План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 3.6
Пассажиры на различных видах транспорта



Коротко о главном

В России на каждом виде транспорта действуют определённые правила, которые в обязательном порядке должны соблюдать все пассажиры, чтобы их путешествие было максимально комфортным и безопасным.

Вы узнаете:

• в чём состоят особенности отдельных видев транспорта;

• какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на тех или иных транспортных средствах;

• как безопасно действовать в ситуациях, когда вы стали участником происшествия на транспорте.


Человеку свойственно стремление к новым горизонтам, преодолению себя и совершению невозможного. Именно это ведёт его по пути открытий к изобретениям, которые впоследствии становятся достоянием человечества и существенно облегчают нам жизнь. Одним из таких достижений стало изобретение водных, воздушных и железнодорожных видов транспорта, а также метро.

Совершенствование систем безопасности, применяемых на разных видах транспорта, не снимает ответственности за происходящее во время движения с каждого пассажира.

Опасности, которые присутствуют на различных видах транспорта:

1. Аварии (столкновения, переворачивания, травмирование пассажиров, пешеходов и других лиц).

2. Возгорания.

3. Действия преступников.

Большое число аварий и возгораний напрямую связано с человеческой беспечностью, с неправильным поведением как пешехода, так и пассажира и водителя. Каждый участник дорожного движения должен соблюдать правила поведения, следить за исправностью транспортного средства, уважительно относиться к другим участникам дорожного движения, быть бдительным и внимательным на улицах и дорогах.


Правила безопасности в метро


Метро — вид железнодорожного транспорта, пути которого проложены вне улиц, чаще всего под землёй, реже — над землёй (монорельс).

Первая линия метрополитена (длиной 3,6 км) была построена в 1863 г. в Лондоне компанией Metropolitan Railways, что в переводе на русский язык означает «Столичные железные дороги». От этого названия произошло слово «метрополитен», закрепившееся за этим видом транспорта во многих странах мира.

Современный метрополитен — сложная производственная система, включающая в себя элементы автоматики, телемеханики, вентиляции, водоснабжения и электроснабжения. Уникальность этого вида транспорта заключается в том, что в нём, как ни в каком другом, высокие технологии сочетаются с произведениями искусства. А главное преимущество метро перед другими видами городского общественного транспорта заключается в том, что с его помощью, минуя пробки, быстро и с комфортом можно попасть практически в любую точку города.

Для обеспечения собственной безопасности в метро запрещается:

• спускаться на пути движения поездов;

• сбрасывать или подкладывать на пути метрополитена посторонние предметы;

• открывать двери вагонов во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию на остановках;

• проезжать в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров;

• пользоваться без серьёзной причины связью «пассажир — машинист», колоннами экстренного вызова, краном выключения дверей в вагонах, рукояткой остановки эскалатора;

• засорять и загрязнять сооружения, устройства пути, оборудование, эскалаторы, подвижной состав и территорию метрополитена;

• самовольно проникать в производственные помещения и на ограждённую территорию метрополитена, в том числе и на вагоны;

• препятствовать выполнению служебных обязанностей сотрудниками метрополитена, не выполнять их законные требования.



Правила безопасного поведения в метро

• При движении по эскалатору держаться за поручни, стоять справа (по движению эскалатооак пооходить слева.

• При входе в вагон поезда проходить в середину салона, — не задерживаться у дверей.

• Во время движения держатьс5 за поручни, не мешать другим пассажирам и не облокачиваться на двери.

• Находясь на станции, эскалаторе или в переходе между станциями, не отвлекаться, быть внимательными к происходящему вокруг.

• Находясь на платформе, держаться как можно дальше от её края, не заходить за ограничительную линию.

• При обнаружении бесхозных пакетов, сумок, чемоданов обратиться к машинисту поезда или к работнику станции.

• Избегать попадания в толпу, давку.


При возникновении чрезвычайных ситуаций в метро необходимо связаться либо с машинистом (в каждом вагоне есть кнопка связи с машинистом), либо с персоналом метрополитена, в том числе с использованием кнопки экстренной связи (на каждой станции есть специальная колонна). Для отключения дверей в вагонах имеются краны, ручки которых надо повернуть по стрелке или на себя.

При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие, а при длительной стоянке (более 10 мин), получив необходимую информацию от поездной бригады, выполняйте рекомендации.

Для предотвращения травм при резком торможении поезда держитесь за поручни, дуги спинок кресел, постарайтесь занять фиксированное положение.

Идущий поезд создаёт очень сильный воздушный поток, который может оттолкнуть человека и даже сбить его с ног. Поэтому очень опасно приближаться к краю платформы, особенно в метро, где поезда следуют по тоннелям.

