План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
Материалы к урокам для 8-9 классов (под научной редакцией Ю. С. Шойгу)





Тема 10.1
Взаимодействие государства, общества, личности в обеспечении безопасности



Коротко о главном

Обеспечение безопасности — сложный и многоуровневый процесс, эффективность которого зависит от усилий, предпринимаемых органами власти, институтами гражданского общества и каждым отдельным человеком. У всех участников этого взаимодействия есть свои определённые возможности, риски, права и обязанности.

Вы узнаете:

• что такое национальная безопасность;

• от чего зависит состояние национальной безопасности;

• какова стратегия обеспечения национальной безопасности.


Этот модуль не случайно является завершающим. Ранее основной акцент был сделан на том, как должен себя вести каждый человек для собственной безопасности и безопасности тех, кто находится рядом. В этом разделе основное внимание будет уделено мерам безопасности, которые предпринимают органы власти, а также роли, которая отводится институтам гражданского общества в обеспечении безопасности.

Мы живём в быстроразвивающемся мире — ежедневно появляются новые технологии, продукты, способы коммуникации, виды транспорта, профессии и пр. Всё это делает жизнь человека комфортнее и даёт новые возможности для самореализации. Однако у этого процесса есть и обратная сторона — появление новых рисков.

Из модуля «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе» вы помните основное правило — чем выше и сложнее риски, тем серьёзнее и сложнее меры защиты. Многообразие рисков, их выраженность, способность угрожать жизни, здоровью, благополучию многих людей делает заботу о безопасности собственных граждан одной из приоритетных задач любого государства.

Решение любой важной государственной задачи невозможно без наличия закона или иного нормативного акта. Основными документами, на которых строится обеспечение национальной безопасности, являются:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ;

• Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Рассмотрим коротко содержание последнего документа. Важным является понимание самого понятия «национальная безопасность», которое раскрывается как состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны.

Обратим внимание на отдельные части этого определения:

• «состояние защищённости национальных интересов», которые тем же документом определяются как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии», — такая формулировка говорит о том, что ценность благополучия личности — отдельного человека не меньшая ценность, чем благополучие общества и государства в целом;

• «состояние защищённости от внешних и внутренних угроз» — благополучие внутри страны и мирное небо над головой являются необходимыми слагаемыми для того, чтобы у каждого человека была возможность полноценно себя реализовать, у общества — развиваться, а у государства — процветать. Из этого тезиса очевидны основные составляющие национальной безопасности: это оборона страны и, как написано в документе, все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством, прежде всего: государственная и общественная безопасность, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая, безопасность личности.

Схема национальной безопасности

Национальная безопасность это:

• Оборона страны.

• Государственная и общественная безопасность.

• Безопасность личности.

• Информационная безопасность.

• Энергетическая безопасность.

• Экономическая безопасность.

• Транспортная безопасность.

• Экологическая безопасность.

Нельзя не отметить огромное количество составляющих национальной безопасности — того, что определяет благополучие нашей жизни. Следствием этого является сложность и многоуровневость системы обеспечения национальной безопасности.

Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» является базовым документом для стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Понятие «институты гражданского общества» подробно рассматривается в предмете «Обществознание». Для нас важно понимание того, что институты гражданского общества — это организованные сообщества людей, действия которых направлены на решение общих задач. Ими являются: семья, творческие объединения, религиозные организации, СМИ (негосударственные), профсоюзы, образовательные, научные, спортивные учреждения и пр.

Следовательно, стабильная национальная безопасность Российской Федерации рассматривается как необходимое условие для того, чтобы каждый человек мог реализовать свои планы, мечты, в полной мере раскрыть свои таланты и способности, решить жизненно важные задачи.

Таким образом, становится понятным вклад каждого из нас в общее дело — обеспечение национальной безопасности. С каждым из видов безопасности вы уже ознакомились в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции личности:

• государственная и общественная безопасность — для человека это правила поведения при угрозе наступления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций или при их возникновении, а также при угрозе террористического акта;

• информационная безопасность — правила поведения в цифровой среде, направленные на минимизацию риска быть обманутыми людьми с преступными намерениями;

• экологическая безопасность — правила поведения на природе;

• транспортная безопасность — правила поведения на различных видах транспорта;

• безопасность личности — разделы, посвященные здоровью и безопасности в социуме.

