План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 6
Основные правила безопасного поведения на водоёмах в различное время года



Вы знаете:

Какие правила безопасного поведения следует соблюдать на замёрзшем водоёме.

Вы узнаете:

• Какой лёд считается прочным.

• Как переходить замёрзший водоём.

• Что делать, если вы провалились под лёд.


Человек и его деятельность всегда были связаны с водой. Расселение древних людей по планете происходило в основном по берегам водоёмов. Вода удовлетворяла часть ежедневных жизненных потребностей человека, а рыбная ловля служила средством пропитания. Со временем люди научились строить речные и морские суда, а речные артерии и море стали для них путями в другие регионы. У целых народов, проживавших на берегах различных водоёмов, постепенно формировались правила безопасного поведения при контакте с водной стихией в различных условиях.


БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЗАМЁРЗШИХ ВОДОЁМАХ


По статистике МЧС России, чаще всего среди погибших на зимних водоёмах оказываются дети, которые гуляют вблизи замёрзших водоёмов без присмотра родителей, и рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лёд. Подросткам переходить в одиночку замёрзшие водоёмы не разрешается. Но, конечно, в жизни может возникнуть ситуация, когда это крайне необходимо. Для этого нужно знать правила безопасности.

Запомните! Организация массовой пешей переправы разрешается при толщине льда не менее 15 см.

Напоминаем, что на открытом пространстве, которое не покрыто снегом, лёд всегда прочнее.

Далее вспомним материал учебника для 5 класса.

Лёд обычно более тонок в следующих местах водоёмов:

• в местах, где растут водные растения типа камыша;

• на быстром течении;

• у заболоченных берегов;

• под опорами мостов;

• в местах, где сбрасываются в водоёмы тёплые и горячие воды промышленных и коммунальных предприятий;

• на открытых для ветра местах;

• там, где на поверхность выходят подводные ключи.

Что же надо знать при переходе через замёрзший водоём?



Правила

• Нельзя выходить на лёд в тёмное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

• При переходе через реку следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами.

• При вынужденном переходе водоёма безопаснее всего придерживаться проторённых троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лёд, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

• Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Лучше использовать лыжную палку. Если после первого сильного удара лыжной палкой покажется хоть немного воды, это означает, что лёд тонкий, ходить по нему нельзя.

• Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу.

• При переходе водоёма группой необходимо соблюдать расстояние 5-6 м друг от друга.

• Если есть рюкзак, нужно повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лёд провалится.

Что делать, если вы провалились под лёд?

• Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.

• Широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться в воду с головой.

• По возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечёт вас под лёд.

• Попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лёд выдержал, необходимо медленно откатиться от кромки и ползти к берегу.

• Передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лёд уже проверен на прочность.




Проверяем знания

1. Какой лёд считается безопасным?

2. В каких местах лёд более тонкий?

3. Разработайте предупреждающий плакат, который вы разместили бы около замёрзшего водоёма.

4. Чего нельзя делать, оказавшись на тонком льду? Сформулируйте три правила НЕ.

Проводим исследования

Используя текст параграфа, определите, что нужно знать для того, чтобы составить рекомендации по безопасному поведению на замёрзшем водоёме.

Разделите правила безопасности при переходе по замёрзшему водоёму на две группы: а) можно и нужно делать; б) категорически нельзя делать.

После уроков

Практикуют ли в вашем районе переход по замёрзшему водоёму? Какое предупреждение вы разработаете для таких любителей?





Наверх