План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 6.5
Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях



Коротко о главном

В ситуациях, когда человеку для спасения его здоровья и жизни требуется медицинское вмешательство, а врачебная помощь ещё не подоспела, тот, кто находится поблизости и стал свидетелем происшествия, должен оказать ему первую помощь. Для этого нужно овладеть необходимыми знаниями и освоить ряд приёмов. Люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, могут также нуждаться в психологической помощи и психологической поддержке.

Оказание психологической поддержки пострадавшим — это важная часть оказания первой помощи. Знания и умения в этой области позволяют оказывающему помощь создать максимально возможную психологически безопасную обстановку, что значительно повышает общую безопасность и эффективность мероприятий первой помощи.

Вы узнаете:

• что такое первая помощь;

• в каких обстоятельствах должна оказываться первая помощь и кто может это делать;

• что такое универсальный алгоритм оказания первой помощи;

• как оказать психологическую поддержку пострадавшему.


В учебнике уже несколько раз встречалась информация о первой помощи. В данной теме мы рассмотрим этот материал подробно.


Универсальный алгоритм оказания первой помощи


Мероприятия первой помощи направлены на устранение явлений, угрожающих жизни, и предупреждение дальнейших повреждений и возможных осложнений. К сожалению, для пострадавшего с тяжёлыми травмами время имеет огромное значение. Если такому человеку не оказать помощь в течение часа после происшествия, то шансы спасти его жизнь значительно сокращаются.

Оказать первую помощь пострадавшим в результате какого-либо происшествия могут очевидцы этого события. Для этого нужно обладать определённым набором знаний, иметь минимальную подготовку и необходимое оснащение. Даже если ничего нет под рукой, а состояние пострадавшего серьёзное, самые простые действия, которые устранили бы непосредственную опасность для его жизни, предпринять необходимо. Всех участников оказания первой помощи можно условно разделить на две группы. Первая группа — это лица, которые имеют право оказывать первую помощь, но не обязаны этого делать. К ним относятся все граждане Российский Федерации, которые в критический момент могут выполнить простые действия для спасения жизни пострадавшего. Ко второй группе относятся люди, которые обязаны оказывать первую помощь по закону и (или) специальному правилу. К ним относятся сотрудники полиции, сотрудники ГИБДД, пожарные, спасатели и некоторые другие категории граждан. Когда вы станете взрослыми и выберете себе специальность, то, возможно, из категории лиц, имеющих право оказывать первую помощь, вы перейдёте в категорию лиц, обязанных её оказывать по закону*.

*В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первая помощь определяется как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.

Эффект свидетеля, эффект постороннего, синдром Дженовезе — психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления и др.), не пытаются помочь пострадавшим. Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим, тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть.

Другими словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-то другой. Наоборот, единственный очевидец понимает, что, кроме него, помочь пострадавшим больше некому, и действует гораздо решительнее.



Это интересно

Первая помощь — комплекс срочных простейших мероприятий по спасению жизни человека.



Состояния, требующие оказания первой помощи:


• отсутствие сознания;

• остановка дыхания и кровообращения;

• наружные кровотечения;

• инородные тела верхних дыхательных путей;

• травмы различных областей тела;

• ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;

• отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;

• отравления.

Мероприятия первой помощи, проводимые при каждом из перечисленных состояний и видов повреждений, подробно рассматриваются в соответствующих уроках и Приложении, расположенном в конце учебника. Здесь же рассмотрим общие принципы оказания первой помощи.

Одним из важнейших положений оказания первой помощи является её срочность: чем быстрее она оказана, тем больше надежды на благоприятный исход для пострадавшего.

Во всех ситуациях нужно следовать универсальному алгоритму оказания первой помощи. Последовательность действий алгоритма необходимо запомнить для того, чтобы всегда суметь помочь пострадавшему вне зависимости от обстоятельств происшествия.

Итак, что же делать, если вы увидели человека, которому плохо?

1. В первую очередь необходимо оценить, не опасно ли вам находиться рядом с этим человеком. Если его сбила машина, то нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что вам ничего не угрожает, например проезжающие мимо автомобили. Рядом с пострадавшим могут быть и другие опасности. Например, электрический провод, собака, огонь, разлитый бензин и многое другое. Только когда вы убедитесь, что вам ничего не угрожает, вы можете подойти к пострадавшему.


