План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 6.2
Инфекционные заболевания



Коротко о главном

Согласно принятой классификации, все заболевания можно разделить на две большие группы — инфекционные и неинфекционные. Среди всех регистрируемых заболеваний инфекционные болезни составляют порядка 60%. Несмотря на то что многие смертельно опасные вирусы побеждены, появляются новые возбудители инфекции и, как следствие, новые болезни, а потому острота этой проблемы с течением времени и с развитием медицины не снижается. Каждому, кто заботится о своём здоровье, необходимо знать источники и механизмы развития инфекционных заболеваний, а также иметь представление о мерах их профилактики.

Вы узнаете:

• какие болезни являются инфекционными и что может служить причиной их возникновения;

• как распространяются инфекционные заболевания и кто находится в группе риска;

• о существующих мерах профилактики опасных инфекционных заболеваний.


Инфекционные болезни и их источники


Инфекционные болезни относятся к группе заболеваний, обусловленных воздействием на организм человека различных болезнетворных микроорганизмов. Инфекционные заболевания классифицируются в соответствии со множеством параметров, основными среди которых являются:

• место локализации инфекции (кишечник, дыхательные пути, кровь, наружные покровы);

• вид возбудителя инфекции (вирусы, бактерии, грибки, простейшие).


Источниками болезнетворных микробов могут быть как больные люди, так и здоровые бактерионосители. Наиболее опасными для окружающих с точки зрения распространения инфекционного заболевания являются люди, находящиеся в активной фазе болезни (в этот период они интенсивно выделяют возбудителя в окружающую среду). Даже те, кто переносит болезнь в лёгкой (стёртой) форме, могут заражать всех, с кем контактируют.

Кроме того, источниками инфекционных болезней могут выступать продукты животного происхождения, а также сами животные — как дикие, так и домашние. Некоторые грызуны (крысы, суслики и др.) являются переносчиками таких опасных инфекций, как чума, туляремия, а собаки и кошки могут явиться источником глистной инфекции у человека. Определённую опасность для человека представляют и насекомые: например, комары могут быть переносчиками возбудителя малярии и некоторых вирусных лихорадок, а клещи, относящиеся к классу паукообразных, могут явиться причиной таких опасных заболеваний, как боррелиоз и энцефалит.

Источниками инфекционной болезни могут быть и объекты окружающей среды — почва, вода, воздух, предметы обихода, являющиеся местом естественного обитания вредоносных бактерий. Так, например, непривитые люди могут заболеть столбняком при попадании частиц почвы в открытую рану, полученную в результате травмы.

Несколько инфекционных заболеваний, вызывающих наиболее высокую смертность среди людей, называют особо опасными инфекциями. К ним относятся чума, холера, натуральная оспа, жёлтая лихорадка. Благодаря профилактическим мероприятиям (вакцинирование населения) и улучшению гигиенических условий жизни человека частотность этих заболеваний снижается: в последние десятилетия зафиксированы единичные случаи заражения этими особо опасными инфекциями.

а протяжении всей истории своего существования человечество переживало ряд страшных эпидемий, уносящих жизни десятков и сотен миллионов людей.

Так, в XIV в. чума царила на территории всего Старого света и погубила более 100 млн человек (Старый свет — общее название стран, расположенных в трёх частях света: в Европе, Азии и Африке. Эти земли были изведаны европейцами до открытия Америки (Нового света), которое произошло в 1492 г.).

Эпидемии оспы, кори и тифа, прокатившиеся по территории Центральной и Южной Америки между 1518 и 1568 гг., привели к сокращению населения Мексики с 20 до 3 млн человек.

В XIX в. туберкулёз унёс жизни около одной четверти взрослого населения Европы.

В 1918 г. опасная разновидность гриппа, известная под названием «испанка», стала причиной сокращения населения мира на 2%.

К сожалению, не со всеми инфекционными болезнями даже при современном уровне медицины удаётся справиться. В наши дни нередки случаи неблагоприятных исходов в результате таких инфекционных заболеваний, как СПИД (ВИЧ-инфекция), туберкулёз, малярия и даже некоторые разновидности гриппа. Из-за угрожающего характера и потенциальной опасности для большого количества людей эти заболевания входят в разряд социально значимых.

