План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 8.5
Безопасное поведение



Коротко о главном

Мало кто задумывается над тем, что шалости в Интернете могут повлечь за собой серьёзное наказание, вплоть до уголовного. Согласно законодательству Российской Федерации, юридическая ответственность за некоторые правонарушения в нашей стране может наступать с 14 лет.

Вы узнаете:

• о том, как использовать цифровую среду себе во благо;

• какое поведение в цифровой среде может привести к нарушению закона;

• какие правила следует соблюдать, чтобы этого не произошло.


Как использовать цифровую среду себе во благо


Интернет является одним из наиболее массовых и популярных каналов передачи и получения информации и может стать хорошим подспорьем в учёбе и отдыхе, но только при соблюдении некоторых условий — разумном поведении и выполнении правил цифровой гигиены. Мало кто поспорит с тем, что Интернет существенно расширяет наши возможности:

• предоставляет доступ к большому объёму самого разнообразного контента (образовательного — учебники, видеолекции, онлайн-курсы; научного — результаты исследований, публикации; познавательного — видеоролики «Сделай сам» и т. п.; развлекательного — газеты, книги, аудиокниги, музыка, фильмы и др.);

• сокращает расстояния между континентами, позволяя удалённо учиться, общаться с родственниками или друзьями, живущими на другом конце света (социальные сети, электронная почта, видео-кон ференцсвязь) и т. д.;

• упрощает возможности получения государственных услуг, записи в медицинские учреждения, получения консультаций специалистов в разных областях и т. д.;

• экономит время при осуществлении покупок (интернет-магазины), планировании и организации досуга и путешествий (онлайн-бронирование, заказ билетов и др.);

• позволяет быстро найти работу (в Сети, в разных компаниях, включая зарубежные), начать продвигать собственные идеи, открыть бизнес (видеоблогинг, разработка приложений и др.);

• объединяет людей в благотворительных проектах помощи людям и животным, спасения природы; совместного финансирования разных инициатив (краудфан-динг).


Поведение в цифровой среде, которое может привести к нарушению закона


Из-за того что в Интернете обмен информацией происходит очень быстро, а также есть возможность общаться анонимно с большим количеством самых разных и часто совершенно не знакомых людей, у пользователей могут возникнуть опасные иллюзии нереальности происходящего и отсутствия ответственности за свои слова и действия.

В действительности грань между дозволенным и недозволенным в Интернете гораздо тоньше, чем можно было бы себе представить, а наказание за, казалось бы, невинные детские шалости может быть вполне взрослым. Общение в Интернете, размещаемая информация, репосты могут выйти за рамки не только правил приличия, но и закона.

Наиболее распространённые правонарушения в Интернете

1. Возбуждение ненависти, вражды между людьми, унижение человеческого достоинства, совершённые публично.

Виновнику непременно придётся отвечать по закону, если его публичное высказывание в адрес какого-то человека, касающееся его пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии или принадлежности к какой-либо группе, будет признано судом противоправным. Прежде чем отправлять/размещать сообщение, комментарий и т. д., задумайтесь, как они могут быть восприняты адресатом.

2. Побуждение к самоубийству.

Травля в Сети может иметь множество негативных последствий. Если же издевательства над человеком подтолкнут его к мысли о причинении вреда своему здоровью, соответствующая переписка будет изучена представителями правоохранительных органов, и агрессора в обязательном порядке привлекут к ответственности. Каждый человек рождается, чтобы пройти свой путь. И каждый человек по умолчанию заслуживает любви и уважения. Ни один человек не имеет права обесценивать ни свою, ни чужую жизнь, потому что жизнь — это великая ценность, дающая безграничные возможности для позитивных изменений себя и мира вокруг.

В Российской Федерации юридическая ответственность может наступать с 14 лет. Спектр наказаний — от штрафа до лишения свободы.

3. Пропаганда (публичное демонстрирование) нацистской символики.

