План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)



Тема 8.2
Опасные программы и явления цифровой среды



Коротко о главном

Работа на компьютере предполагает периодическое обновление или установку дополнительных программ. Важно знать, что не все программы являются безопасными: некоторые из них, такие, например, как трояны, способны не только нарушить работу цифрового устоойства, но и причинить серьёзные неприятности его владельцу, поскольку с помощью этих и аналогичных им программ можно получить доступ к банковским картам или использовать IP-адрес пользователя в корыстных целях.

Вы узнаете:

• какие существуют разновидности опасных программ и приложений;

•об опасных явлениях цифровой среды;

•правила кибергигиены, соблюдение которых поможет избежать многих неприятностей.


Опасные программы: вирусы и трояны, вредоносные приложения


Современные электронные устройства (компьютеры, планшеты, смартфоны, смарт-часы, телевизоры, подключаемые к Интернету, умные колонки и прочие устройства умного дома) требуют не только подзарядки аккумуляторов, но и постоянного скачивания обновлений для установленных на них операционных систем, программ и приложений. Существует множество полезных программ, которые помогают в работе с текстовыми документами, таблицами, в обработке фото- и видеофайлов. Тем не менее важно знать, что, скачивая программы и приложения, пересылая друзьям и получая от них фотографии, забавные картинки, новостные материалы, тексты контрольной работы (домашнего задания), пользователь может запустить в своё устройство вредоносную программу, которая будет собирать данные о пользователе или нарушит работу устройства.



Это интересно

Программами принято называть программное обеспечение (ПО), используемое на компьютере.

Приложениями поинято называть ПО, используемое на смартфонах и планшетах.

Вредоносное программное обеспечение — программы, предназначенные для осуществления несанкционированного доступа к информации или ресурсам информационной системы и/или воздействия на них.



Наиболее распространёнными видами вредоносного ПО являются:

• вирусы — внедряются в программы и распространяются по каналам связи, могут удалять как отдельные файлы, так и всю операционную систему, блокировать работу пользователей; кроме того, вирусы потребляют ресурсы системы и занимают место на накопителях информации;

• троянские программы (или трояны) — проникают в компьютер под видом легального ПО, могут собирать данные банковских карт, нарушать работоспособность компьютера и даже использовать IP-адрес пользователя.

Самой коварной вредоносной программой является троян: он способен имитировать не только имя, но и иконку любой программы или файла, предлагая себя для запуска пользователем и скрывая своё присутствие в системе.

В бытовом общении понятия «вредоносное ПО» и «вирусы» употребляются как синонимы, однако следует иметь в виду, что вирусы — одна из разновидностей вредоносных программ.

Не гчсегда вредоносные программы и приложения создаются с целью получить несанкционированный доступ к чужому устройству. Главный вред от них заключается в расфокусировке внимания пользователя. Осуществляется это таким образом: программы собирают информацию о вашей активности, запоминают, какие сайты вы посещаете, какими темами интересуетесь, а затем, основываясь на этих данных, показывают ненужную рекламу, вызывающий контент (например, жёлтые новости — новости, основанные на слухах, сенсациях, скандалах, зачастую не имеющие ничего общего с реальностью) и т. д.



Практико-ориентированное задание

Представьте, что вашим друзьям нужно скачать приложение из Интернета. Следуя первому правилу безопасной жизни «предвидеть опасность», разработайте алгоритм действий в этой ситуации.



Опасные явления: фишинг, мошенники, спамеры


Злоумышленники могут пытаться не только заразить ваш смартфон или компьютер, но и подтолкнуть вас к тому чтобы вы самостоятельно сообщили им конфиденциальные данные, которыми они могли бы воспользоваться для доступа к банковской карте (счёту) (вашей или кого-то из ваших близких). Для получения таких данных мошенники применяют методы социальной инженерии.

Социальная инженерия — совокупность приёмов, направленных на получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации и основанных на знании особенностей психологии людей.

Мошеннические схемы и технологии постоянно совершенствуются. Так, например, преступникам ничего не стоит, подменив отображающийся у вас на экране номер или взломав аккаунт вашего друга, позвонить вам от его лица и попросить о чём-то, что повлечёт для вас неприятности.

Нередки случаи, когда интернет-пользователь получает письмо (или сообщение в социальной сети) от банка, в котором у него оформлена карта (или интернет-магазина, в котором он делал заказ), содержащее ссылку на сайт этого банка (интернет-магазина). Адрес в ссылке будет практически неотличим от реального, визуально знакомого. Пройдя по этой ссылке, потенциальная жертва мошенничества попадает на страницу, где ей будет предложено заполнить специальную форму — ввести личные данные, данные банковской карты (номер, логин и пароль), номер телефона и др. Подобная мошенническая технология называется фишинг.

Другое распространённое явление в Интернете, которое можно назвать условно мошенническим, — спам. Как правило, спам-сообщения носят рекламный или агитационный характер. Например, это может быть как реклама новой акции в каком-либо магазине, так и жалостливое письмо с просьбой помочь человеку, попавшему в беду. Спам может нанести вред компьютеру и причинить неудобства его пользователю, так как на очистку почтового ящика уходит значительное количество времени, а открытие некоторых сообщений может повлечь за собой установку вредоносного ПО. Если попасть в базу рассылки спамеров, сообщения от них будут поступать постоянно.

Спам и фишинг лишь две из множества разновидностей интернет-мошенничества. Несмотря на огромные усилия и финансовые вложения властей, руководителей компаний и частных пользователей, большое количество мошенников всевозможных мастей процветает в Интернете; они присутствуют во всех без исключения социальных сетях, онлайн-сервисах частных объявлений и мессенджерах.

