План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 9
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде



Вы знаете:

Что такое автономное существование, как выжить в условиях автономии.

Вы узнаете:

• Что такое добровольная и вынужденная автономия.

• Что может быть жилищем в условиях вынужденной автономии.

• Как решать вопрос с обеспечением едой и водой.

• Как подавать сигналы бедствия.


Правильное поведение при автономном существовании во многом зависит от физических качеств, умения владеть собой в непростых и очень сложных ситуациях, а также прочных знаний основ выживания и других факторов.

Как вы уже знаете, автономное существование человека в природной среде может быть добровольным или вынужденным.

При добровольной автономии один человек или группа людей вполне осознанно и добровольно, составив предварительный план, переходят на добровольное существование в безлюдном месте дикой природы.

К вынужденной автономии человека или группу людей принуждают обстоятельства (например, если они заблудились в глухой тайге). Им приходится без необходимых в таких обстоятельствах средств строить себе жильё, добывать пищу и воду.

Для того чтобы выжить в условиях автономного существования, человек должен обладать многими духовными и физическими качествами, о которых мы говорили в предыдущем параграфе.

Запомните! При добровольной автономии все действия участников группы направлены на выполнение поставленных целей, а при вынужденной автономии они борются за возвращение в человеческое общество.


ДОБРОВОЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ


Поставленные цели при существовании в условиях добровольной автономии могут быть разными: туристский поход, обучение начинающих туристов навыкам туризма, изыскания геологической партии и др. Добровольная автономия человека в природе всегда предполагает изучение климатических особенностей на выбранном маршруте, определение перечня снаряжения, серьёзную физическую и психологическую подготовку к сложностям. Самым распространённым видом добровольной автономии является активный туризм, когда туристы не пользуются на маршруте транспортом и переносят довольно объёмистую поклажу на себе.


ВЫНУЖДЕННАЯ АВТОНОМИЯ


Если вы оказались в условиях вынужденной автономии, обдумайте и решение: искать людей или попробовать выжить на месте.

Если ваши активные действия не приводят к продолжению вашего передвижения, не впадайте в панику. Даже небольшое сомнение в успешном решении проблемы может привести к отчаянию.

Если нет возможности сразу выйти к людям, то лучше остаться на месте и соорудить временное убежище, чтобы защититься от непогоды, развести костёр. Такое поведение может облегчить поиски спасателям.

Нужно твёрдо помнить, что главное в такой ситуации — сохранить свою жизнь.


ЧТО МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ВРЕМЕННЫМ ЖИЛИЩЕМ



Временное жилище при автономном существовании зимой (заслон)

Лучше всего построить шалаш, если позволяет время, до наступления темноты.

Можно также соорудить простейшее убежище от ветра и дождя. Для этого из прутьев средней толщины изготавливают раму. Отдельные её части связывают тонкими гибкими прутьями. Для такой операции лучше всего использовать еловые или ивовые прутья.

Ночёвку можно также организовать на подстилке из елового лапника в глубоко вырытой яме.

Холодная ночёвка (ночёвка без костра) требует особого внимания. Ваша главная задача при подборе места для ночлега без костра — максимально надёжно защитить себя от ветра, возможных осадков, воздействия холодной земли. Обязательно укройте голову и руки — они замерзают быстрее всего.

Если вы попали в автономное существование в зимней тайге, где снежный покров очень объёмный, убежище рекомендуется строить в яме около ствола дерева.

Если мороз очень сильный, то лучше всего соорудить в рыхлом снегу снежную хижину. Для этого нагребают большую кучу снега и уплотняют его поверхность. Чтобы снежная куча промёрзла, её поливают водой. После заметного промерзания сверху изымают снег, затем делают стены и купол, вход в хижину. В куполе оставляют небольшое отверстие для дыма от костра, которым обогревают жилище.


КАК ДОБЫТЬ ОГОНЬ БЕЗ СПИЧЕК ИЛИ ЗАЖИГАЛКИ


Значение костра в условиях автономного существования огромно. Иногда это просто вопрос жизни и смерти.

Есть старый проверенный способ добывания огня, но он очень сложный. Чтобы им воспользоваться, необходимы огниво, кремень и трут (щепки, сухой мох, береста, веточки, загодя запасённая обожжённая вата). Огнивом может послужить не очень тяжёлый стальной предмет. Скользящими ударами огнива о кремень высекают искры. Этот процесс необходимо производить так, чтобы искры попали на трут и воспламенили его.

Можно добывать огонь трением. Для этой операции необходимо изготовить лук, сверло и опору. Для изготовления лука используют мёртвый ствол орешника или берёзы (толщина — 2-3 см), для изготовления тетивы — кусок верёвки. Сверло вырезают из сосновой ветки (длина примерно 30 см) толщиной с обычный карандаш. Один конец сверла заостряют. В опоре, очищенной от коры, ножом высверливается отверстие (не более 1-1,5 см) для сверла. Сверло, обёрнутое один раз тетивой, помещается острым концом в отверстие, вокруг которого укладывается трут. Далее, прижимая сверло ладонью левой руки, правой рукой в перчатке интенсивно двигают лук взад и вперёд перпендикулярно опоре. Тлеющий трут раздувают и кладут в растопку.