Изучив основные аспекты обеспечения безопасности с точки зрения отдельного человека, личности, важно рассмотреть, как эта задача решается на государственном уровне. Основным механизмом обеспечения мирной благополучной жизни является реализация стратегических (т. е. долгосрочных!) национальных (т. е. важных для всех — являющихся коллективной ценностью!) приоритетов:

1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

2) оборона страны;

3) государственная и общественная безопасность;

4) информационная безопасность;

5) экономическая безопасность;

6) научно-технологическое развитие;

7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;

8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

Рассмотрим эти приоритеты более подробно.


Приоритеты


Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала


Цели: устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) увеличение реальных доходов населения, сокращение числа малообеспеченных граждан, снижение уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов;

2) повышение качества социальных услуг и их доступности для всех граждан, формирование условий для активного участия в жизни общества лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц старших возрастных групп;

3) повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности;

4) увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний;

5) повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию, и лекарственного обеспечения;

6) обеспечение устойчивости системы здравоохранения, её адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;

7) повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом;

8) развитие системы мониторинга биологических рисков для предупреждения биологических угроз и реагирования на них;

9) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, развитие системы социально-гигиенического мониторинга;

10) повышение физической и экономической доступности безопасной и качественной пищевой продукции;

11) выявление и развитие способностей и талантов у детей и молодёжи;

12) повышение качества общего образования;

13) предоставление гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда;

14) обучение и воспитание детей и молодёжи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;

15) развитие сферы культуры, повышение доступности культурных благ для граждан;

16) улучшение жилищных условий граждан, повышение доступности и качества жилья, развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры;

17) создание комфортной среды для проживания во всех населённых пунктах, развитие их транспортной и энергетической инфраструктуры.

Примеры

1. Развитие социальной инфраструктуры, создание и обновление национальных парков, аэропортов и дорог, школ, поликлиник и детских садов и пр.

2. Большое внимание уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи, которая включает в себя профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, формирование здорового образа жизни и оказывается амбулаторно или в рамках дневного стационара в форме плановой или неотложной помощи. Особое значение отводится развитию инфраструктуры для этого вида помощи в сельской местности и оказания её определённым группам населения — пожилым и маломобильным людям. По мнению экспертов, обеспечение максимальной доступности медицинских организаций для населения во многом определяет эффективность всей системы здравоохранения.

3. Внедрение инновационных технологий, которые позволяют проводить уникальные операции. Всё больше операций проводится с помощью роботов, которые могут, например, сделать ювелирный разрез или добиться многократного увеличения объекта вмешательства.


Оборона страны


Цели: создание условий для мирного социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её военной безопасности.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) своевременное выявление существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз;

2) совершенствование системы военного планирования в Российской Федерации, разработка и реализация взаимосвязанных политических, военных, военно-технических, дипломатических, экономических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту её суверенитета и территориальной целостности;

3) поддержание на достаточном уровне потенциала ядерного сдерживания;

4) обеспечение заданной степени готовности к боевому применению Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов;

5) защита национальных интересов и граждан Российской Федерации за пределами её территории;

6) сбалансированное развитие компонентов военной организации, наращивание оборонного потенциала, оснащение Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов современными вооружением, военной и специальной техникой;

7) совершенствование планирования мер по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и их реализации в необходимом объёме, своевременное обновление и поддержание на достаточном уровне военно-технического потенциала военной организации государства;

8) своевременный учёт тенденций изменения характера современных войн и вооружённых конфликтов, создание условий для наиболее полной реализации боевых возможностей войск (сил), выработка требований к перспективным формированиям и новым средствам вооружённой борьбы;

9) обеспечение технологической независимости оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, его инновационное развитие, сохранение лидерства в разработке и производстве новых (перспективных) образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники;

10) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению защиты государства от вооружённого нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время;

11) планирование и проведение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

12) поддержание на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

13) военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе граждан;

14) повышение уровня социальной защищённости военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы, а также улучшение условий военной службы.