Универсальный алгоритм оказания первой помощи

2. Далее необходимо проверить наличие сознания у пострадавшего. Вы должны немного потрясти за плечи человека и спросить: «Что с вами (с тобой)? Нужна ли вам (тебе) помощь?» Если человек вам не отвечает, значит, он находится без сознания. При наличии сознания (человек реагируют на ваши прикосновения, отвечает на вопросы) переходите к пункту 7.

3. Если у человека отсутствует сознание, необходимо проверить, дышит ли он. Чтобы проверить, дышит ли человек, нужно открыть его дыхательные пути. Для этого одну руку положить на его лоб, два пальца другой руки разместить под подбородком, запрокинуть голову и поднять подбородок, для того чтобы открыть дыхательные пути. После этого необходимо наклониться ко рту человека и в течение 10 с попытаться послушать его вдох и выдох, почувствовать своей щекой его дыхание, посмотреть, поднимается ли его грудная клетка (при вдохе она должна подниматься).

4. При отсутствии дыхания грудь пострадавшего останется неподвижной, звуков его дыхания не будет слышно, выдыхаемый воздух изо рта и носа не будет ощущаться щекой. В этом случае вам нужно как можно скорее вызвать скорую медицинскую помощь по телефону «103» или «1 • 1 • 2» При наличии дыхания переходите к пункту 6.

Эксперты утверждают, что, даже если не выполнить практические действия первой помощи по причине боязни либо отсутствия уверенности в себе, своевременный вызов экстренных служб и их ожидание на месте происшествия уже являются мероприятиями первой помощи.

Для того чтобы вызвать скорую медицинскую помощь, нужно позвонить диспетчеру и сказать: «Меня зовут... Я оказался рядом с человеком, который получил травму (или лежит без сознания, не дышит)». После этого рассказать коротко диспетчеру, что случилось, ответить на его вопросы, назвать место, где находится пострадавший. Телефонную трубку отключить последним, после сообщения диспетчера о том, что вызов принят.

5. Сердечно-лёгочная реанимация заключается в чередовании 30 надавливаний на грудную клетку и двух вдохов искусственного дыхания. Для проведения сердечно-лёгочной реанимации пострадавший должен находиться на твёрдой поверхности (на полу). Основание одной вашей ладони ставится на середину грудной клетки пострадавшего, вторая рука кладётся сверху, пальцы берутся в «замок».

Дальше производится 30 надавливаний на грудную клетку пострадавшего строго перпендикулярно грудной клетке, на глубину 5—6 см с частотой 100—120 раз в мин. После 30 надавливаний необходимо открыть дыхательные пути и сделать пострадавшему два искусственных вдоха с паузой около 1 с. После этого сразу продолжить надавливания на грудную клетку и вдохи, чередуя их в соотношении 30 : 2.

6. Если пострадавший дышит, но без сознания, то нужно повернуть его в устойчивое боковое положение. Это положение безопасно для пострадавшего, потому что его дыхательные пути будут проходимы и их не сможет перекрыть язык, кровь или что-то другое.

7. Далее следует также осмотреть пострадавшего человека — вдруг у него есть кровотечение. Кровотечение необходимо как можно скорее остановить, выполнив прямое давление на рану и наложив давящую повязку. Для этого положите на рану бинт, салфетку или какую-нибудь ткань и зажмите рану рукой. Потом наложите поверх раны давящую повязку и дождитесь скорой медицинской помощи. При артериальном кровотечении можно применить пальцевое прижатие артерии, наложение кровоостанавливающего жгута или максимальное сгибание конечности в суставе.

8. Затем нужно провести подробный осмотр пострадавшего. Осмотрите его голову, шею, грудь, живот, спину и конечности в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, окажите первую помощь. Вызовите скорую медицинскую помощь (если она не была вызвана ранее).