В России 12 опаснейших инфекций включены в Национальный календарь прививок, которые проводятся в установленные сроки бесплатно в соответствии с программой обязательного медицинского страхования. Например, самую первую прививку против гепатита В ребёнок получает уже в первые часы жизни. В дальнейшем его вакцинируют от туберкулёза, дифтерии, столбняка, коклюша, пневмококковой и гемофильной инфекций, кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гриппа.

Чем опасны те инфекции, от которых делают прививки? Многие инфекционные болезни приводят к смерти человека или инвалидности. Например, от дифтерии умирает каждый 20-й заболевший. Лечить дифтерию можно только лошадиной сывороткой, крайне опасной для детей с аллергией или аллергическими реакциями. Поранившись, мы можем заболеть столбняком. А лечить его тоже можно только противостолбнячной сывороткой, полученной из лошадиной сыворотки. И это небезопасное лечение, с одной стороны, а с другой — оно помогает не всегда. Считается, что смертельный исход от столбняка достигает 90—100%. Такая детская «безобидная» болезнь, как корь, является одной из основных причин смерти среди детей раннего возраста. При кори и ветрянке нередко у детей бывает энцефалит, после этого в дальнейшем возникают нарушения интеллектуального развития ребёнка. Свинка может стать причиной глухоты. Кроме того, это возможность получить такое осложнение, как бесплодие, особенно у мальчиков. Краснуха у беременных почти всегда приводит к мертворождению или тяжёлым врождённым порокам развития у детей. При заболевании полиомиелитом часто возникает паралич или даже смертельный исход.


Биолого-социальные (биосоциальные) чрезвычайные ситуации


Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации является особо опасная или широко распространённая инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений. Поражающим фактором является патогенное (болезнетворное) действие инфекционных микроорганизмов на организм человека, животного или растения.

Механизм возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей называется эпидемическим процессом, а место, где появляются заболевшие, и территория, в пределах которой возможно заражение других людей, называется эпидемическим очагом.



Это интересно

Биолого-социальная (биосоциальная) чрезвычайная ситуация — состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определённой территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений

Эпидемия — стремительное распространение на определённой территории инфекционной болезни, масштабы заболеваемости которой существенно превосходят показатели, обычно регистрируемые в данной местности.

Пандемия — высшая степень развития эпидемии, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на страны и даже континенты.



Массовое распространение инфекционной болезни может происходить в форме эпидемии или пандемии.

При оценке степени распространения инфекционных заболеваний среди животных пользуются сходной терминологией: эпизоотия, панзоотия. Для растений по аналогии применяют термины эпифитотия, панфитотия.

Механизм возникновения инфекционной болезни таков: попав в организм человека, возбудитель заболевания при благоприятных условиях начинает быстро размножаться и выделять ядовитые вещества (токсины), которые разрушают ткани и изменяют нормальные процессы жизнедеятельности человека. С момента заражения организма до появления симптомов болезни может пройти от нескольких часов до нескольких лет, а это время называется инкубационным периодом. Другими словами, инкубационный период — время активного размножения возбудителя в организме человека без видимых признаков заболевания.

Место проникновения микроорганизмов в организм называют входными воротами инфекции. Для каждого вида заболевания имеются свои входные ворота. Так, например, холерный вибрион проникает в организм через рот и не способен проникать через кожу.

При воздушно-капельном пути передачи болезнетворные микроорганизмы внедряются через дыхательную систему. Например, возбудители могут находиться в пыли. Кроме того, микроорганизмы выделяются во внешнюю среду вместе со слизью во время кашля, чихания.

При водном и пищевом (алиментарном) пути возбудители проникают в организм через пищеварительный тракт (например, вместе с немытой пищей, загрязнённой водой, из-за грязных рук).

Контактное заражение происходит при совместном использовании бытовых предметов или игрушек, непосредственном контакте с кожей больного человека. Если речь идёт о венерических заболеваниях (или заболеваниях, передаваемых половым путём), то передача инфекции происходит во время полового акта.