Пример

Из года в год Россия совершенствует военную организацию. Одним из важнейших направлений этой работы является боевая учёба, в том числе учения, где отрабатываются новые формы военных действий с принятием решений в сложных условиях. Идёт переоснащение Сухопутных войск, ВДВ на современные образцы бронетанковой техники, высокоточные ракетные и зенитные ракетные комплексы. ВКС РФ оснащаются истребителями пятого поколения. Проходят испытания тяжёлых ударных беспилотников, новых лёгких транспортных самолётов, идёт реконструкция аэродромов. Для нужд Военно-морского флота идут строительство и испытания многоцелевых атомных и дизель-электрических подводных лодок.


Государственная и общественная безопасность


Цели: защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение её суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящей ущерб национальным интересам Российской Федерации, других преступных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в том числе путём инспирирования «цветных революций»;

2) обеспечение безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и иных мероприятий;

3) обеспечение защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также модернизация пограничной инфраструктуры, совершенствование механизмов пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического и иных видов контроля;

4) повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности;

5) развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряжённости;

6) повышение уровня антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

7) предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма;

8) снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений;

9) предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодёжи;

10) снижение уровня преступности в экономической сфере, в том числе в кредитно-финансовой, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства, использования земельных, лесных, водных и водных биологических ресурсов;

11) предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют;

12) реализация принципа неотвратимости наказания за совершение преступления;

13) предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причинённого такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;

14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлёкшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов национального развития;

15) выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

16) противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками, социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

17) предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан;

18) повышение безопасности дорожного движения;

19) повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) обеспечение защиты населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

21) прогнозирование влияния последствий изменения климата на состояние опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объектов жизнеобеспечения населения;

22) комплексное развитие правоохранительных органов, специальных служб, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в соответствии с решаемыми ими задачами, повышение уровня их технической оснащённости, усиление социальной защищённости их сотрудников, совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

23) обеспечение правовой защиты российских граждан и юридических лиц от политически ангажированных решений иностранных и международных (межгосударственных) судов.

Пример

Одним из главных событий 2019 г. стали масштабные лесные пожары на территории Сибири. По данным экспертов, площадь возгораний и их количество превысили среднегодовые значения примерно в полтора раза. Охваченная огнём территория к середине августа 2019 г. составляла более 5 млн га. Только слаженная работа всех сил, участвовавших в борьбе с пожарами, а это были многие министерства, ведомства и организации, волонтёрские сообщества, позволила не допустить переход огня на населённые пункты и гибель людей. Примером противодействия коррупции может служить комментарий к статье 291 УК РФ в части условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку. К числу этих условий относятся: активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления, как указано в примечании к статье 204 УК РФ, означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т. п.


Информационная безопасность


Цель: укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) формирование безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищённости информационной инфраструктуры Российской Федерации и устойчивости её функционирования;

2) развитие системы прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности Российской Федерации, определения их источников, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз;

3) предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информационные ресурсы, включая объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

4) создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;

5) повышение защищённости и устойчивости функционирования единой сети электросвязи Российской Федерации, российского сегмента Интернета, иных значимых объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля за их функционированием;

6) снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных;

7) предотвращение и (или) минимизация ущерба национальной безопасности, связанного с осуществлением иностранными государствами технической разведки;

8) обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий;

9) укрепление информационной безопасности Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники;

10) развитие сил и средств информационного противоборства;

11) противодействие использованию информационной инфраструктуры Российской Федерации экстремистскими и террористическими организациями, специальными службами и пропагандистскими структурами иностранных государств для осуществления деструктивного информационного воздействия на граждан и общество;

12) совершенствование средств и методов обеспечения информационной безопасности на основе применения передовых технологий, включая технологии искусственного интеллекта и квантовые вычисления;

