Коротко о главном
Ни для кого не секрет, что Интернет является источником разноплановой информации, не всегда безопасной для пользователей. Кроме того, зачастую в Сети происходит знакомство и общение с множеством людей, среди которых могут находиться недоброжелатели, стремящиеся использовать цифровое пространство и доверчивость собеседника для реализации преступных целей. В этом уроке речь пойдёт о том, как распознать опасности такого рода и противостоять им.
Вы узнаете:
• какой контент является опасным;
• как распознать недоброжелателей в Сети и не стать жертвой мошенников, вербовщиков и прочих преступных элементов;
• какие правила информационной гигиены следует, соблюдать пользователям Интернета.
Одним из самых сильных инстинктов человека является инстинкт самосохранения: от рождения мы запрограммированы на защиту своей целостности как на физическом, так и на психологическом уровне. И если методы противостояния физическим угрозам нам более-менее известны, то перед негативными факторами психологического воздействия мы часто оказываемся совершенно беспомощны.
Психика человека — тонкая и ранимая структура, грубое и неаккуратное воздействие на которую может привести к разного рода психологическим проблемам и даже психическим расстройствам. Повлиять на душевное состояние человека могут не только события реальной жизни, но и информация, получаемая из всевозможных источников (Интернет, телевидение, печатные СМИ и т. д.), именно поэтому нужно с особенной тщательностью следить за тем, что вы читаете, какие сайты посещаете, какие телепередачи смотрите, анализировать их эмоциональные посылы, прислушиваться к своим ощущениям.
Для определения запрещённой или непозволительной с точки зрения общества содержательной составляющей информационного ресурса введено специальное понятие — шок-контент. К шок-контенту относятся сцены драк и избиения людей, жестокого обращения с животными, материалы, содержащие описание или визуализацию подобных событий. Шок-контент способен оказать разрушительное воздействие на психику человека: нанести психическую травму, вызвать чувство отчаяния, одиночества, страха, привести к длительному стрессу и т. д.
Шок-контент может присутствовать в кинофильмах и документальных фильмах, книгах и журналах, рекламе и других видах информационной продукции, включая интернет-сайты и социальные сети. Как правило, его применение продиктовано желанием вызвать сильную эмоциональную реакцию зрителя (читателя), привлечь внимание, побудить к определённым действиям.
Просмотр шок-контента может стать причиной психического неблагополучия вплоть до психического расстройства личности.
Для защиты психического здоровья граждан правительство нашей страны на законодательном уровне ограничивает демонстрацию и распространение шок-контента. С этой целью все информационные материалы классифицируются в соответствии с возрастными категориями аудитории.
Некоторые виды информации относятся к категории запрещённых для создания и распространения по причине их вредоносного воздействия на граждан и общество.
Объединитесь в группы по три-четыре человека и разработайте памятку по правилам размещения контента в Интернете. Выступите с презентацией перед классом.
Основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете:
1. Пропаганда экстремизма (как вы уже знаете из предыдущих уроков, экстремизм — противоправная деятельность, основанная на приверженности крайним взглядам и сопровождаемая публичными действиями, которые могут иметь насильственный характер, отрицать конституционные принципы, законные интересы человека, общества и государства).
2. Пропаганда наркотиков (распространение в различной форме сведений о наркотических средствах).
3. Демонстрация насилия над людьми (сцены умышленного причинения людям физического и эмоционального вреда, оправдание насилия и противоправного поведения).
4. Демонстрация жестокого обращения с животными (сцены причинения боли и/или страдания животному из хулиганских или корыстных побуждений, влекущих их увечье или гибель).
5. Вербовка в террористические организации (целенаправленное склонение, привлечение к участию в деятельности террористических организаций; среди молодёжи вербовка ведётся преимущественно в соцсетях).
6. Пропаганда нацистской символики (нацизм — идеология, ставящая во главу угла определённую нацию (национальность, расу) и призывающая к использованию репрессий по отношению к остальной части человечества).
7. Информация, отрицающая семейные ценности, традиционные представления о семье, способах семейного уклада.
8. Сквернословие (использование непристойных и бранных слов).
Полностью исключить опасный и запрещённый контент в Интернете сложно, но каждый из нас, соблюдая несложные принципы цифровой гигиены, может снизить риск столкновения с запрещённым контентом и шок-контентом.