Патогенные микроорганизмы нередко передаются от человека к человеку вместе с кровью. Заражение может произойти во время переливания крови, в результате использования нестерильного инструментария, причём не только медицинского. Например, подхватить инфекцию можно, делая маникюр. Переносчиками возбудителей болезней могут быть и насекомые.

Нередко патогенные микроорганизмы передаются от больной матери к ребёнку во время беременности или родов.

Основные пути заражения инфекционными болезнями:

Воздушно-капельный - Заражение происходит через воздух и дыхательные пути (грипг, насморк, ангина, ветряная оспа, корь, скарлатина и некоторые другие заболевания).

Контактно-бытовой - Заражение происходит через грязные руки, заражённые вещи, посуду, игрушки и т. д. (кишечные инфекции, вирусный гепатит, инфекции, передающиеся половым путём, и некоторые другие заболевания).

Водный и пищевой - Заражение происходит при употреблении инфицированной воды или пищи (поражается желудочно-кишечный тракт) (дизентерия, сальмонеллёз, холера, брюшной тиф и некоторые другие заболевания).

Гемоконтактный - Заражение происходит при контакте с кровью больного человека, при переливании инфицированной крови, при использовании нестерильного медицинского инструмента, чужих средств гигиены (бритва, зубная щётка и т. д.) (ВИЧ-инфекция, гепатит В и некоторые другие заболевания).

Вертикальный - Заражение происходит при внутриутробном развитии плода от инфицированной матери (ВИЧ-инфекция, токсоплазмоз и некоторые другие заболевания).

Профилактика инфекционных заболеваний

Первостепенными мерами, снижающими риск распространения инфекционного заболевания и заражения им, являются следующие:

• проведение профилактических прививок;

• дератизация, дезинсекция (уничтожение потенциальных носителей и переносчиков инфекции — крыс, комаров, клопов, тараканов, вшей);

• повышение сопротивляемости организма с помощью закаливания и занятий физкультурой;

• карантинные мероприятия (изоляция ранее заболевших, дезинфекция помещения, выявление контактирующих с больными и т. д.);

• оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим;

• соблюдение правил личной гигиены.

При эпидемии инфекционного заболевания важным, надёжным и безопасным методом профилактики является вакцинация.

Правила поведения при эпидемии инфекционного заболевания

При объявлении эпидемии какого-либо инфекционного заболевания избежать заражения поможет соблюдение ряда несложных правил.

1. Мыть руки.

В период эпидемии чистота рук особенно важна. Чтобы не допустить попадания вирусов в организм, следует как можно чаще (не менее пяти раз в день) мыть руки с мылом, тщательно намыливая их на протяжении не менее 20—30 с, а затем смывая проточной водой.

Если вода и мыло оказываются недоступны, можно протирать руки специальным антибактериальным гелем, который продаётся в аптеке или супермаркете. Для очищения рук можно пользоваться также влажными антибактериальными салфетками для рук.

При мытое рук недостаточно их только намылить и ополоснуть. Необходимо тщательно очистить места между пальцами, в районе ногтевой пластины и под ней, у запястья. Кроме того, следует знать, что загрязнения эффективно удаляются лишь обильной пеной.

2. Не трогать лицо.

Слизистые оболочки являются наиболее благоприятной средой для инфекций, поэтому в период эпидемии особенно важно не трогать руками рот, нос и глаза: вирусы попадают в организм именно этим путём.

3. Избегать контакта с больными людьми.

Следует держаться подальше от заболевших людей: инфекция может попасть в организм даже на расстоянии.

Медицинская маска обеспечивает хорошую защиту от попадания инфекции в верхние дыхательные пути. Однако примерно через час ношения она сильно увлажняется и начинает притягивать вредные частицы, в том числе возбудителей инфекции.

4. Вести здоровый образ жизни.

Рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе и полноценный сон помогут укрепить иммунитет и, следовательно, обеспечат более эффективное противостояние организма вирусным инфекциям.

Физическая нагрузка также поможет предупредить вирусные заболевания. Особенно полезны лыжный спорт и спортивные игры на открытом воздухе, так как свежий воздух препятствует распространению инфекций. Закалить организм помогут плавание и различные водные процедуры.