13) обеспечение приоритетного использования в информационной инфраструктуре Российской Федерации российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровиза-ции экономики и государственного управления;

14) укрепление сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнёрами в области обеспечения информационной безопасности, в том числе в целях установления международно-правового режима обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий;

15) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике Российской Федерации;

16) развитие взаимодействия органов публичной власти, институтов гражданского общества и организаций при осуществлении деятельности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Пример

Одной из задач, решаемых государством в рамках реализации национальных проектов, является развитие инфраструктуры, позволяющей обращаться к Интернету, а значит, получать доступ к современным телемедицинским, образовательным и другим услугам жителям труднодоступных, отдалённых и малонаселённых пунктов. Наращиваются возможности для коммуникации в цифровой среде в учебных учреждениях. Одновременно с этим решается сложная задача обеспечения информационной безопасности, защиты персональных данных, обеспечения защищённости государственных информационных систем.


Экономическая безопасность


Цели: укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и её устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) обеспечение институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, её диверсификации и развития на основе использования низкоуглеродных технологий;

2) сохранение макроэкономической устойчивости, поддержание инфляции на стабильно низком уровне, обеспечение устойчивости рубля и сбалансированности бюджетной системы;

3) повышение платежеспособного внутреннего спроса на товары и услуги, обеспечение сбалансированности роста кредитования физических лиц, ограничение рисков, связанных с повышенной долговой нагрузкой на них;

4) обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, защиты и поощрения капиталовложений, стимулирование использования внутренних источников инвестиций;

5) обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;

6) повышение производительности труда путём модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта, создания высокотехнологичных рабочих мест;

7) преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счёт ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства на территории России;

8) укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;

9) интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики (промышленность, строительство, связь, энергетика, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых), форсированное развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения, приоритетное использование отечественной продукции при решении задач модернизации экономики;

10) развитие радиоэлектронной промышленности, производства информационных технологий и оборудования, необходимых для решения задач в области цифрови-зации экономики и государственного управления;

11) модернизация производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса, увеличение объёмов выпускаемой ими высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;

12) расширение производства лекарственных средств и медицинских изделий;

13) создание и производство отечественных вакцин против актуальных инфекционных заболеваний;

14) преодоление критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакулыуры (рыбоводства);

15) обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, в том числе обеспечение устойчивого тепло- и энергоснабжения населения и субъектов национальной экономики, повышение энергетической эффективности экономики и эффективности государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса;

16) развитие технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, развитие низкоуглеродной энергетики;

17) укрепление финансовой системы Российской Федерации и её суверенитета, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, в том числе платёжной инфраструктуры, преодоление зависимости в этой сфере от третьих стран, расширение практики расчётов с иностранными партнёрами в национальных валютах, сокращение вывода финансовых активов за границу, противодействие незаконным финансовым операциям;

18) сокращение использования доллара США при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

19) развитие рыночной, энергетической, инженерной, инновационной и социальной инфраструктур в целях ускорения роста российской экономики;

20) обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны;

21) укрепление единства экономического пространства Российской Федерации, развитие кооперации и хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации;

22) сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности;

23) повышение эффективности государственной макроэкономической политики путём развития системы стратегического планирования, внедрения риск-ориентированного подхода с учётом потенциальных внешних и внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации;

24) совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере экономической деятельности;

25) совершенствование системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях, обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий;

26) создание на территории Российской Федерации благоприятной деловой среды, повышение привлекательности российской юрисдикции для российских и иностранных инвесторов, деофшоризация экономики;

27) совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технологической сферах;

28) устранение диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров, сокращение неформальной занятости, легализация трудовых отношений, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, установление принципа приоритетности трудоустройства российских граждан;

29) вовлечение в трудовую деятельность работников, высвобождаемых в связи с автоматизацией производственных процессов, в том числе проживающих в моногородах;

30) снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде;

31) поддержка, развитие и защита конкуренции на российском рынке, пресечение монополистической деятельности и антиконкурентных соглашений, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

32) повышение эффективности использования бюджетных средств и управления принадлежащими государству активами, сохранение в собственности Российской Федерации имущества предприятий и других организаций, имеющих стратегическое значение, в том числе пакетов акций;

33) усиление контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики;

34) создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу;

35) развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать ключевые для российского экспорта мировые рынки.