При падении с платформы при условии отсутствия признаков приближения поезда необходимо:

• обратиться за помощью к близстоящим пассажирам;

• не подходить к краю платформы — там находится контактный провод под высоким напряжением;

• быстро бежать по ходу поезда до бело-чёрной вертикальной рейки;

• встать за неё и ждать помощи.

При падении с платформы при условии приближения поезда необходимо:

• освободиться от рюкзака за спиной (если он есть);

• лечь в углубление между рельсами головой к поезду лицом вниз;

• не двигаться и ждать помощи.

Если вы стали свидетелем падения человека с платформы, необходимо бежать навстречу движения поезда, подавая знак машинисту круговыми движениями рукой, в то же время направить кого-то к колонне экстренного вызова для сообщения о возникшей ситуации.


Безопасное поведение на железнодорожном транспорте


Преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта — надёжность и относительно высокая скорость движения при низких затратах.

Прообразом железной дороги можно считать деревянные или каменные колеи, по которым в древности с помощью конной или канатной тяги перемещали грузы. Начиная с XV в. в некоторых европейских странах стали использовать чугунные рельсы, которые были прочнее деревянных и каменных направляющих, однако слишком мягкими, чтобы выдержать паровоз, построенный впервые в 1804 г. британским изобретателем Ричардом Тревитиком. Постепенно чугунные рельсы стали заменяться железными.

Несмотря на безопасность железнодорожного транспорта, чрезвычайные ситуации на нём всё же возникают.

Происходит это, как правило, из-за:

• больших объёмов перевозок;

• высокой интенсивности движения поездов;

• высоких скоростей (до 200—250 км/ч);

• наличия составов с грузами повышенной опасности.

Эти особенности требуют соблюдения правил безопасного поведения не только пассажирами, но и теми, кто находится в непосредственной близости от проходящих составов.

Всем, кто находится в непосредственной близости от участков железнодорожного транспорта, следует знать, что:

• переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах и только при отсутствии поездов в обозримом пространстве (безопасным считается расстояние не менее 400 м до поезда); при этом важно, чтобы никакие предметы не загораживали обзор и не снижали слышимость;

• ходить по железнодорожным путям, проходить под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом, между вагонами опасно для жизни; запрещено подкладывать на рельсы любые предметы, устраивать игры в непосредственной близости от железнодорожного полотна;

• нельзя ходить по железнодорожному пути, двигаться вдоль него ближе 5 м от крайнего рельса;

• во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги; чрезвычайно опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включённой звуковой и световой сигнализации;

• нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок), при автоматическом переводе стрелки нога может быть зажата между частями стрелки;

• нельзя приближаться к оборванным проводам; 

• нельзя залезать на крыши вагонов, чтобы не получить поражения электрическим током, забираться на железнодорожные опоры и другие служебные конструкции, трогать токоведущее оборудование под вагонами.



Это интересно

Эксперты утверждают, чмо основными причинами травматизма и гибели людей на железной дороге являются переход путей в неустановленном месте и невнимательность. При этом главными факторами потери внимания и бдительности выступают надетые наушники и капюшоны, а также стремление сделать рискованное селфи.

Статистика показывает, что в последние годы на железной дороге резко вырос детский травматизм. Безусловными группами риска являются поклонники экстремальных и весьма опасных увлечений: зауеперы и руферы. Для большинства из них рискованное приключение заканчивается тяжёлыми травмами и гибелью, многие привлекаются к административной ответственности. Группы зауеперов, создаваемые в соусетях, распространяют запрещённый в России шок-контент.




В случае пожара в вагонах пассажирских поездов

• При непосредственном обнаружении дыма или иных признаков пожара немедленно сообщить проводнику.

• Если признаки пожара обнаружены в ночное время, оказать помощь в оповещении пассажиров в других купе.

• До остановки поезда эвакуацию осуществлять в соседний вагон.

• При сильном задымлении дышать через рукав одежды, а при наличии смоченной ткани — через ткань.

• При срабатывании пожарной сигнализации (громкий сигнал) немедленно приступить к эвакуации.

• Для ограничения распространения пожара закрыть купе, где уже начался пожар, если вы последним покидаете вагон — закрыть за собой межвагонную дверь.

• После эвакуации немедленно покинуть железнодорожные пути.

• При остановке поезда, если двери тамбура заблокированы или при попытке выхода из купе сильное задымление коридора, в качестве аварийных выходов используются окна.


