План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 7.3
Манипуляция и способы противостоять ей



Коротко о главном

Как вы уже знаете, в процессе общения происходит эмоциональное воздействие людей друг на друга. Что значит, если, апеллируя к вашим эмоциям и чувствам, собеседник пытается добиться от вас действий, которые вы не планировали совершать? Такой приём называется манипуляцией, а его применение может повлечь за собой негативные последствия. Поэтому очень важно уметь распознавать манипуляцию и противостоять ей.

Вы узнаете:

• о таком явлении в межличностном общении, как манипуляция;

• по каким признакам можно распознать манипуляцию и как противостоять ей.


Что такое манипуляция и зачем люди используют её в повседневном общении


Манипуляция — стремление оказать влияние на восприятие или поведение других людей, побудить их действовать в своих интересах с помощью тактики скрытого обмана.

Следует понимать, что действия манипулятора всегда бесчестны по отношению к тому, на кого они направлены: пытаясь добиться добровольного совершения выгодного для себя действия, манипулятор представляет дело в заманчивом для объекта манипуляции свете, однако истинные мотивы воздействия не раскрывает. Именно поэтому часто бывает так, что объект манипуляции с радостью выполняет желаемое от него, более того, остаётся благодарен манипулятору, считая, что тот проявил заботу о нём.



Ситуационная задача

Рассмотрите приведённые ниже ситуационные задачи и определите, в какой из них скрыта манипуляция.

Ситуация 1. Вы сделали все уроки, решили отдохнуть и зашли в популярную соцсеть. Вскоре приходит сообщение от одноклассника, который просит вас дать ему списать эссе, заданное к завтрашнему уроку по ОБЖ. Вы, рассудив, что двух одинаковых творческих работ быть не может и что вас же могут заподозрить в списывании, если работу одноклассника прочитают первой, делаете вид, что не увидели сообщение-просьбу, и выходите из сети.

Ситуация 2. Вы сделали все уроки, решили отдохнуть и зашли в популярную соцсеть. Вскоре приходит сообщение от одноклассника о том, что проходит конкурс эссе по теме, заданной вам к завтрашнему уроку по ОБЖ. Участие в конкурсе поощряется ценными призами, однако заявки принимаются от команды не менее чем из двух человек. Одноклассник готов подать заявку и приложить к ней оба эссе. Вы с радостью соглашаетесь на это предложение и отправляете свою работу приятелю, ведь если бы не он, вы упустили бы шанс поучаствовать в конкурсе.



Несложно догадаться, что манипуляция зашифрована в ситуации 2, и характеризуют её, согласно мнению ряда исследователей, такие признаки:

• осуществление некоего психологического воздействия;

• манипулятор относится к оппоненту как к средству достижения цели;

• выигрыш односторонний, манипулятора не беспокоит, как его действия отразятся на оппоненте;

• манипуляция имеет скрытый характер;

• манипулятор играет на некоторых слабостях оппонента.

То есть вы уже догадались, что манипулировать могут:

а) люди, которые хотят от вас чего-то добиться с целью своей выгоды;

б) недобросовестные СМИ или лидеры мнений в соцсетях, когда хотят заставить вас принять чью-то точку зрения, но при этом чтобы вы посчитали, что это ваша точка зрения;

в) рекламщики и маркетологи, когда, например, устанавливают якобы скидки на товары, которые и так должны стоить недорого.

Манипулировать люди могут, даже не понимая, зачем они это делают, просто получают от этого удовольствие, такие манипуляторы — самые опасные.



Практико-ориентированное задание

Найдите все пять составляющих манипулятивного поведения в ситуации 2.

Бывает, что человек манипулирует неосознанно. А что же заставляет действовать так тех, кто понимает, что прибегает к не самому честному способу достижения цели?

Во-первых, манипуляция даёт ощущение власти над людьми, которое по силе воздействия на манипулятора может сравниться с наркотиком: попробовав раз, человек не может отказаться от такого поведения в дальнейшем, ведь получать выгоду за счёт других людей, которые при этом испытывают благодарность, совсем не плохо!

Во-вторых, некоторые люди являются прирождёнными манипуляторами, это связано с их типом личности и определённым складом характера.




Это интересно

Так, ещё в эпоху раннего Возрождения итальянский мыслитель, философ и политик Никколо Макиавелли (1469—1527) изложил свои взгляды на принципы государственного устройства и описал политиков, которые в своей деятельности пренебрегают нормами морали и считают, что честность и прочие добродетели не представляют ценности, поскольку обман, предательство и сила гораздо более эффективны. Так появилось понятие «макиавеллисты», применяемое для характеристики человека, который в ситуациях общения склонен манипулировать другими людьми, прибегая как к тонким, так и к довольно агрессивным методам воздействия (лесть, обман, подкуп, запугивание). Примечательно, что макиавеллисты не испытывают угрызений совести: для них манипуляция — естественный способ поведения, а люди — средство достижения целей.



