в результате различных факторов.

Безопасность на дороге зависит от знания и выполнения всеми участниками дорожного движения определённых требований к дороге и транспортным средствам, соблюдения мер личной безопасности и взаимного уважения участников дорожного движения. Поэтому каждый водитель, пассажир и пешеход должен быть предельно внимательным, соблюдать Правила дорожного движения и понимать, что на дороге он н еодин и другие люди могут бьггь не столь дисциплинированны. Только взаимное уважение и законопослушное поведение всех граждан сделают наши дороги безопасными.


Пожары на автотранспорте


Развитие пожара в транспорте гораздо опаснее, чем в зданиях. Это прежде всего связано с очень высокой скоростью распространения пожара.

При нахождении в автотранспорте необходимо помнить:

1. При опрокидывании транспортного средства (для транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания) и/или его постановки на колёса запрещается пытаться завести двигатель, пока не будет осмотрено всё транспортное средство на предмет повреждения топливопроводов, вытекания топлива на части двигателя.

2. При заполнении салона автотранспортного средства дымом и при отсутствии внутри пассажиров не пытайтесь разбить окно снаружи. Резкий приток кислорода воздуха может вызвать мгновенное воспламенение с выбросом пламени наружу.

3. При обнаружении в салоне дыма или пламени немедленно сообщить об этом водителю.

4. Для борьбы с огнём в автотранспортных средствах огнетушители закрепляют на кронштейнах, позволяющих обеспечивать лёгкое вынимание устройства, одновременно не допуская его выпадения, смещения из-за вибрации во время движения автобуса. В автобусах (трамваях, троллейбусах) имеется не менее двух огнетушителей — один у водителя, другой в салоне.

5. После распространения огня в транспортном средстве самостоятельно потушить его не удастся. Потушить автобус или даже горящую легковушку по силам только пожарным.

6. В пассажирском автотранспорте, помимо дверей, в качестве аварийных выходов используются окна, которые отмечены как «Аварийный выход». Использовать «Аварийный выход» можно, только разбив стекло. При отсутствии около окна специальных молоточков необходимо использовать подручные средства. Разблокировка дверей осуществляется специальным механизмом, расположенным над дверью (ищите над дверью надпись «Аварийное открывание двери»).

7. Выбравшись из задымлённого транспортного средства, как можно дальше отойдите от него.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные виды дорожно-транспортных происшествий. Приведите примеры.

2. Перечислите средства пассивной защиты для водителей (в том числе велосипедистов), пассажиров и пешеходов.

3. Назовите алгоритм действий, если вы стали очевидцем дорожно-транспортного происшествия. Отобразите его в виде схемы.





Наверх