Для безопасности пассажиров железнодорожного транспорта необходимо:

• занять место согласно купленному билету;

• изучить инструкции, план эвакуации и памятки и действовать в соответствии с ними;

• не прислоняться к дверям вагонов как в движении, так и на остановках;

• в случае возникновения нештатной ситуации следовать указаниям проводника; обнаружив посторонние и/или забытые предметы, сообщить об этом проводнику;

• не принимать пищу и продукты из рук незнакомых лиц;

• не играть в игры с незнакомыми людьми, даже если эти игры не выглядят азартными;

• соблюдать правила пожарной безопасности.


Безопасное поведение на водном транспорте


Водный транспорт по скоростным характеристикам уступает воздушному транспорту, однако имеет и ряд неоспоримых достоинств, главным из которых является возможность с комфортом путешествовать по живописным местам, в том числе таким, куда добраться наземным или воздушным транспортом было бы затруднительно.

Самым первым средством передвижения по воде был плот. Заметив, что стволы деревьев не тонут, люди начали их связывать между собой и перемещаться на получившихся конструкциях по течению реки, помогая себе шестом или гребными досками — прообразом весла.

Хорошо знакомый нам катамаран, лёгкое прогулочное (или спортивное) средство передвижения по воде, является потомком плота: на одном из диалектов населения Южной Индии слово «каттумарам» означает «связанные брёвна».

Несмотря на то что безопасности и прочности пассажирских судов уделяется самое пристальное внимание, даже на самых комфортабельных лайнерах возникают чрезвычайные ситуации.

Поэтому каждый человек, путешествующий на водном транспорте, должен знать и соблюдать правила безопасного поведения. Следует иметь в виду, что, ступая на борт судна речного или морского транспорта, пассажир полностью попадает под опеку и защиту капитана и экипажа, а поэтому необходимо:

• прослушать инструкции представителя капитана, изучить судовые инструкции и памятки;

• научиться пользоваться спасательным жилетом и запомнить место его нахождения;

• изучить местоположение шлюпок, входов на палубу и выходов с них и кратчайшее расстояние от каюты до шлюпок;

• во время движения вести себя дисциплинированно: не бегать по палубам, не перевешиваться через ограждения и т. д.;

• в любой угрожающей ситуации чётко выполнять указания экипажа.



Действия при объявлении эвакуации на судне

При объявлении эвакуации на судне следует делать следующее:

• Надеть спасательный жилет (если на улице зима, то следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет).

• Взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду).

• Направиться кратчайшим путём к спасательным шлюпкам.

• Пропустить к шлюпкам детей и женщин.



Это интересно

Экспертами доказано, чмо решающим фактором выживания в случае, происшествий на воде является использование комплекса средств спасения:

— коллективные средства — шлюпки, надувные плоты и другие имеющиеся на судне средства;

— индивидуальные средства — спасательные жилеты и круги.



После прыжка в воду нужно вынырнуть, широко раскрыв глаза и посмотреть по сторонам. Это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля.

Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Это нужно сделать, чтобы избежать попадания в воронку, которую создаёт тонущее судно во время погружения. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет.



При объявлении эвакуации на судне следует делать следующее:

• Не спеша спускаться в шлюпку, не создавая давки.

При необходимости экстренно покинуть судно и прыгнуть в воду нужно:

• Подбородок с силой прижать к груди, постараться голову во время прыжка не отклонять назад, напрячь свой затылок.

• Сделать глубокий вдох.

• Одной рукой закрыть одновременно нос и рот.

• Другой рукой держаться за спасательный жилет.




Внимание

Главную опасность при происшествиях на водном транспорте представляет нахождение в воде, так как потеря телом мепла здесь происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе. При этом больше всего тепло отдают шея, голова, подмышки и низ живота. Поэмому даже в теплой воде движения должны бымь минимальными. При нахождении в спасательном жилете в воде следует сгруппироваться: обхватить себя руками и тодтянуть ноги к животу.



Если крушение корабля произошло в ночное время, следует помнить о том, что спасательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно издавать сигналы о помощи.



Действия при пожаре

На морских (речных) пассажирских судах действия при пожаре аналогичны ситуации в вагоне пассажирского поезда, однако правила безопасности имеют ряд особенностей:

1. В процессе плавания капитан судна может устраивать учебные тревоги на случай каких-либо чрезвычайных ситуаций. Игнорирование таких учебных тревог может значительно понизить шанс на спасение в случае реальной опасности.

2. Даже на учебную тревогу всегда берите с собой спасательный жилет.

3. Никогда не направляйтесь при эвакуации на нижние палубы, особенно те, которые расположены ниже уровня воды.



Безопасное поведение в самолёте


Главное преимущество авиации, по сравнению с другими видами транспорта, конечно, скорость. Например, расстояние 1500 км на самолёте можно преодолеть менее чем за 2 ч.