Пример

Одним из примеров государственных мер по развитию экономики является поддержка малого и среднего предпринимательства, которая заключается в принятии мер по снижению налоговой нагрузки, разработке программ льготного кредитования, предоставлению грантов на производство инновационной продукции.


Научно-технологическое развитие


Цель: обеспечение технологической независимости и конкурентоспособности страны, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) выработка и реализация на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях согласованной политики, обеспечивающей переход российской экономики на новую технологическую основу;

2) доведение уровня расходов Российской Федерации на развитие науки и технологий до уровня расходов на такие цели государств, занимающих лидирующие позиции в этой сфере;

3) создание единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью;

4) создание условий и стимулов для повышения заинтересованности российского бизнеса в развитии научной, научно-технической и инновационной деятельности;

5) ускоренное внедрение в промышленное производство результатов научных исследований для обеспечения полного научно-производственного цикла в соответствии с приоритетами социально-экономического, научного и научно-технологического развития Российской Федерации;

6) совершенствование системы фундаментальных научных исследований как важнейшей составляющей устойчивого развития Российской Федерации;

7) модернизация и развитие научной, научно-технической и инновационной инфраструктуры ;

8) обновление материально-технической базы научных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе приборной и экспериментально-испытательной;

9) создание и развитие на территории Российской Федерации сети научных установок класса «мегасайенс», крупных исследовательских инфраструктур, центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга;

10) привлечение к работе в России учёных мирового уровня и молодых талантливых исследователей, создание и развитие на территории Российской Федерации центров международного сотрудничества в области науки и технологий;

11) развитие системы отбора, подготовки и адресной поддержки молодых российских учёных и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности;

12) создание национальной системы оценки результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности;

13) достижение Россией лидирующих позиций в области физико-математических, химических, биологических, медицинских, фармацевтических и технических наук;

14) развитие перспективных высоких технологий (нанотехнологии, робототехника, медицинские, биологические, генной инженерии, информационно-коммуникационные, квантовые, искусственного интеллекта, обработки больших данных, энергетические, лазерные, аддитивные, создания новых материалов, когнитивные, приро-доподобные технологии), суперкомпьютерных систем;

15) развитие междисциплинарных исследований;

16) усиление взаимодействия между научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями, создание условий для активной коммерциализации научных и научно-технических разработок;

17) проведение научных и научно-технических исследований в интересах обороны страны и безопасности государства;

18) активизация научных исследований в области обеспечения биологической, радиационной и химической безопасности Российской Федерации;

19) обеспечение передачи знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики;

20) развитие инструментов защиты интеллектуальной собственности, расширение практики правоприменения патентного законодательства, противодействие незаконной передаче российских технологий и разработок за рубеж;

21) развитие производства в Российской Федерации оборудования для научных исследований и испытаний;

22) формирование внутреннего спроса на российскую наукоёмкую и инновационную продукцию, в первую очередь со стороны государственных заказчиков, государственных компаний и компаний с государственным участием;

23) подготовка научных и научно-педагогических кадров, высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации;

24) развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с современными мировыми стандартами.

Пример

Одной из форм взаимодействия науки и производства стали технополисы — наукограды, развитие которых напрямую ориентировано на расположенные там научные, научно-производственные комплексы, подготовку кадров для их функционирования. В качестве примера можно привести инновационный центр «Сколково», основными направлениями деятельности которого являются энергоэффективные, ядерные, информационные, биомедицинские технологии, космос. Другой пример — «Иннополис», расположенный в Татарстане. Главной целью этого технополиса является развитие высоких технологий в IT-сфере и робототехнике.