9. Придайте пострадавшему оптимальное положение тела (для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий). Так, пострадавшего с травмой груди предпочтительно расположить в полусидячем положении с наклоном туловища на поражённую сторону груди, пострадавшему без сознания необходимо придать устойчивое боковое положение, пострадавшему с травмой живота и таза следует придать положение на спине с валиком под полусогнутыми и разведёнными ногами, а пострадавшему со значительной крово-потерей — положение с приподнятыми ногами, под которые подкладывают сумки или одежду.

10. Постоянно контролируйте состояние пострадавшего (наличие сознания, дыхания и кровообращения) и оказывайте ему психологическую поддержку.

11. Передайте пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сообщите им необходимую информацию о пострадавшем и происшествии.

Согласно законодательству нашей страны, каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и/или навыков.

Если нет ощущения, что вы можете оказать первую помощь, охватывает паника, лучше этого не делать. Но обязательно вызовите скорую медицинскую помощь по телефону «103» и постарайтесь найти рядом человека, который сможет помочь пострадавшему.

Важность оказания первой помощи признаётся во всем мире. У первой помощи есть свой праздник. Всемирный день первой помощи (или World First Aid Day) был учреждён в 2000 г. по инициативе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и проводится каждую вторую субботу сентября. Благодаря его проведению первая помощь набирает огромную популярность и с каждым годом всё больше людей овладевают этими элементарными, но очень эффективными навыками по спасению жизни.

Кроме того, у первой помощи есть свой символ. Международно признанным символом первой помощи является белый крест на зелёном фоне.


Аптечки первой помощи
Основные компоненты, их назначение


К наиболее распространённым в Российской Федерации наборам средств и устройств, использующихся для оказания первой помощи, относятся «Аптечка для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильная)» и «Аптечка для оказания первой помощи работникам».

«Аптечка для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильная)» предназначена для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Утверждённый состав аптечки рассчитан на оказание первой помощи при травмах и угрожающих жизни состояниях и является обязательным (замена компонентов аптечки не допускается). При этом водитель может по своему усмотрению дополнительно хранить в аптечке лекарственные средства и медицинские изделия для личного пользования, принимаемые им самостоятельно или рекомендованные лечащим врачом и находящиеся в свободной продаже в аптеках.

В состав «Аптечки для оказания первой помощи работникам» входят все необходимые средства, с помощью которых можно оказать первую помощь в организациях, на предприятиях и т. д.

Пополнять аптечку первой помощи необходимо по мере израсходования её компонентов и/или истечения их срока годности.

В состав указанных аптечек входят следующие компоненты:

• маска медицинская нестерильная одноразовая (применяется для защиты от инфекций, передающихся воздушно-капельным путём);

• перчатки медицинские нестерильные (применяются для защиты участника оказания первой помощи от контакта с кровью и другими биологическими жидкостями пострадавшего для снижения риска заражения);

• устройство для проведения искусственного дыхания «рот — устройство — рот» (используется для выполнения искусственного дыхания при проведении сердечно-лёгочной реанимации);

• жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения (предназначен для остановки сильного артериального кровотечения);

• бинты марлевые медицинские разных размеров (используются для наложения повязок на разные части тела, для фиксации травмированных конечностей);

• салфетки марлевые медицинские стерильные (применяются для закрытия ран и ожоговых поверхностей);

• лейкопластырь фиксирующий рулонный (используется для фиксации повязок);

• лейкопластырь бактерицидный (только в аптечке для оказания первой помощи работникам — применяется для закрытия мелких ран, ссадин, царапин);

• покрывало спасательное изотермическое (только в аптечке для оказания первой помощи работникам — используется для укутывания пострадавшего с тяжёлой травмой или переохлаждением серебристой стороной к телу с целью сохранения тепла и согревания пострадавшего);

• ножницы (применяются для разрезания одежды для доступа к ранению, отрезания бинтов и лейкопластыря нужной длины, для вскрытия упаковок).

В Российской Федерации утверждено ещё несколько составов аптечек и укладок, которые могут использоваться особыми группами людей (сотрудниками МЧС, МВД, РЖД и др.) при выполнении ими профессиональных обязанностей.

Почему в аптечках первой помощи, утверждённых Минздравом России, нет лекарственных средств? Определение необходимого лечения и назначение медикаментов — задача врача или фельдшера. Поэтому первая помощь в настоящее время не подразумевает применение лекарств для её оказания.