В настоящее время авиатранспорт обеспечивает около 15% пассажирских перевозок в России. Самолёты, вертолёты и другие летательные аппараты ежегодно перевозят миллионы пассажиров и большое количество грузов, выполняют специальные задания. По оценкам специалистов, в ближайшие 20 лет пассажиропоток на авиатранспорте утроится.

Несмотря на то что вопросы обеспечения безопасности в гражданской авиации всегда в приоритете, чрезвычайные ситуации всё же происходят.

Как правило, происшествия на авиатранспорте связаны:

• с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов;

• большой высотой полётов;

• наличием на борту большого количества топлива;

• нахождением людей в замкнутом пространстве салона.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения нештатной ситуации в самолёте следует:

• прослушать инструкции экипажа, изучить памятки;

• застегнуть ремень, подогнав его по размеру;

• при взлёте и посадке не пользоваться телефонами и другими электронными приборами;

• без особой необходимости не передвигаться по салону во время полёта;

• точно выполнять указания бортпроводников и экипажа.

Чрезвычайная ситуация на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлёт, полёт, посадка. Поэтому очень важно знать особенности своих действий в случае их возникновения.



Это надо знать

Самое основное правило: не поднимать панику, действовать быстро, чётко, согласно требованиям экипажа воздушного судна. Основные действия прописаны в памятке, с которой обязательно знакомят бортпроводники перед взлётом.


Работы по спасению терпящего бедствие самолёта ведёт экипаж во главе с командиром и наземные службы.



Основные правила поведения

• При чрезвычайных ситуациях необходимо:

— застегнуть ремни безопасности;

— снять обувь на каблуках, серёжки, очки, убрать острые и колющие предметы;

— сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени.

• При разгерметизации салона надеть кислородную маску сначала на себя, а потом помочь соседям.

• При аварийной посадке направиться к ближайшему аварийному выходу.

• При задымлении в салоне перемещаться на коленях, ориентируясь по световым дорожкам.

• Не берите с собой ручную кладь.

• При аварийной посадке на воду необходимо надеть спасательный жилет. Спасательный жилет находится под сиденьем каждого пассажира.

• Жилет надевается согласно инструктажу перед взлётом и памятке. Вытягивать колпачки для его надува необходимо только при нахождении непосредственно перед аварийным выходом. В салоне этого делать нельзя, так как надутый жилет будет мешать передвижению по салону.


Действия при пожаре


Возгорание во время полёта может возникнуть по разным причинам. Этому может способствовать поломка на борту, непредвиденная ситуация при посадке или взлёте, замыкание электрооборудования. Кроме того, часто виновниками такой страшной и опасной ситуации становятся сами пассажиры. Некоторые люди просто игнорируют запреты на курение на борту и пользование источниками открытого огня.

Действия при пожаре в самолёте предусматривают следующее:

1. Перед полётом внимательно слушайте стюардессу, которая объясняет расположение не только центральных входов на борт, но и запасных (аварийных) выходов.

2. Запомните, на каком расстоянии вы находитесь от выхода, посчитайте кресла, чтобы иметь возможность ориентироваться на ощупь в задымлённом салоне.

3. При возникновении возгорания не стремитесь во что бы то ни стало добраться до выхода, через который вы поднялись в самолёт. Помните об аварийных выходах.

4. На эвакуацию из горящего самолёта есть всего 1,5—2 мин. Не задерживайтесь у надутого трапа. Не нужно садиться на корточки и тихонько съезжать. Просто прыгайте на него.

5. Избавьтесь от всей легковоспламеняющейся одежды. Снимите также обувь на высоком каблуке, чтобы избежать вывихов, не нанести травму другим пассажирам и не повредить аварийный трап. Держите обувь в руках, чтобы, оказавшись на земле, быстро обуться.

6. В случае сильного задымления необходимо пригнуться к полу или ползти к выходу.

7. Не открывайте самостоятельно люки. Подобное действие может усилить пламя.

8. Если возгорание произошло во время полёта, то следует приготовиться к жёсткой посадке.

9. Помните, что бортпроводники и экипаж делают всё для спасения пассажиров и самолёта, поэтому не игнорируйте их указания, не паникуйте и не мешайте их работе.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объединитесь в группы по три-четыре человека и на альбомном листе разработайте в виде инфографики памятку для учащихся младших классов по безопасному поведению на одном из видов транспорта.

2. Сформулируйте несколько правил безопасного поведения, которые являются общими для всех видов транспорта.

3. Друзьям во время каникул предстоит путешествие на водном транспорте. Следуя второму правилу безопасной жизни «по возможности избегать опасность», разработайте для них перечень правил безопасного поведения на борту судна





Наверх