Экологическая безопасность и рациональное природопользование


Цели: обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природной среды, сбалансированное природопользование, смягчение негативных последствий изменения климата.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) обеспечение экологически ориентированного роста экономики, стимулирование внедрения инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств;

2) обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов, развитие минерально-сырьевой базы;

3) уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населённых пунктах;

4) формирование системы государственного регулирования выбросов парниковых газов, обеспечение реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения;

5) развитие мощностей и технологий очистки выбросов в атмосферный воздух, промышленных и городских сточных вод;

6) повышение эффективности обеспечения гидрометеорологической безопасности;

7) предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязнённых водных объектах, восстановление водных экосистем;

8) снижение объёмов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования;

9) предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивация нарушенных земель, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, экологическая реабилитация территорий;

10) сохранение биологического разнообразия природных экосистем и развитие системы особо охраняемых природных территорий, охрана и воспроизводство лесов, а также объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов;

11) предотвращение загрязнения окружающей среды заносимыми с территорий других государств загрязняющими веществами (в том числе радиоактивными веществами) и микроорганизмами;

12) решение экологических проблем и рациональное использование природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации;

13) повышение эффективности государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей среды;

14) развитие системы государственного экологического мониторинга и контроля за соблюдением экологических нормативов и природоохранных требований хозяйствующими субъектами, повышение эффективности прогнозирования опасных природных явлений и процессов, последствий влияния изменений климата на условия хозяйствования и жизнедеятельности человека;

15) развитие системы мониторинга биологических рисков для предупреждения биологических угроз и реагирования на них;

16) повышение технического потенциала и оснащённости сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

17) повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности;

18) развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе в целях снижения экологических рисков на приграничных территориях Российской Федерации.

Пример

Проект «Сохранение уникальных водных объектов», в рамках которого идёт расчистка русел, ликвидация мелководий, очистка берегов от мусора таких уникаль- ных водных объектов, как Телецкое и Ладожское озёра. Оздоровление реки Волги и сохранение Байкала, повышение качества питьевой воды — это цели других отдельных проектов.


Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти


Цели: укрепление единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранение исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации;

2) защита исторической правды, сохранение исторической памяти, преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства, противодействие фальсификации истории;

3) укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян;

4) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление в массовом сознании роли традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, неприятие гражданами навязываемых извне деструктивных идей, стереотипов и моделей поведения;

5) развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству;

6) поддержка общественных проектов, направленных на патриотическое воспитание граждан, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации;

7) укрепление культурного суверенитета Российской Федерации и сохранение её единого культурного пространства;

8) сохранение материального и нематериального культурного наследия российского народа, популяризация достижений российской науки и техники, литературы, художественной культуры, музыки и спорта, в том числе путём доработки учебных программ образовательных организаций;

9) духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах, развитие коллективных начал российского общества, поддержка социально значимых инициатив, в том числе благотворительных проектов, добровольческого движения;

10) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизацию российского общества, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму;

11) формирование государственного заказа на проведение научных исследований, публикацию научно-популярных материалов, создание произведений литературы и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции, оказание услуг, направленных на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культуры, защиту исторической правды и сохранение исторической памяти, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;

12) защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации, усиление контроля за соблюдением норм современного русского литературного языка, пресечение публичного исполнения, распространения через средства массовой информации продукции, в которой содержатся слова и выражения, не соответствующие указанным нормам (в том числе нецензурная лексика);

13) защита российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой и религиозной нетерпимости, межнациональной розни;

14) повышение роли России в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве.

Пример

Создаются и оборудуются библиотеки, которые становятся центрами культурной жизни для целых районов. Идёт реконструкция детских театров в регионах. В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне созданы памятные места — мемориальные комплексы, посвященные подвигам во время войны. Активно развивается волонтёрское движение в области культуры. Добровольцы участвуют в фестивалях и других мероприятиях, ориентированных на восстановление исторических объектов и памятников наследия. В качестве примера инициатив в области культуры можно привести такие образовательные мероприятия, как «Тотальный диктант» или «Географический диктант», которые, кроме повышения уровня грамотности или географических знаний, направлены на развитие общей культуры и интереса к своей стране и объединение людей.


Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество


Цель: создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепление национальной безопасности, упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира.

Задачи, решаемые для достижения цели:

1) повышение устойчивости международно-правовой системы, недопущение её фрагментации, ослабления или избирательного применения норм международного права;

2) укрепление международного мира и безопасности, предотвращение использования военной силы в нарушение Устава ООН, устранение предпосылок для развязывания глобальной войны и рисков применения ядерного оружия;

3) совершенствование механизмов обеспечения коллективной безопасности на глобальном и региональном уровнях, осуществление и при необходимости развитие мер доверия, предотвращение инцидентов в военной сфере;

4) поддержание стратегической стабильности, совершенствование механизмов нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки и связанных с их производством товаров и технологий, механизмов контроля над вооружениями, а также механизмов ответственного поведения в сфере создания и использования биотехнологий;

5) углубление сотрудничества с государствами — участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия на двусторонней основе и в рамках интеграционных объединений, в первую очередь Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства;

6) обеспечение интеграции экономических систем и развитие многостороннего сотрудничества в рамках Большого Евразийского партнёрства;

7) развитие отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой, особо привилегированного стратегического партнёрства с Республикой Индией, в том числе в целях создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе надёжных механизмов обеспечения региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе;

8) углубление многопрофильного сотрудничества с иностранными государствами в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, укрепление функциональных и институциональных основ взаимодействия в рамках РИК (Россия, Индия, Китай);

9) поддержка развития региональной и субрегиональной интеграции в рамках многосторонних международных институтов, диалоговых площадок, региональных объединений, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Африке;

10) поддержание равноправного и взаимовыгодного диалога со всеми заинтересованными государствами в целях развития торгово-экономической кооперации, укрепления международной и региональной стабильности;

11) содействие устранению и предотвращению возникновения очагов напряжённости и конфликтов на территориях соседних с Российской Федерацией государств;

12) повышение роли Российской Федерации в миротворческой деятельности;

13) оказание союзникам и партнёрам Российской Федерации поддержки при решении ими вопросов, связанных с обеспечением обороны и безопасности, нейтрализацией попыток внешнего вмешательства в их внутренние дела;

14) защита прав и интересов граждан Российской Федерации и российских компаний за рубежом;

15) поддержка экспорта российских товаров, в том числе высокотехнологичной продукции, противодействие использованию в отношении российских компаний средств недобросовестной конкуренции и дискриминационных мер;

16) развитие международных торгово-экономических связей, содействие привлечению в Российскую Федерацию иностранных инвестиций, передовых технологий и высококвалифицированных специалистов;

17) обеспечение интересов Российской Федерации, связанных с освоением космического пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

18) повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве, укрепление позиций русского языка как языка международного общения;

19) оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, в том числе права на сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение защиты их интересов;

20) укрепление братских связей между русским, белорусским и украинским народами;

21) противодействие попыткам фальсификации истории, защита исторической правды, сохранение исторической памяти;

22) укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве;

23) развитие сотрудничества в рамках международных организаций и институтов, расширение использования инструментов сетевой дипломатии;

24) развитие военно-политического и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами;

25) развитие международного сотрудничества в области противодействия терроризму, экстремизму, коррупции, незаконному производству и обороту наркотических средств и психотропных веществ, нелегальной миграции, трансграничной преступности;

26) развитие международного сотрудничества в интересах формирования безопасного и равноправного глобального информационного пространства;

27) развитие взаимодействия с иностранными государствами в области охраны окружающей среды и предотвращения изменений климата;

28) содействие иностранным государствам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в борьбе с биологическими угрозами, распространением опасных инфекционных заболеваний;

29) интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала Российской Федерации;

30) активизация сотрудничества в сфере содействия международному развитию, в первую очередь на постсоветском пространстве;

31) осуществление на постсоветском пространстве работы, направленной на формирование взаимовыгодных для России и иностранных государств подходов к участию в деятельности международных организаций, осуществлению экономической взаимопомощи, решению социальных и гуманитарных вопросов, а также вопросов, связанных с развитием новых технологий;

32) расширение сотрудничества с государствами — участниками СНГ в области укрепления биологической безопасности.