Размещая (распространяя) в Интернете фотографии, рисунки, видеоролики и материалы в других форматах, содержащие нацистскую символику или атрибутику (или символику и атрибутику экстремистских организаций), пользователь совершает правонарушение. Решение о том, является ли конкретный материал пропагандой или публичным демонстрированием нацистской (экстремистской) символики, принимается судом на основе заключений экспертов.

Основной причиной правонарушений в цифровом пространстве со стороны пользователей является неверная оценка ими законности содержания контента.

4. Распространение заведомо ложной информации, создавшей угрозу для чьей-то жизни и/или здоровья (причинившей вред).

Создателя и распространителя (или его родителей) заведомо ложного сообщения общественно значимого характера, повлёкшего за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу, угрозу нарушения общественного порядка или приведшего к негативным последствиям, могут оштрафовать на крупную сумму. Распространителю ложной информации о предполагаемом теракте угрожает реальный тюремный срок. Если учащийся решит «отменить» контрольную или ему просто захочется отдохнуть дома и он сообщит, что в школе заложена бомба, наказание за такой поступок может быть намного серьёзнее, чем штраф. Уголовный Кодекс РФ за заведомо ложное сообщение об акте терроризма предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Размещение информации любого рода на своей страничке в социальных сетях (пост, репост, фото) заведомо является публичной демонстрацией этой информации «неограниченному кругу лиц», её массовым распространением.

5. Вовлечение в распространение наркотиков.

Вовлечение в распространение наркотических веществ — деятельность по привлечению человека к участию в процессе распространения наркотиков с помощью различных приёмов (просьбы, угрозы, обман, шантаж и т. д.).

Употребление наркотиков наносит серьёзный ущерб как психическому, так и физическому здоровью человека, создаёт угрозу его жизни. Поэтому распространение наркотических веществ является серьёзным преступлением и строго наказывается в соответствии с законом. Следует любыми способами избегать дискуссий относительно пользы/вреда наркотиков, не создавать им рекламы, а также категорически отказываться от любых способов заработка на них. За «наркотические» преступления в Уголовном кодексе Российской Федераци предусмотрены самые строгие наказания.

Примеры манипулятивных приёмов, используемых наркоторговцами для вовлечения подростков в процесс распространения наркотиков:

• размещение в Сети серии роликов/постов о «последних медицинских исследованиях», которые доказали пользу того или иного препарата для активизации умственной деятельности, расширения сознания, увеличения физических показателей Это делается для разрушения тезиса о безусловном вреде наркотиков и формирования их положительного образа;

• популяризация и романтизация наркотиков и образа жизни наркоманов в массовой культуре через распространение объектов массовой культуры (фильмов, сериалов, книг, музыки), содержащих упоминания о наркотиках;

• попытки в личном общении привлечь к употреблению или распространению наркотиков. При этом подростка чаще всего пытаются убедить, что в силу его возраста проблемы с законом ему не грозят;

• размещение объявлений о работе распространителем наркотиков. Подростков пытаются завлечь высокой оплатой труда, что, впрочем, далеко от реальности, а если даже кому-то и удаётся заработать, то длится это недолго и заканчивается многолетним тюремным заключением.

Если кто-то обращается к вам с просьбой перевезти/передать неизвестную посылку, выступить в качестве распространителя каких-либо препаратов, следует сохранить переписку и рассказать о случившемся родителям, а также сообщить в полицию.

Правонарушением является размещение/пересылка сообщений о закладках/тайниках и прочих местах хранения наркотиков. Остерегайтесь выполнять такие просьбы, даже если с ними обратился кто-то из друзей или знакомых. Следователи будут рассматривать такую помощь как пособничество, и караться оно будет не менее строго, чем сам процесс распространения.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, пособник — лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Ознакомиться с полным текстом статей Уголовного кодекса Российской Федерации можно на официальном интернет-портале правовой информации https://Pravo.gov.ru


Правила поведения в цифровой среде


Пользователь социальных сетей, скопировавший сообщение (сделавший его репост), несёт ответственность в той же степени, что и автор публикации.