В настоящее время блокировкой и удалением шок-контента занимается служба модерации, которая входит в структуру всех социальных сетей. Модератор — одна из самых засекреченных должностей. Объясняется это необходимостью защитить его от тех, кто публикует противоправную информацию. За сутки модератор просматривает тысячи единиц контента. Правильность его действий проверяет другой модератор и руководитель отдела.
«Хищные персоны» в Сети: как распознать их и защититься от них
К Интернету имеют доступ более 4 млрд жителей планеты, и среди них есть люди, страдающие психическими расстройствами, отличающиеся тягой к насилию, имеющие преступные наклонности или злые намерения. Некоторые из них используют Сеть в качестве площадки для реализации своих замыслов или получения эмоциональной разрядки (часто бывает так, что негативные эмоции, которые испытывает потребитель опасного контента, — страх, отвращение, злость, негодование — приносят его автору удовлетворение и подогревают страсть к недобрым поступкам). Люди, действующие таким образом, являются своего рода хищниками, и в Интернете, как и в живой природе, от хищников надо держаться подальше, а при вынужденном общении с ними быть начеку.
Излюбленными преступными приёмами сетевых хищников являются мошенничество, кибербуллинг и даже вербовка в деструктивные группы.
Жертвой интернет-мошенников может стать практически любой, у кого есть мобильный телефон, доступ в Интернет, банковская карта. Как вы знаете из предыдущих уроков, для осуществления своей преступной деятельности интернет-мошенники используют как программные средства, так и технологии социальной инженерии. Воспользовавшись ими, преступники могут завладеть персональными данными, похитить деньги с кредитной карты, баланса сотового телефона, при совершении покупок в интернет-магазинах или на торговых площадках в Интернете.
Чтобы не стать жертвами мошенников, вооружитесь знаниями о видах мошенничества и здравым смыслом. Относитесь внимательно и критично к поступающим сообщениям, звонкам, присылаемым ссылкам. Скачивайте программное обеспечение, файлы только из проверенных источников, используйте антивирусное программное обеспечение.
Кибербуллинг (понятие, пришедшее к нам из английского языка, калька слова cyberbullying, означающего «травля в Сети») — агрессивное поведение в цифровом пространстве (киберпро-странстве) по отношению к кому-либо, осуществляемое, как правило, в течение продолжительного времени. Жертвой кибербуллинга чаще всего становятся подростки, самые активные и при этом наиболее уязвимые пользователи Сети. Травля может происходить посредством размещения агрессивных и нелицеприятных комментариев, постов, унижающих фото- или видеоматериалов в соцсетях.
Предотвратить травлю в соцсетях можно несколькими способами:
• заблокируйте учётные записи пользователей, ведущих себя агрессивно по отношению к другим посетителям;
• об известных вам фактах травли сообщите в администрацию используемой вами социальной сети.
Если вас вовлекают в конфликт, не спешите сразу блокировать свой аккаунт или аккаунт потенциального провокатора. Для начала попробуйте применить любые из указанных ниже методов:
• игнорируйте агрессора (отсутствие реакции на его выпады лишит его возможности развивать агрессивный сценарий);
• будьте подчёркнуто вежливы (при вынужденном общении на любые выпады отвечайте вежливо, соблюдая правила речевого этикета, — это поможет снизить градус агрессии);
• переключите внимание собеседника (задайте неожиданный вопрос, смените тему разговора, вспомните интересную или смешную историю — это поможет изменить тон и направление беседы);
• положительно оцените личностные качества собеседника, точность его высказываний (найдите, за что его поблагодарить, например за подсказку, согласитесь с его высказыванием, хорошо отзовитесь о его речевых навыках), только не допускайте насмешек и подшучивания со своей стороны, чтобы не давать конфликту дальнейшего развития;
• используйте позитивные смайлы в ответ на агрессию;
• предложите обидчику почувствовать себя на вашем месте (возможно, он осознает некорректность своего поведения).
Часто травлей в Сети занимаются дети и подростки с заниженной самооценкой или подвергшиеся насилию (испытавшие на себе жестокое обращение). Как правило, агрессивное поведение является привычным и неосознаваемым способом защиты. Именно поэтому агрессор очень часто заслуживает жалости, а не того, чтобы перед ним трепетали от страха (хотя это и неочевидно). Зная об этом, вы будете лучше ориентироваться в ситуации и понимать, что происходит.
Другим опасным явлением в Сети является вербовка в различные организации и группы, чаще всего запрещённые, пребывание в которых может плачевно закончиться для детей и подростков. Вербовщики никогда не действуют открыто и напрямую, поэтому их деятельность особенно опасна.