5. Увлажнять воздух.

Центральное отопление делает воздух в помещении сухим, что приводит и к сухости слизистых оболочек носа, глаз и рта, в результате чего они перестают справляться с микробами.

Для профилактики вирусных заболеваний необходимо следить за уровнем влажности воздуха в помещении — она должна быть около 50%. При влажности более 60% возможно появление плесени на кухне и на стенах комнат, а при влажности менее 40% человеческий организм становится особенно уязвимым для вирусных инфекций.

В период эпидемии гриппа следует чаще проводить дома влажную уборку, чистить раковины на кухне и в ванной. Полотенца для рук следует менять каждые три дня, а стирать их в горячей воде.

Регулярное проветривание помещения также является необходимой профилактической мерой в сезон гриппа и простуд.



Ситуационная задача

В период эпидемии гриппа молодой человек приоткрыл окно для проветривания комнаты. «Не открывай окно: отопление ещё не включили, мне холодно и больше вероятности подхватить вирус», — попросила его сестра.

1) Оцените действия брата и сестры с точки зрения профилактики инфекции.

2) Следуя первому правилу безопасной жизни «предвидеть опасность», предложите перечень мер профилактики гриппа.




Это интересно

Карантин — система временных лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага.

Обсервация — мероприятия, предусматривающие ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина территориальных образованиях.



Мероприятия по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера


1. Регистрация и оповещение

Все, кто заболел или может заболеть с большой степенью вероятности, берутся на специальный учёт. О выявлении новых инфекционных больных немедленно оповещается главный врач центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора района (города). Жители региона, в котором наблюдается вспышка инфекционного заболевания, информируются о том, как им следует действовать в сложившейся ситуации.

2. Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка

Каждый случай инфекционного заболевания подвергается тщательному эпидемиологическому обследованию для выявления предполагаемого источника заражения и предотвращения распространения инфекции. Собранный материал исследуется в лаборатории.

3. Выявление, изоляция и госпитализация заболевших

Коллектив, в котором обнаружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюдения. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) организуют ежедневные обходы и опросы населения, а в случае подозрения на инфекционное заболевание изолируют и госпитализируют заболевших.

4. Введение режимно-ограничительных или карантинных мероприятий

Карантин вводится при появлении в определённом районе больных особо опасными инфекциями, групповых инфекционных заболеваний с нарастанием случаев в короткий срок.

В некоторых случаях требуется введение обсервации. Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитар-но-эпидемическим состоянием, т. е. там, где зафиксированы случаи групповых неинфекционных или единичных случаев инфекционных заболеваний.

Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, после проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки обслуживающего персонала и населения.

5. Экстренная профилактика

Экстренная профилактика инфекционного заболевания заключается в массовом назначении жителям опасной территории специального лекарственного препарата, который следует принимать по определённой схеме. Эта мера позволяет в значительной степени предупредить вспышку инфекционного заболевания, а в случае его возникновения — облегчить течение болезни.

6. Обеззараживание эпидемического очага инфекции

Обеззараживание очагов инфекции осуществляется силами государственной санитарно-эпидемиологической службы путём проведения текущей и заключительной дезинфекции.

7. Выявление бактерионосителей

Если в эпидемиологических очагах выявлены носители инфекций, то проводятся мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих. Кроме того, проводятся мероприятия по усиленному медицинскому наблюдению за личным составом спасательных формирований.

8. Санитарно-разъяснительная работа

Для проведения широкой и эффективной санитарно-разъяснительной работы используются радио, телевидение, печать, Интернет и социальные сети. Все, кому адресованы данные сообщения, должны неукоснительно следовать им и строго выполнять общие рекомендации, касающиеся правил поведения, соблюдения санитарно-гигиенических требований и других мер личной защиты.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Одним из самых распространённых инфекционных заболеваний является грипп. Напишите небольшое эссе в тетради, взяв за основу следующий план:

• краткая характеристика гриппа (возбудитель, благоприятные условия для распространения, механизм передачи инфекции, инкубационный период);

• симптомы заражения гриппом;

• меры профилактики гриппа.

2. Что такое биолого-социальные ЧС?





Наверх