В целях создания безопасной электронной среды, блокирования шок-контента в России с 1 ноября 2012 г. открыт реестр запрещённых сайтов. Поиск и распознавание запрещённой информации ведётся как автоматизированной системой, так и сотрудниками ряда государственных организаций (Роскомнадзор, МВД и Роспотребнадзор) на основании поступающих к ним жалоб. Исключение сайта из реестра возможно только после удаления запрещённого контента.

Несколько общих рекомендаций:

• всегда взвешивайте свои слова, задумывайтесь, могут ли ваши высказывания оскорбить кого-либо;

• не вступайте в дискуссии на темы наркотиков, терроризма, самоубийств и травли, за исключением случаев категоричного отрицательного, осуждающего отношения к этим явлениям;

• если вам предлагают сыграть в странные игры, условиями которых являются рассылка ложных сообщений, звонки о терактах, организация распространения наркотиков, по возможности сохраните переписку и сообщите об этом родителям и в полицию.

В наши дни Интернет стал незаменимым помощником в решении повседневных задач, общении, получении знаний и освоении различных полезных навыков. Но при использовании возможностей Интернета нельзя забывать об обязанностях соблюдать законодательство нашей страны, не нарушать моральные и этические нормы поведения. Ответственность за слова и поступки в Интернете такая же, как и в обычной жизни.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Напишите небольшое эссе на тему «Цифровая среда — благо или вред?».

2. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, какие ресурсы Интернета могут быть полезны человеку, решившему изучать иностранный язык.

3. Если человек не знает о существовании уголовной или административной статьи, предусматривающей наказание за то или иное деяние, будут ли его наказывать в случае совершения правонарушения?




ОБОБЩАЕМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Вы знаете:

• принципы безопасного использования Интернета основываются на знании основных рисков, приёмов их предотвращения и преодоления, а также на критическом отношении к возникающим в информационном пространстве ситуациям;

• основными рисками информационной среды являются информационные и электронные (киберриски): информационные риски способны нанести вред психическому состоянию и здоровью пользователей Интернета, электронные риски представляют угрозу устройствам и установленным на них программам;

• характеристики основных угроз информационного пространства, что поможет предотвратить столкновение с опасным контентом, «хищными персонами», опасными программами и явлениями и позволит минимизировать их негативное воздействие;

• безопасное поведение в информационном пространстве основывается на знании и соблюдении законов и правил, позволяющих избежать совершения правонарушений;

• как использовать ресурсы информационного пространства во благо себе и окружающим.

Вы научились:

• идентифицировать риски, которые могут возникнуть в информационном пространстве;

• предотвращать столкновения с угрозами цифровой среды (использование антивирусного программного обеспечения, знание правил разработки и хранения паролей, приёмов обращения с персональными данными, идентификация опасного контента и деструктивных сообществ, критическое отношение к входящим сообщениям и получаемым файлам);

• навыкам преодоления критических ситуаций и выхода из них для нейтрализации опасного и агрессивного воздействия (в том числе кибербуллинга) в цифровой среде;

• правилам безопасного поведения в информационном пространстве.

Вы осознали:

• пользование преимуществами информационных технологий требует знаний, навыков безопасного использования Интернета и постоянного их совершенствования;

• важность соблюдения баланса реального и виртуального в жизни, предотвращения формирования цифровой зависимости (в том числе игромании).

Вы убедились:

• безопасность в цифровой среде обеспечивается как на государственном, общественном, так и на индивидуальном уровне. Каждый пользователь информационного пространства должен принимать активное участие в обеспечении собственной безопасности.




ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Персональные данные: http://gotourl.ru/9476

Линия помощи «Дети онлайн»: http://gotourl.ru/9477





Наверх