Манипуляторы не способны установить тёплый человеческий контакт, потому что боятся разоблачения и осуждения. При этом они могут создавать видимость участия и заинтересованности в делах оппонента.

Манипуляторов можно выявить, когда они предлагают другому человеку сделать что-то, что тому не нужно. Если они почувствуют, что не могут добиться цели, то прекращают взаимодействие.

Если вы ощущаете восторженное состояние от общения с человеком, в этом нет ничего плохого. Однако если он просит вас о чём-то, не спешите соглашаться и выполнять, подумайте, действительно ли вам нужно то, что вам предлагают.


Орудия манипуляции


Одним из способов манипуляции является искажение информации, например, утаивание её, частичная или бессистемная подача с намёками на конфиденциальные источники, истинность которых нельзя проверить, уход от прямых ответов на вопрос.

Пример:

— Я встретил нашу классную руководительницу. Она сказала, что если ты не уберёшься в классе, нас всех ждёт дополнительное задание по её предмету. —Давай подойдём к ней и уточним, что именно нужно сделать.

— Мне некогда, да и она, кажется, уже ушла.

Другой способ — использование риторических приёмов. Владение искусством риторики и ораторским искусством — ценное умение, однако стоит всегда помнить о том, что, производя впечатление умело сформулированной фразой, мы не всегда приближаемся к истине или благополучному выходу из ситуации. С помощью софизмов (а именно так в Древней Греции называли определённый вид риторических приёмов) можно защищаться от критики, перекладывать ответственность на других, вводить в заблуждение.

Пример:

— Петров, почему ты допустил столько ошибок в тексте?

— Мария Ивановна, не ошибается только тот, кто ничего не делает...

— Почему же ты так плохо учишься?

— Нет плохих учеников, есть плохие учителя!

Ещё один излюбленный приём манипуляторов — психологическое давление. Применение этого приёма проявляется в обобщении («От тебя всегда стоит ждать подвоха»), указании на несоблюдение норм («Вы даже прийти вовремя не можете» вместо «Вы опоздали»), подмене понятий, использовании намёков («Сделаешь с нами уроки?» — «А куда я денусь?»).

Инструментом манипуляции не всегда являются слова. Иногда можно столкнуться с молчаливым воздействием, при котором манипулятор многозначительно молчит, показывая, как он расстроен. В этом случае следует вести себя так, как будто ничего не произошло, и «молчун» непременно заговорит.


Мишени манипуляторов


Манипулятор всегда ищет у оппонента слабые места, на которые он может надавить, чтобы получить желаемое. Если таких слабых мест (мишеней) нет, а добиться чего-то нужно от конкретного человека, манипулятор может потратить время, чтобы такие мишени создать.

В качестве мишеней манипулятор может использовать:

• чувство принадлежности человека к группе, ответственности за неё, общности с ней («Давайте все поддержим именно этот вариант решения проблемы. Если вы этого не сделаете — плохо будет всему классу. Вы же не хотите, чтобы из-за вас весь класс страдал?!»);

• человеческие слабости, которые в той или иной мере есть у каждого из нас («Лучше тебя никто не справится с этим заданием! Я никого другого, кроме тебя, не вижу в этой роли! Ты подобные задачи щёлкаешь как орешки!»);

• личностные качества, такие, например, как неуверенность в себе, медлительность или жалостливость.

Манипулятор находится в психологической зависимости от ложного ощущения власти, доминирования над другими людьми. При этом каждая новая неудача воспринимается им как личный проигрыш, сопровождается потерей радости и смысла жизни и впоследствии может привести к нарушениям психики.

Неуверенный в себе человек редко может отказать другим: он боится, что в таком случае его статус в глазах собеседников понизится, и не осознаёт, что чаще всего бывает как раз наоборот («Попроси учителя не проводить контрольную, ты ведь тоже не готов к ней»). Медлительные люди склонны к неспешному анализу ситуации или информации, и если их поставить в условия необходимости быстрого принятия решений, то они могут запаниковать и положиться на мнение манипулятора. У жалостливых людей легко вызвать сострадание, о чём знают и чем охотно пользуются мошенники всех мастей.

Манипуляция легко находит ключ к невежеству, зависти, страхам, отсутствию силы воли. Невеждами легко манипулировать: для этого достаточно привести вымышленные факты, сослаться на «установленные наукой принципы и законы», соответствующим образом интерпретировать наблюдаемые явления.

Именно из-за невежества многие попадают в секты, куда их заманивают псевдонаучными опасностями. Страх болезней и смерти приводит людей к колдунам и целителям, страх потери престижа — к переплате за несущественные и ненужные им вещи, страх разоблачения — напрямую в руки мошенников и вымогателей. Не менее сильными оказываются чувство ревности, желание отомстить и чувство справедливости.