Простые приёмы психологической поддержки


Психологическая поддержка может быть направлена:

• на другого — помощь человеку, попавшему в беду;

• на результат — урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;

• на себя — снятие собственной тревоги, связанной с тем, как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в оказании первой помощи и психологической поддержке.

Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличаются от повседневного.

Чаще всего отмечается частичная или полная утрата:

• способности к целенаправленной деятельности (какие действия необходимы в данной ситуации, их планирование);

• способности к критической оценке окружающего и своего поведения (оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей);

• способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта, замкнутость либо, наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой цели войти в контакт с другим человеком).

Подобные изменения — одни из самых распространённых последствий, наблюдаемых у тех, кто непосредственно пострадал, или тех, кто оказался рядом с пострадавшими и не имеет физических травм и повреждений, но тем или иным образом вовлечён в экстремальную ситуацию.



Это интересно

Психологическая поддержка — это система приёмов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшимся в экстремальной ситуации, справиться с психологическим и реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.



Стремление помочь — это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными событиями в жизни.

Необходимо помнить о следующем

• Позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние условия, своё состояние и силы перед тем, как принять решение, что вы готовы помочь.

• Пострадавший может прежде всего нуждаться в оказании первой помощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет физических травм, требующих немедленного реагирования, и только тогда оказывать психологическую поддержку.

• Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно понимаете, какие конкретно действия необходимо предпринять), обратитесь за помощью к специалистам.

• Если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам необходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь.

• Необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать:

— говорить нужно спокойным и уверенным голосом, чёткими и короткими фразами, в побудительном наклонении;

— в речи лучше избегать сложно построенных фраз, предложений;

• Сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением. А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.


Приёмы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего


Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он может по-разному реагировать. Чаще всего встречаются следующие реакции: плач, истерика, агрессия, страх, апатия.

Плач

Признаки:

• человек уже плачет или готов разрыдаться;

• подрагивают губы;

• наблюдается ощущение подавленности.

Плач — это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Нужно дать человеку возможность выплакаться.

Помощь при плаче

• По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек.

• Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы ему сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

• Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.

• Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего.

• Если реакция плача затянулась и слёзы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Истерика (истероидная реакция)

Признаки:

• чрезмерное возбуждение;

• множество движений, театральные позы;

• эмоционально насыщенная, быстрая речь;

• крики, рыдания.

Помощь при истерике

• Если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от окружающих и замкнуть его внимание на себе.

• Если людей вокруг удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.

• Проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций.

• Говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном.

• Не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.

• Переключите внимание пострадавшего. Для этого задайте ему неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произнесите имя пострадавшего.

• После истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам либо близким людям.

Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встретить информацию о том, что истерика не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грудой формой манипуляции, направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.

Агрессия

Признаки:

• возбуждение;

• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

• повышенное мышечное напряжение;

• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

• словесные оскорбления, брань.

Помощь при агрессивной реакции

• Чётко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности.

• Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций.

• Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам.

• Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи.

• Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему.

• Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.

• Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.

В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему негативный исход подобного поведения.

В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить на него внимание специалиста правоохранительных органов, чтобы минимизировать риск вреда для себя и окружающих.

Страх

Признаки:

• напряжение мышц (особенно лицевых);

• сильное сердцебиение;

• учащённое поверхностное дыхание;

• сниженный контроль собственного поведения.

Страх — это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.

В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он:

• не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник);

• настолько силён, что лишает человека способности думать и действовать.

Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас могут побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознаёт происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика вероятность эмоционального заражения паникой.

Помощь при страхе

• Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве.

• Если страх настолько силён, что парализует человека, то предложите ему использовать несколько простых приёмов (например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот приём основан на том, что страх — эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность).

• Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а, наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек проговаривает свой страх, он становится не таким сильным).

• При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, если вам кажется, что такая информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).

Апатия

Признаки:

• непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово даётся с трудом;

• равнодушие к происходящем}';

• отсутствие каких бы то ни было эмоциональных проявлений;

• заторможенность;

• снижение темпа речи или полное её отсутствие.