Осознать истинный размах деятельности вербовщиков тяжело, и, чтобы не стать их случайной жертвой, всегда будьте внимательны и обращайте внимание на некоторые характерные особенности поведения аккаунтов.
Вас должно насторожить, если незнакомец:
• вне зависимости от вашего расположения к нему пытается установить с вами дружеские отношения;
• настойчиво рекомендует изучить материалы по какой-то определённой тематике, присылает ссылки на книги, видео- и аудиозаписи, фотографии и т. п.;
• пытается получить от вас личную информацию: ФИО, адрес проживания, место учёбы, хобби и др.;
• стремится ограничить ваше общение с другими людьми, хочет стать вашим избранным собеседником («Другие тебя не понимают, но я вижу, что ты — уникальная личность»);
• знает обо всём и может ответить на любой ваш вопрос, но ответы чаще всего однообразны;
• пытается вам объяснить ваши чувства и эмоции;
• часто упоминает определённую группу (организацию), хвалит её, говорит, что, вступив в неё, вы реализуетесь в интересующей вас области (как художник/писатель/спортсмен и т. д.).
Возьмите на вооружение простые правила информационной гигиены и применяйте их при посещении Сети. Это существенно обезопасит вас и поможет сохранить репутацию.
Размещая контент в Интернете, помните о том, что:
• за персональными данными могут охотиться мошенники и преступники (не размещайте их в открытом доступе, не отправляйте незнакомцам);
• даже личная переписка по тем или иным причинам может быть обнародована (следите за тем, что вы пишете);
• облачные сервисы хранения данных не дают полной гарантии их сохранности и защищённости от утечек информации;
• смелые фотографии, неосторожные высказывания и т. п., даже размещённые в закрытых (подзамочных) областях, могут быть вынесены на всеобщее обозрение и остаться в Сети навсегда (подумайте, может ли это как-то навредить вам сейчас или в будущем; как это скажется на вашей репутации).
Следуя второму правилу безопасной жизни («постараться избежать опасности»), подготовьте краткое выступление перед учениками младших классов на тему «Правила цифрового общения».
Общаясь в цифровом пространстве, помните о том, что:
• вы находитесь в публичном пространстве, где следует соблюдать общепринятые правила поведения и общения (быть вежливым, корректным по отношению к собеседникам, проявлять уважительное отношение к ним и т. д.);
• за безобидными и даже привлекательными аватарами могут скрываться опасные люди (не вступайте в контакт с незнакомцами, поведение которых кажется вам подозрительным);
• мошенники могут завладеть аккаунтом ваших друзей (если вы получили от друга подозрительное сообщение, удостоверьтесь с помощью вопросов, что это действительно он);
• популярные блогеры и сетевые кумиры — обычные люди со своими слабостями и недостатками (не следует идеализировать их, относитесь критически к тому, что они пропагандируют, к чему призывают);
• виртуальные друзья не являются реальными (они могут быть интересными собеседниками, но вряд ли их личностные качества в полной мере проявятся в интернет-общении);
• очень важно соблюдать баланс между виртуальной и реальной жизнью (выходя в Интернет — по учёбе или для общения с приятелями, продолжайте заниматься спортом, искусством, наукой, ремёслами, читайте больше книг).
Находясь в цифровой среде, относитесь к размещённому в ней контенту критически: не вся информация полезна и безвредна. Избегайте просмотра запрещенного контента и шок-контента. Негативные последствия от получения информации такого рода могут проявиться не сразу, а для их преодоления может потребоваться помощь психологов и врачей.
Если вы столкнулись с опасным контентом в Интернете и чувствуете негативные последствия этого воздействия, обратитесь за помощью к психологам. Линия помощи «Дети онлайн»: http://gotourl.ru/9477 Горячая линия: 8 800 25 000 15; e-mail: helpline@detionline.com
1. Вместе с родителями разработайте оптимальный режим отдыха на неделю, предполагающий разумный баланс между виртуальным и живым общением. Выступите с докладом перед классом.
2. Представьте себе, что вы столкнулись с агрессией в Сети. Назовите последовательность своих действий и обоснуйте ответ.
3. Перечислите признаки, по которым можно определить вербовщика в Сети.
4. Маша решила завести аккаунт в одной из социальных сетей и обратилась за советом к своей старшей сестре Александре. Что старшая сестра может посоветовать младшей?