План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 16
Дорожно-транспортные происшествия и аварийные ситуации



Вы знаете:

• Что число дорожно-транспортных происшествий остаётся большим.

Вы узнаете:

• Что такое дорожно-транспортное происшествие.

• Какие рекомендации помогут избежать ДТП.

• Как должен вести себя водитель, попавший в ДТП.

• Что такое «зацепинг» и в чём его опасность.

• Правила передвижения в метро.


В настоящее время жизнедеятельность человека полностью связана с использованием различных транспортных средств. Рост числа автомобилей соответственно приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от них.

Запомните! На автодорогах, по статистике, ежегодно погибает или получает тяжёлые травмы гораздо большее число людей, чем при авариях и катастрофах на всех других видах транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

В число дорожно-транспортных происшествий входят: столкновение автомашин, наезд на стоящее транспортное средство или препятствие, опрокидывание автомашины, наезд на пешехода, велосипедиста или животное.

В настоящее время специалистами в области безопасности разработаны различные рекомендации по безопасному поведению пассажира в пути. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут возникнуть при поездке на автомобиле.



Правила

Вы как пассажир едете с родителями на личной автомашине на дачу или загородную прогулку. Ещё до начала движения пристегнитесь ремнями безопасности. Если просто накинуть ремень безопасности, это может стать причиной серьёзной травмы. Ваша автомашина сталкивается с другой автомашиной или совершает наезд. Постарайтесь сильно напрячь тело, втянуть голову в плечи. Пока автомашина не остановится, не покидайте её.

Ваша автомашина переворачивается. Нельзя пытаться выпрыгнуть из неё в такой ситуации. Вероятность избежать тяжёлой травмы возрастёт, если находиться внутри до полной остановки транспортного средства.

Ваша автомашина начала гореть. Помните, что транспортное средство сгорает за несколько минут. В такой ситуации нужно действовать быстро, но осознанно: сначала закрыть органы дыхания тканью, затем после остановки автомашины быстро отстегнуть ремень безопасности и покинуть её.




Это интересно

Самые первые из известных чертежей автомобиля принадлежат гениальному итальянскому художнику и изобретателю Леонардо да Винчи (1452-1519). Неизвестно, реализовал ли учёный свой проект. Но то, что Леонардо был прав в своих расчётах, доказали в начале прошлого века учёные из Флоренции. Они сконструировали по его чертежам действующий экземпляр архаичного автомобиля с пружинным двигателем.

Леонардо да Винчи, живший пятьсот лет назад, прозорливо предвидел даже современные эстакады, по которым будут ехать автомобили, не мешая обычным пешеходам двигаться по тротуарам.

В 1770 г. французский инженер М. Ж. Кюньо (1725- 1804) испытал в Париже первую модель автомобиля с паровым двигателем, так называемую малую телегу Кюньо. Машина Кюньо была весьма неудобной в управлении и во время первых же испытаний въехала в стену.

В 1791 г. в Российской империи механик-изобретатель Иван Кулибин (1735-1818) сконструировал «самокатную повозку», которую в движение приводил водитель через педальный механизм.

В 1885-1886 гг. немецкие инженеры Г. Даймлер (1834-1900) и К. Бенц (1844-1929) изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. Через несколько лет Бенц сконструировал первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, а Даймлер — такси и грузовой автомобиль. Благодаря этим изобретениям в конце XIX в. в Германии, Франции и Англии зародилась автомобильная промышленность.

Вы удивитесь, но электромобили — это не новшество наших дней. На самом деле они получили распространение в первой четверти XX в., особенно в США. Теперь, 100 лет спустя, электромобиль вернулся на транспортные магистрали во многих странах мира. Выпуск электромобилей налажен также и в Российской Федерации.



При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил дорожного движения), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.



Правила

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

• принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

• в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном транспортном средстве, а если это невозможно, доставить на своей автомашине в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

• освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъёмки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

• записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.



С 2017 г. на всех автомобилях, производимых в России и ввозимых из-за границы, в обязательном порядке устанавливается так называемая тревожная кнопка — вмонтированный в автомобиль спутниковый сотовый телефон, подключённый к российской спутниковой системе ГЛОНАСС, который при аварии и срабатывании датчиков удара сам передаст сигнал бедствия, отправит в Сеть пакет данных об автомобиле (его координаты и силу удара). После этого оператор свяжется с автомобилем и в случае отсутствия ответа направит спасателей по переданным координатам. Сам водитель или пассажир могут связаться с колл-центром в случае чрезвычайной ситуации — аварии, несчастного случая, нападения, нажав кнопку SOS, расположенную, как правило, на уровне включателей освещения в салоне справа от водителя.

Одно только моментальное оповещение о ДТП позволяет на треть ускорить прибытие спасательных служб, что помогает спасти примерно 4 тыс. жизней в год из почти 17 тыс. По всеохватности и скорости внедрения этой системы Российская Федерация опережает США и страны Европы.

В нашей стране была реализована федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утверждённая Правительством Российской Федерации.

В результате реализации программы было зафиксировано сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 г. на 8 тыс. человек (28,82 %) по сравнению с 2012 г. Это позволило Российской Федерации достичь уровня безопасности дорожного движения, характерного для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и уменьшить социальную остроту проблемы.