Пример

Участие России в миротворческих миссиях ООН, которые проводятся для предотвращения или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан и др. Уникальным и выдающимся примером реализации этого национального приоритета является участие Вооружённых Сил Российской Федерации в боевых действиях против террористических формирований на стороне правительственных войск Сирии.

Таким образом, степень реализации национальных приоритетов, которые мы рассмотрели выше, является одним из главных факторов, влияющих на состояние национальной безопасности.

Другой фактор, от которого зависит состояние национальной безопасности, —эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности, квалификация специалистов, работающих в этих областях; рациональное использование ресурсов — финансовых, человеческих, административных. Важнейшим фактором является законодательная политика, предпринимаемая в этих сферах деятельности, и исполнительская дисциплина. В Стратегии национальной безопасности устанавливается, что реализация стратегических национальных интересов предполагает концентрацию усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества. Для этого необходимы согласованные действия всех элементов системы её обеспечения под руководством Президента страны и при координирующей роли Совета безопасности Российской Федерации.

Резюмируя вышесказанное, нужно отметить, что важно именно сочетание ответов на два основных вопроса:

1) Что? — Какие сферы должны развиваться и каково их содержание для обеспечения состояния защищённости человека, общества и государства в целом?

2) Как? — Каким образом происходит эффективное управление, координация, контроль развития этих важнейших сфер обеспечения национальной безопасности? Несомненно, все факторы тесно взаимосвязаны и во многом зависят друг от друга. Они являются фундаментом обеспечения национальной безопасности, а следовательно, и залогом успешного, устойчивого развития личности, общества, государства.

В качестве примера взаимодействия этих факторов, а также государства, общества, личности в обеспечении безопасности можно рассмотреть историю развития пожарной охраны.

На Руси пожары были издавна одним из самых тяжких бедствий. Из-за постоянных войн выгорали целые города. Быстрому распространению пожаров способствовало и то, что при строительстве домов применялись легко воспламеняемые материалы: древесина, солома и т. д. К тому же дома и постройки стояли очень плотно друг к другу.

Опасным был огонь и при его использовании в быту. Печей не было, огонь разводили в яме прямо в доме, дым выходил наружу через отверстие в крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению, пытались только по возможности спасти имущество и людей.

Пожар прекращался только тогда, когда всё вокруг выгорало.

Только в XVI в. по указу царя Ивана III на Руси создали пожарно-сторо-жевую охрану. Со временем государство устанавливало требования к строительным материалам, используемым при строительстве зданий, совершенствовало пожарную технику, оборудование, способы тушения пожара, разрабатывало правила пожарной безопасности и требовало от каждого гражданина их знания и строгого соблюдения.

Сегодня пожарная охрана — одна из высококвалифицированных, современно оснащённых структур России, которая стоит на страже общества и человека, ликвидируя пожары и их последствия.

На этом примере хорошо видно параллельное совершенствование содержания этой области и механизмов регулирования. О сущности данного взаимодействия можно сказать одним предложением: «Государство устанавливает требования и правила безопасности, создаёт условия для их выполнения, общество их принимает, а человек соблюдает».

Такие примеры можно привести во всех сферах жизнедеятельности современного общества, например транспортной безопасности, информационной безопасности ит. д.

Очевиден факт, что под взаимодействием государства, общества, личности понимаются согласованные по целям, задачам, месту, времени и формам действия для достижения качественного обеспечения их безопасности. Основной целью организации взаимодействия является достижение максимальной эффективности использования собственных сил и средств для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое национальная безопасность?

2. От чего зависит состояние национальной безопасности?

3. Какова стратегия обеспечения национальной безопасности?

4. Национальная безопасность включает в себя разные виды безопасности, отражённые в Конституции Российской Федерации. Найдите эту информацию в статьях Конституции Российской Федерации.

5. Перечислите основные стратегические национальные приоритеты, оказывающие существенное влияние на национальную безопасность.

6. Приведите примеры разных видов безопасности.





Наверх