План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 4.3
Пожарная безопасность в общественных местах. Действия при обрушении зданий



Коротко о главном

Пожар — одна из самых распространённых угроз безопасности, с которой может столкнуться каждый человек. Пожар страшен не только обжигающим пламенем, но и продуктами горения — ядовитыми, токсичными соединениями, выделяемыми в окружающую среду.

Причины возникновения пожаров могут быть самыми разными, а его масштабы и тяжесть последствий определяются площадью возгорания и количеством пострадавших. Поскольку в общественных местах, по определению, находится много людей, пожары в них особенно страшны.

Чтобы выжить в подобной кризисной ситуации, человек должен хорошо знать алгоритм эвакуации из горящих зданий, уметь защищать органы дыхания и зрения в условиях сильной задымлённости, постоянно закреплять на практике эти знания в ходе учений.

Вы узнаете:

• как действовать при обнаружении угрозы возникновения пожара;

• правила эвакуации из общественного здания.


Действия при угрозе возникновения пожара


Причиной возникновения большинства пожаров является человеческий фактор, чаще всего неосторожное обращение с огнём. Другими причинами пожаров являются неисправность электрической проводки, нарушение правил эксплуатации бытовой и прочей техники, оставленные без контроля нагревательные приборы. Встречаются и такие на первый взгляд нестандартные причины, как возгорание, вызванное прохождением солнечных лучей через оптические материалы: фокусировка солнечной энергии в одной точке длительное время приводит к воспламенению окружающих предметов. Пожар может быть также и следствием террористического акта, осуществлённого в форме подрыва самодельных взрывных устройств, огневого налёта или спланированного поджога, что, безусловно, увеличивает риски для жертв нападения.



Это интересно

Из истории пожарной охраны России известно, что первые правила пожарной безопасности, «Указ о мерах пожарной безопасности в городе», был издан великим князем Иваном III ещё в 1472 г. По его же Указу Кремлёвскую стену окружили рвом с водой и организовали первые пожарные команды — особые заставы. Это произошло после страшного московского пожара 1493 г., который начался от свечки в Никольской церкви. Пожар был настолько сильным, что уничтожил Кремль и практически половину Москвы. Великий князь Иван III со своим сыном лично помогали тушить пожар и разбирать горевшие здания.



Задача каждого добросовестного гражданина нашей страны заключается в предотвращении кризисной ситуации: вовремя распознав угрозу, следует предпринять меры по обеспечению личной и общественной безопасности. По большому счёту, мы всегда должны быть начеку: не допускать возникновения пожара и по мере своих сил устранять причины, которые могут к нему привести.



Внимание

Помните о том, что иногда звонок в службы экстренного реагирования, правоохранительные органы или органы государственной безопасности может предотвратить чрезвычайное происшествие.



Если вы заметили, что кто-то проявляет неосторожность и безрассудство при обращении с огнём, или обнаружили другие факторы, способные привести к пожару (повреждённая электропроводка, неисправная бытовая техника, оставленные без присмотра нагревательные приборы), обратите на это внимание взрослых, призовите их на помощь. Если инцидент происходит в школе, где вы проводите много времени, обратитесь к классному руководителю или должностному лицу, ответственному за пожарную безопасность (как правило, его фамилия указывается на специальной табличке, размещённой либо на плане эвакуации, либо вблизи противопожарного щита). Если вы находитесь в другом общественном месте, например в музее или театре, действовать следует аналогичным образом.

Не стоит думать, что угроза пожара может возникнуть только в общественных местах закрытого типа (в зданиях). Опасность может существовать и на улице, на открытых площадях. Так, например, если неподалёку от места проведения массового мероприятия вы увидели спецтехнику для перевозки топлива или выгруженные газовые баллоны, это может быть тревожным знаком. Подобные действия свидетельствуют о грубом нарушении правил техники безопасности и даже могут быть частью подготовки террористического акта. В этом случае следует, не поддаваясь панике, покинуть опасную зону и сообщить о своих наблюдениях сотрудникам правоохранительных органов.

Если кризисной ситуации избежать не удалось и пожар возник, вероятность спасения напрямую зависит от качества приобретенных знаний в области безопасности жизнедеятельности, а именно порядка эвакуации и путей спасения.


Отработка навыков эвакуации при угрозе пожара (пожарной тревоге)


Знаком к началу эвакуации из горящего здания служит сигнал пожарной тревоги. Услышав его, каждый, кто находится в помещении, должен без паники и как можно быстрее покинуть его, пользуясь основными и запасными выходами, а также наружными и внутренними лестницами. Перемещаться в лифте во время пожара категорически запрещено: человек, заблокированный в нём, может погибнуть как от огня, так и от угарного газа.

Должностные инструкции предписывают сотрудникам общественных организаций и учреждений при пожаре в первую очередь спасать людей и только после того, как эта задача успешно решена, приступать к спасению материальных ценностей.