Помощь при апатии

• Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть, набраться сил, чувствовал бы себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться).

• Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон — мочек ушей и пальцев рук.

• Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи.

• Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развёрнуто.

• Предложите пострадавшему какую-либо незначительную умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т. д.).


Способы самопомощи в экстремальных ситуациях


Если вы оказались в ситуации, когда вас одолевают сильные чувства — душевная боль, злость, гнев, чувство вины, страх, тревога, очень важно создать себе условия для того, чтобы быстро выпустить пар. Это поможет немного снизить напряжение и сохранить душевные силы, которые так нужны в экстремальной ситуации.

Можно попробовать один из универсальных способов:

• займитесь физическим трудом;

• дайте волю слезам, поделитесь своими переживаниями с людьми, которым вы можете доверять;

• можно попробовать дыхательные упражнения, например: сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 1—2 с, выдохните, повторите упражнение два раза, потом сделайте два нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха;

• чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше;

• умственные операции тоже помогают снизить уровень эмоционального напряжения. Можно считать (например: поочерёдно в уме отнимать от 100 то 6, то 7, перемножать двузначные числа и т. д.);

• умойтесь холодной водой, помассируйте мочки ушей и пальцы рук.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите группу лиц, представители которой в России обязаны оказывать первую помощь по закону и (или) специальному правилу.

2. Назовите соотношение надавливаний на грудную клетку пострадавшего и вдохов искусственного дыхания при выполнении сердечно-лёгочной реанимации.

3. Докажите утверждение о том, что умение оказывать первую помощь и готовность к этому являются социально-нравственным мерилом человека.

4. Как вы считаете, какие мероприятия необходимо проводить в рамках урока ОБЖ (на уровне школы, района, страны) для повышения культуры оказания первой помощи?

5. В Интернете найдите информацию о Китти Дженовезе, именем которой назвали синдром, вошедший в учебники по социальной психологии, и обсудите, почему свидетели преступления так себя повели. Случалось ли вам быть свидетелем несчастного случая, когда человеку нужна была первая помощь? Вы помогли или помогли бы (если с вами такого никогда не случалось в жизни) пострадавшему? Почему? Зависело бы ваше решение помочь (или не помочь) от количества других свидетелей несчастного случая?

6. Музыкальная группа «Вее Gees» написала песню «Stayin Alive», ритм которой совпадает с рекомендуемым темпом проведения сердечно-лёгочной реанимации (100—120 надавливаний в минуту). В США и Европе под эту песню часто тренируются на занятиях по первой помощи.

7. Интернете найдите и прослушайте эту песню. При наличии манекенов для сердечно-лёгочной реанимации порепетируйте оказание первой помощи пострадавшему, у которого отсутствует сознание и дыхание, уловив ритм композиции.




ОБОБЩАЕМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Вы знаете:

• качество жизни человека напрямую зависит от здоровья. Укрепление здоровья каждого человека является одним из национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

• в настоящее время под здоровьем понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Именно комплексное одновременное выполнение этих условий позволяет человеку жить плодотворной и насыщенной жизнью;

• научно-практические исследования со всей убедительностью доказывают, что здоровье более чем наполовину зависит от образа жизни человека;

• ответственное и бережное отношение человека к самому себе, к своему здоровью с самого раннего возраста обеспечивает долгую, продуктивную, интересную и счастливую жизнь.

Вы научились:

• оценивать риск негативного влияния на здоровье пагубных пристрастий и привычек;

• безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);

• справляться со стрессом;

• оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях. Вы осознали:

• суть понятия «здоровье» и охарактеризовали возможные угрозы своему здоровью;

• содержание элементов здорового образа жизни;

• важность владения навыками оказания первой помощи;

• необходимость применения профилактических мер по защите от инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также мероприятий по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время массовых заболеваний, проводимых в нашей стране.

Вы убедились:

• здоровье — это дар, который можно и нужно беречь, это возможность достижения заветных желаний, это бесценная кисть, которая раскрашивает жизнь яркими разноцветными красками.




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Минздрав РФ: http://gotourl.ru/9467

МЧС РФ: http://gotourl.ru/9468

Всё о первой помощи: http://gotourl.ru/9469





Наверх