Фишинг (в переводе с английского дословно означает «выуживание») — рассылка писем от имени известных фирм или крупных организаций с целью получения доступа к конфиденциальным данным (логин, пароль) пользователя Сети.

Спам — массовая рассылка не запрошенных пользователем электронных писем и сообщений в мессенджерах.

Установлено, что около 45% всех отправленных электронных писем являются спамом.


Правила кибергигиены


Соблюдение ряда простых правил поможет вам если не полностью обезопасить компьютер и мобильные устройства, то по крайней мере снизить риск их заражения, а также сохранить ваши средства и персональные данные.

Как и что скачивать:

• по возможности постоянно пользуйтесь антивирусным программным обеспечением, регулярно обновляйте и не отключайте его;

• скачивайте только проверенные программы и приложения из надёжных источников, читайте отзывы о них (вас должно насторожить, если при установке приложение запрашивает слишком много прав, максимально урежьте их);

• скачивайте только те программы и приложения, которые вам действительно нужны;

• избегайте скачивания различных «расширений» и «улучшителей» функционала для широко распространённых приложений.

Прообраз компьютерного вируса был создан в 1971 г. Программа получила название Creeper и не несла вреда компьютеру. Она могла самостоятельно «размножаться» в компьютерной сети и выводила на экран монитора надпись: «Я Крипер, поймай меня, если сможешь»



Это интересно

Пуш-уведомления — небольшие всплывающие окна на экране вашего устройства. Уведомления могут выводиться на экране любого устройства, имеющего область оповещений.



Как защититься от вредного и вредоносного ПО:

• проверьте права установленных у вас приложений, поставьте ограничения, если вы забыли сделать это при их установке;

• избегайте подписки на пуш-уведомления сайтов в браузерах (это наделит владельцев этих сайтов обширными возможностями).

Как защититься от мошенников, стремящихся воспользоваться личными данными:

• не рекомендуется переходить по ссылкам и заполнять формы, в которых необходимо указывать личные данные. Если вам нужно выполнить какие-либо операции с банковской картой, самостоятельно сделайте это с помощью официального сайта банковского учреждения;

• номер и пин-код банковской карты, логины и пароли от личных кабинетов должны знать только вы и на всякий случай ваши родители (соответственно на письма, сообщения или звонки с просьбой уточнить/перепроверить/подтвердить личные данные отвечайте отказом, а о поступившем предложении сообщите взрослым);

• не храните пин-коды от карт рядом с самими картами. Запишите в мобильный телефон номер службы поддержки банка или установите мобильное приложение от банка, чтобы в случае утери/кражи карты можно было сразу же обратиться в банк и заблокировать её;

• не разрешайте фотографировать ваши документы и банковские карты, если кто-то предпринимал такие попытки, сообщите об этом взрослым;

• относитесь к копиям ваших документов (электронным и бумажным) так же внимательно, как и к самим документам, не оставляйте их на виду и постарайтесь не пересылать их по электронной почте и через мессенджеры;

• относитесь критически к электронным письмам с незнакомых адресов, не открывайте их;

• если вам на почту/мессенджер пришло письмо/сообщение от имени финансового учреждения с просьбой перейти по определённой ссылке и заполнить некую форму, перенаправьте это письмо в службу безопасности финансового учреждения (как правило, контакты таких учреждений находятся в открытом доступе); таким образом вы поможете предотвратить мошеннические действия в отношении как себя, так и других пользователей;

• если не хотите получать уведомления от компаний/интернет-магазинов и т. д., будьте внимательны и не соглашайтесь на рассылку от них (если это всё же произошло, попробуйте отписаться самостоятельно или направьте администраторам сайта письмо с просьбой исключить вас из списка рассылки).

Объединитесь в группы по три-четыре человека и перечислите признаки, свидетельствующие о получении фальшивого информирования от имени банка.

Правила создания и хранения паролей:

• всегда придумывайте сложные пароли — комбинации различных символов, букв разного регистра, цифр;

• используйте разные пароли для разных устройств;

• периодически меняйте пароли;

• старайтесь не записывать пароли на листках бумаги и не хранить их рядом с банковскими картами;

• используйте программы для хранения паролей. Как защититься от спам-рассылки:

• если вам приходят письма/сообщения от неизвестных авторов, заблокируйте этих авторов, письма переместите в папку под названием «Спам» или удалите;

• постарайтесь без крайней необходимости не оставлять свои ФИО, номер телефона и адрес электронной почты при совершении покупок и прочих действиях в Сети (это сократит количество ненужных звонков и спам-сообщений).

Одним из наиболее надежных способов защиты от. спама является наличие двух адресов электронной почты. Первый e-mail следует исполозовато исключительно для ведения деловой переписки, а второй применять для подписок на различные сайты, каналы и т. п. Именно такие адреса чаще всего подвергаются спам-атакам.

Как обезопасить себя при совершении операций на электронных торговых площадках:

• не вносите предоплату и не сообщайте данные своей карты, даже если покупка кажется вам очень выгодной (вас должно насторожить, если продавец создаёт иллюзию ажиотажного спроса на его товар, побуждая вас внести предоплату);

• внимательно читайте правила и условия пользования сайтами, если оставляете на нём свои персональные данные.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Следуя первому правилу безопасной жизни и исходя из своего опыта, сформулируйте не менее пяти признаков опасной ситуации, связанной с социальной инженерией.

2. Доводилось ли вам переходить по неизвестным ссылкам в письме? А по ссылкам в сообщении мессенджера? Если да, что за этим следовало?

3. Вместе с родителями разработайте свод семейных правил по безопасному пользованию банковской картой. Подготовьте презентацию на эту тему и выступите перед классом.

4. Даниил покупает билеты на концерт на интернет-сайте. Что он должен сделать, чтобы не стать жертвой мошенников?





Наверх