Добывание огня с помощью увеличительного стекла

Разведение костра инициирует активную деятельность. В условиях автономного существования у костра можно не только обогреться, но и высушить мокрые одежду и обувь, вскипятить воду и подогреть пищу. Кроме того, дым от костра защищает от насекомых.


ЧЕМ ПИТАТЬСЯ В ЛЕСУ


Конечно, в первую очередь — растительной пищей. Издавна человек употребляет лесные ягоды и плоды, орехи, грибы и дикорастущие растения — щавель, черемшу, заячью капусту (кислицу) и другие дары природы. На территории Российской Федерации произрастает большое количество растений, частично или полностью пригодных в пищу. Многие из них можно употреблять в пищу в сыром виде. Конечно, не вся растительная пища столь вкусна и сытна, как животная, но она может в течение долгого времени поддерживать силы заблудившегося в лесу человека. В лесах России произрастает много травянистых растений, кустарников и деревьев, дающих съедобные плоды: брусника, голубика, земляника, жимолость, костяника, малина, морошка, рябина, смородина, черника, черёмуха и др. Съедобны также внутренний слой коры молодых берёз и хвойных деревьев, почки (побеги) сосны, хвоя молодых веточек лиственницы. Можно без опаски употреблять в пищу травянистые растения — черемшу, заячью капусту.

Запомните! При сборе даров природы необходимо соблюдать осторожность. Не все съедобные растения можно запомнить. Но распознавать ядовитые растения, произрастающие в вашем регионе, должен уметь каждый местный житель.

С некоторыми из ядовитых растений и грибов вы, возможно, уже встречались в повседневной жизни.

Не следует употреблять в пищу растения, выделяющие на изломе похожий на молоко сок, подозрительные грибы с резким запахом, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха.


КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ВОДОЙ В ЛЕСУ


Перед употреблением воду следует очистить от примесей и подвергнуть обеззараживанию.

Для очистки воды можно соорудить простейший фильтр из нескольких слоёв ткани. Также можно использовать пустую консервную банку (не ржавую). В днище банки пробивают 3-4 небольших отверстия, а затем заполняют её песком.

Всем известный и самый надёжный способ обеззараживания сырой воды — это кипячение. Если нет подходящей металлической посуды, можно довести воду до кипения, опустив в берестяной короб с водой с помощью толстых сучьев нагретые в костре камни.


ПОДАЧА СИГНАЛОВ БЕДСТВИЯ


Самое надёжное и эффективное средство аварийной сигнализации — это костёр.

Подать сигналы летательному поисковому средству необходимо готовиться заранее. Сухое топливо и растопку складывают на возвышенном месте или просеке. В этом случае пламя и дым костра будут хорошо видны сверху и не останутся незамеченными.

Костёр зажигают, когда отчётливо слышен шум моторов летательного средства. Когда пламя сильно разгорится, в костёр подбрасывают сырую траву и мох. Тогда столб дыма будет очень густой и чёрный, и его наверняка заметят сверху.

Для потерпевших бедствие в безлюдной местности, лишённых аварийных средств подачи сигналов о помощи, придуман ещё один способ подать сигналы бедствия с земли — Международная кодовая таблица сигналов бедствия (см. рис.). Мы о них уже говорили в 6 классе. Следует хорошо их помнить.



Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах — на склонах холмов, больших полянах.

Сигнал можно сделать практически из любых подручных материалов: кусков ткани, камней, лапника, веток деревьев и т. д. Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен.

Каждый знак кодовой таблицы имеет одно-единствен- ное известное пилоту поискового самолёта значение. Выдумывать собственные сигналы не рекомендуется, а если вы вдруг забудете, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.



Проверяем знания

1. Сформулируйте своими словами определение понятия «автономное существование». Сравните с определением, данным в учебнике.

2. Что общего и в чём различия между вынужденным и добровольным автономным существованием?

3. Что такое холодная ночёвка? Какие другие способы организации ночёвки вы знаете? Подготовьте сообщение.

4. Что является главным в условиях вынужденной автономии?

5. Как выживать в условиях вынужденной автономии — чем питаться, где добывать воду?

6. Какие варианты ночёвки в условиях вынужденной автономии вы знаете? Опишите их, сравните с описанием, данным в учебнике.

7. Какие способы добывания огня вы знаете? Опишите их.

8. Как подать сигнал бедствия? Какого размера должен быть сигнал, чтобы его заметили с воздуха?

Проводим исследования

1. Оказавшись в ситуации вынужденной автономии, что вы будете делать в первую очередь — искать еду или воду? Обоснуйте свой ответ.

2. Изучите Международную таблицу сигналов бедствия. Какие сигналы используются чаще всего? Как вы думаете, почему?

3. Представьте, что вы заблудились в лесу. У вас в рюкзаке есть яркий шарф, банка сгущёнки, шоколадка, а также топорик. Как вы используете эти предметы и продукты?

Работаем с источниками

Найдите в Интернете пример вынужденного автономного существования из литературы, фильмов, средств массовой информации. Проанализируйте, как вели себя участники событий. Соответствовало ли их поведение правилам?

После уроков

Вместе со взрослыми изучите окрестности своего региона и выясните, какие местные растения можно использовать в пищу. Подготовьте презентацию.

Попробуйте изготовить простейший фильтр для воды.





Наверх