Каждый из нас, находясь в общественном месте, может первым обнаружить очаг пожара — точку, где произошло возгорание. Если вы оказались в подобной критической ситуации, оцените собственные возможности и свою моральную готовность к тушению очага пожара подручными средствами. Источник возгорания иногда бывает столь незначителен, что пламя легко сбить. Если вы не уверены в том, что у вас получится это сделать без риска для жизни и здоровья, незамедлительно оповестите взрослых об обнаружении пожара, переместитесь в безопасную зону, после чего вызовите экстренные службы по телефону «1 • 1 • 2» или «101». Такие действия будут самой большой помощью пожарным и спасателям.



Это надо знать

Помните основные принципы индивидуальной системы безопасности: оказавшись в новом месте, продумайте все возможные пути спасения — определите местоположение основных и запасных выходов.



У любого человека навык эвакуации должен быть отработан до автоматизма. Для вас приобретать этот навык правильнее всего было бы в школе, где вы проводите довольно много времени. Во время учений как школьники, так и учителя учатся распознавать сигнал пожарной тревоги. Услышав его, они понимают, что случилась беда и надо спасаться самому, а также стремиться помочь спастись другим людям. С этой целью все, кто находится в этот момент в школе, проходят наиболее вероятными путями спасения, изучают и запоминают их.

Регулярные учения по эвакуации проводятся с одной целью — обеспечить выживание всех учеников и сотрудников образовательных организаций в случае той или иной кризисной ситуации (пожара, вооружённого нападения, атаки террористов и т. д.).

Поэтому законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение тренировок по эвакуации не реже одного раза в полугодие.

Отсутствие навыков поведения приведёт к панике, бесполезной беготне и давке.



Общие правила эвакуации при пожаре

• На любое срабатывание пожарной сигнализации всегда необходимо немедленно реагировать.

• Как можно быстрее покинуть здание, используя при этом основные и запасные выходы. Воздержаться от пользования лифтом.

• После успешной эвакуации необходимо позвонить в службу спасения и изложить обстоятельства происшествия.

• Подойдите к месту сбора и сообщите, что вы смогли покинуть опасную зону.

• Перед входом в задымлённое или горящее помещение необходимо встать сбоку от двери, а затем осторожно открыть ее.

• Выходить из зоны пожара в ту сторону, откуда дует ветер (в наветренную сторону).

• Всегда учитывайте реальную обстановку (пути эвакуации могут быть сильно задымлены).

• При проходе через задымлённые помещения двигаться надо вдоль стен пригнувшись, а при необходимости ползком.

• Использовать подручные средства защиты органов дыхания — носовые платки, шарфы, косынки или даже куски ткани, пропитанные водой.

• Входить в сильно задымлённое помещение, видимость в котором составляет менее 10 м, крайне опасно.


Чтобы учения не превращались для вас в скучную обязанность, представьте, что вы разведчик на спецзадании, выживание которого напрямую зависит от качества его подготовки и знания маршрута эвакуации до мельчайших деталей. Кстати, в действительности разведчики постоянно проводят подобного рода учения, правда, в масштабах целого города — отрабатывают маршруты безопасного передвижения и выявляют наблюдение за собой со стороны противника, что нередко спасает им жизнь.

В рамках учений вы можете получить и другую ценную информацию — узнать принцип работы кнопок пожарной сигнализации, являющихся ручным средством оповещения о возможном возгорании, а также номер телефона местного пожарного подразделения.

Ядовитые вещества, образующиеся в процессе горения, концентрируются вверху, следовательно, перемещаться в задымлённых помещениях лучше всего пригнувшись, а иногда вообще ползком.



Внимание

Эксперты рекомендуют в случае блокирования огнем первого этажа не прыгать из окон, а отступить вглубь помещения. Следует найти место, где меньше дыма, и там переждать, пока не прибудет помощь. Чтобы вас заметили, нужно через окно подавать различные знаки: подсвечивать телефоном, размахивать одеждой, кричать проходящим прохожим.



Как вы думаете, с какой скоростью распространяется огонь при пожаре?

Средняя скорость распространения огня при пожарах в помещениях может составить: для жилых домов — до 0,8 м/мин, для школ и торговых предприятий — до 1 м/мин, для театров — до 3 м/мин. При этом нужно помнить, что огонь распространяется во все стороны одновременно.

Если вы заблокированы в помещении и нет возможности пройти к эвакуационным выходам:

1. Плотно закрыть дверь в помещении и набрать телефон пожарной охраны «101». Сообщить, где происходит пожар, где вы находитесь и сколько человек ещё в помещении.

2. Для сдерживания распространения дыма из коридора в помещение закрыть щели под дверью тряпками, смоченными водой (если имеется вода).

3. При наличии крана с водой пустить воду прямо на пол и постоянно поливать дверь и стену, примыкающую к двери, водой.

4. При наличии в помещении только окна подойти к окну и открыть его. Сорвать с него шторы, взять какую-либо тряпку и через открытое окно махать, как флагом, с целью привлечения внимания пожарной охраны.

5. При возрастании задымления как можно ниже опуститься к полу и дышать через намоченную тряпку или рукав одежды.