С целью изучения механизма манипуляции завистью был проведён социально-психологический эксперимент. Незнакомым друг с другом студентам было предложено после выполнения некоего задания самостоятельно поделить между собой денежное вознаграждение. Выполнив дополнительное задание, студенты одной группы могли бы заработать больше денег, но тогда увеличился бы и заработок студентов из конкурирующей группы. Многие студенты отказывались от этого только потому, что не хотели помогать оппонентам повысить доход.

Манипуляторы знают о такой особенности человеческой природы и успешно применяют свои знания.

Каждый раз, когда вы оказываетесь в плену сильных и ярких эмоций, вы рискуете попасть под влияние манипулятора.


Как избежать манипуляции


Поскольку манипулятор использует наши слабости, главное правило противодействия манипуляции — не показывать их! Для этого необходимо следующее.

1. Научиться говорить «нет», как бы сложно это ни было. Лучше оказаться неправым в своём отказе, чем поддаться на уговоры манипулятора и страдать от этого. Смягчить отказ помогает техника, получившая название «внешнее согласие»: вы показываете, что слышите человека, и при этом даёте понять, что не можете выполнить его просьбу (принять приглашение и т. д.).

Пример:

— Поехали с нами! Будет весело, развлечёмся как следует!

— Я уверен, что будет весело, я в этом и не сомневаюсь, но сегодня я не могу. В следующий раз...

Объединитесь в группы по три-четыре человека, смоделируйте не менее пяти различных повседневных ситуаций и отработайте на них технику внешнего согласия.

2. Перестать испытывать чувство вины (в том числе если не оправдываете ожидания других людей). Вы не обязаны поддерживать неприятный или неинтересный для вас разговор, стремиться всегда нравиться другим, разбираться во всём. Вы имеете право на ошибки и можете смело на любые не устраивающие вас предложения отвечать: «Я не хочу». Манипуляторы часто пытаются воззвать к логике, ведь всем нравится быть логичными, предсказуемыми и, как следствие, умными в глазах других. Но только предсказуемость — это крючок для жертв манипуляции. Для отработки этого метода избегания манипуляции можно воспользоваться техникой «испорченной пластинки»: несколько раз повторять одну и ту же фразу, чтобы манипулятор понял, что с вами такая игра бессмысленна.

Пример:

— Давай сбежим суроков?

— Ты знаешь, я не хочу...

— Ты что, испугался ?!

— Нет, просто не хочу.

— Да перестань, бежим! В кино сходим!

— Прости, я не хочу...

Стремление к манипулированию является признаком ущербности и слабости личности, неспособной на яркий позитивный поступок, самостоятельные творческие действия. Если знать это, манипуляции проще противостоять.

3. Прислушиваться к своим чувствам. Если вам очень симпатичен человек, но при этом вы не уверены, что хотите сделать то, о чём он вас просит, возьмите паузу, проанализируйте, нужно вам это или нет. Если вы поймёте, что вам это не нужно, попробуйте применить технику «бесконечного уточнения»: этот риторический приём может быть полезен для нейтрализации манипулятора, чтобы он осознал всю бесперспективность попыток повлиять на вас и потерял к вам интерес.

Пример:

— Всё в тебе хорошо, а вот одеваешься ты не очень...

— Скажи, а что конкретно тебе не нравится в моём облике?

— Да всё! Ты выглядишь, как дедушка...

— Как дедушка? А что во мне больше всего как у дедушки?

— Ну, вот эти штаны, напршлер... это же вчерашний век!

— Штаны? А что со штанами не так?

— Ну они... они... ой, да ну тебя!

Существует множество техник противодействия манипуляциям разного рода, но самое главное, что необходимо осознать: человек, научившийся любить, ценить и уважать себя, руководствоваться в своих действиях собственными чувствами, взглядами, принципами и предпочтениями, в меньшей степени, чем кто бы то ни было, подвержен манипуляции.

Очень часто объектами и субъектами манипуляции становятся близкие люди, члены одной семьи. Чтобы минимизировать риск возникновения таких отношений, примите за правило забывать обиды и помнить радости. Если же вас обидели, постарайтесь сразу обсудить создавшуюся ситуацию. Не случайно народная мудрость гласит: «Обиды записывайте на песке, а радости высекайте в мраморе и граните».



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте в тетради перечень свойств характера, которые следует развивать, чтобы не стать жертвой манипуляции.

2. Вспомните события, произошедшие на прошлой неделе. Когда и в каких ситуациях вами пытались манипулировать? Как вы повели себя? Существует ли более эффективная стратегия поведения?

3. Как вы считаете, с манипуляциями какого рода ваши сверстники сталкиваются чаще всего?

4. Придумайте сценку на тему «Типичная манипуляция». Разыграйте эту сценку на уроке. Предложите одноклассникам придумать разные варианты окончания данной сценки.





Наверх