6. При наличии балкона выйти на балкон и прикрыть за собой дверь. Воспользоваться тряпкой, как флагом, для привлечения внимания.

7. Если в общественном месте есть так называемая зона пожарной безопасности, по возможности воспользуйтесь ею. Зона пожарной безопасности — место, в котором люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в котором опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений. Как правило, защищает от воздействия опасных факторов пожара в течение 45—60 мин.



Практико-ориентированное задание

На ближайшей школьной тренировке по эвакуации понаблюдайте за действиями и поведением учащихся. Зафиксируйте результаты своих наблюдений.

Проанализируйте данные и подготовьте презентацию из четырёх-пяти слайдов.



Действия при обрушениях зданий и сооружений


Полное или частичное обрушение зданий и сооружений может быть как следствием природной (землетрясение, наводнение) и техногенной (взрыв бытового газа, пожар) чрезвычайной ситуации, так и результатом ошибок при проектировании, строительстве или ремонте.

Однако причиной обрушения зданий могут быть и террористические акты, например подрывы с помощью одного или сразу нескольких мощных взрывных устройств. Необходимо помнить, что всегда существует угроза повторного подрыва, за счёт которого террористы надеются нанести как можно больший урон и увеличить количество жертв.

Что делать, если произошёл подрыв здания? Эксперты предлагают следующий общий алгоритм действий в этой чрезвычайной ситуации:

1. Во время подрыва необходимо лечь на пол, желательно используя в качестве дополнительной защиты парту или стол, прикрыть руками голову от осколков и поджать под себя ноги, сокращая до минимума возможную площадь поражения.

2. Если же после подрыва (вне зависимости от причин происшествия) не произошло полного обрушения и вас не завалило обломками здания, а обстоятельства позволяют, то укройтесь под главными (несущими) стенами, отойдите от перегородок, зеркал, люстр и других предметов интерьера, обломки и осколки которых способны причинить вред здоровью.

3. Если вашему здоровью ничего не угрожает (например, пожар), то ожидайте указаний от администрации учреждения (при нахождении в школе — от администрации школы или классного руководителя). Взрослым понадобится некоторое время для оценки обстановки и принятия решения об эвакуации.

4. Если это представляется возможным, то выходите из помещений и зданий, прижавшись спиной к стене, пригнувшись и прикрывая голову руками, чтобы защититься от возможного попадания обломков конструкции здания, осколков стекла и т. д.

5. В случае благополучной эвакуации необходимо отойти от места происшествия и вести наблюдение за зданием, элементы которого могут обрушиться (карнизы, стены, перекрытия). Увидев начало обрушения одного из таких элементов, немедленно предупредите людей, находящихся в зоне поражения, о возможной опасности.

Если произошло обрушение здания и вы оказались под завалом, то необходимо предпринять следующие действия:

1. Попытайтесь преодолеть панические настроения, не падать духом и предпринимать всё возможное, чтобы выжить. В этом всегда помогут глубокое дыхание, а также уверенность, что сил у вас достаточно, чтобы выбраться из-под завала самостоятельно или дождаться помощи спасателей (помните, что человек способен выдержать жажду и голод в течение длительного времени, если не будет бесполезно расходовать энергию).

2. При необходимости и наличии такой возможности окажите себе первую помощь, постепенно адаптируйтесь, приспособьтесь к обстановке, пытаясь одновременно найти возможный выход. Постарайтесь определить, где вы находитесь и есть ли рядом другие люди (для чего прислушивайтесь к окружающим вас звукам и сами подайте голос).

3. Постарайтесь защитить органы дыхания от пыли — дышите через платок или ткань одежды, желательно смоченные водой. Зовите на помощь (кричите) только тогда, когда услышали рядом голоса спасателей, что также защитит органы дыхания от пыли и избавит от ненужных затрат энергии.

4. Поищите предметы, которые помогут подать звуковые или световые сигналы, привлечь внимание спасателей (металлические предметы, которыми легче и эффективнее всего стучать по трубам или стенам, а также фонарик или зеркальце) .

5. При длительном нахождении под завалом нс пользуйтесь спичками, свечами или зажигалками, так как при утечке газа возможен взрыв и пожар, постарайтесь найти воду.

6. Если единственный путь выхода — это узкий лаз, то попытайтесь протиснуться через него. Для этого расслабьте мышцы и двигайтесь, прижав локти к телу.

При первой возможности сообщите о чрезвычайной ситуации в службы экстренного реагирования. Кроме того, если вы стали свидетелем взрыва или обстоятельств, которые предшествовали ему (например, подозрительной активности неустановленных лиц), то все известные вам факты необходимо сообщить правоохранительным органам.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Разработайте предложения по совершенствованию и усложнению тех сценариев, по которым обычно проводятся тренировочные эвакуации.

2. Проведите противопожарный осмотр ближайшего общественного места и понаблюдайте за выполнением людьми правил противопожарного режима.

3. Что такое публичное мероприятие? Какие существуют риски участия в них?





Наверх