Статистика

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются восьмой причиной смерти людей в мире. Травматизм в результате дорожно- транспортных происшествий — первая причина смерти среди детей в возрасте 5-14 лет и молодых людей в возрасте 15-29 лет.

Каждые 24 секунды кто-нибудь погибает на дорогах. 54 % смертельных случаев происходят среди пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

В Российской Федерации число ДТП за последние 5-7 лет снизилось, но в сводках ДПС по-прежнему часто звучат слова о гибели и ранениях людей. Так, в 2021 г. на дорогах страны было зарегистрировано 133 331 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 14 874 и были ранены 167 856 человек.

По данным Всемирной организации здравоохранения и МВД России



Тем не менее ещё рано говорить о полном разрешении проблемы высокой смертности россиян в ДТП. Поэтому в 2018 г. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 гг. Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 г. В качестве целевого ориентира на 2024 г. устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения (в 2019 г. — 12,4 погибших на 100 тыс., что в 2-5 раз выше, чем в странах Европы).

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

• изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения;

• повышение защищённости от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов;

• совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения, включая развитие работ по организации дорожного движения;

• совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;

• совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения;

• развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий.



Это интересно

Первое в мире ДТП зафиксировано 30 мая 1896 г. в Нью-Йорке во время проведения одних из первых в истории автогонок.

Генри Уэллс, находившийся за рулём автомобиля, сбил велосипедистку Эвелин Томас. Эвелин отделалась переломом ноги, а виновника происшествия арестовали и держали под стражей несколько суток.



АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ


Правила поведения в наземном транспорте


Если в салоне общественного транспортного средства (автобус, троллейбус, трамвай) началось возгорание, пассажирам надо сразу же сообщить об этом водителю. Тот обязан остановить транспортное средство и открыть двери для эвакуации. Если водитель в силу обстоятельств не в состоянии сделать этого, используйте рычаги экстренного торможения (в трамвае) и кнопки аварийного открытия дверей, оснащённые специальными указателями и инструкцией.

При эвакуации пассажиры выполняют указания водителя, не допуская паники. Если двери, необходимые для эвакуации, окажутся заблокированными, то, для того чтобы выбраться из салона, необходимо использовать аварийные люки в крыше и выходы через боковые стёкла, в первую очередь — через стёкла, оснащённые указателем «Аварийный выход» (при необходимости можно выбить стёкла специальным молотком, размещённым в пассажирском салоне под соответствующим указателем, либо ногой).

При эвакуации, чтобы защититься от дыма, закрывают рот и нос платком или рукавом одежды.

Выбравшись из горящего транспортного средства, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Если пострадавшим при аварийной ситуации требуется первая помощь, окажите её по мере возможности. При необходимости самостоятельно вызовите службу спасения со стационарного телефона или с мобильного телефона по номерам: 112 — единая служба спасения, 101 — пожарная служба, 103 — скорая медицинская помощь.


«Зацепинг»


В последнее время в Москве и других крупных городах Российской Федерации, где функционирует железнодорожный транспорт, а также есть автобусы, трамваи, троллейбусы, возникла новая острая проблема. Именно на этих видах транспорта широко распространены различные виды «зацепинга» — способа передвижения, заключающего в проезде на поездах метро и иных транспортных средствах с их внешней стороны (на крышах, открытых переходных и тормозных площадках либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве).

Такой вид проезда на общественном транспорте является самым настоящим хулиганством, сопряжён с большой опасностью для жизни и здоровья нарушителей. «Зацепинг» также представляет опасность для пассажиров общественного транспорта, водителей (машинистов) и иных лиц, которые могут существенно пострадать, например при экстренном торможении.

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств».

В ней говорится: «Совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств, наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».


Правила поведения в метро


Те из вас, кто проживает в крупных городах или приезжает к родственникам, на экскурсии и др., для быстрого передвижения по мегаполису спускаются под землю и пользуются метрополитеном (официальный сайт Московского метрополитена).



Правила

• Если багаж тяжёлый, то, ступая на эскалатор, допустимо поставить его на ступеньку выше (при движении вниз) или ниже (при движении вверх). Но за несколько метров до окончания поездки необходимо взять багаж в руки.

• В случае обнаружения бесхозных предметов в вагоне, не трогая их, сообщите машинисту через переговорное устройство.

• Запрещено оставаться в вагоне, если поезд следует в тупик или в депо. Категорически запрещается проникать в подземные туннели метрополитена.

• Во время движения состава, подъезда к остановке и при начале движения от неё следует держаться за поручни, чтобы избежать падения или получения травмы от падающего рядом пассажира, что происходит в результате резкого торможения или набора скорости.

• Ожидая поезда, не следует стоять у края платформы, подходить к дверям вагона до полной его остановки, препятствовать открыванию и закрыванию дверей вагона, спускаться на рельсы, использовать для проезда крышу вагона.

• На платформе может случиться непредвиденная ситуация — из-за потери равновесия или случайного толчка вы можете оказаться на рельсах. В этом случае, если вы не получили серьёзной травмы, встаньте и, не приближаясь к краю платформы, быстро перейдите по ходу поезда к началу платформы. Ваша цель — дойти до чёрно-белой рейки в начале пути и встать за неё. Здесь следует дождаться сотрудника метрополитена, который поможет вам снова выйти на платформу.

• После падения с платформы у вас может появиться серьёзная травма (кровотечение в области головы, повреждение конечностей и т. п.), с которой вы не сможете передвигаться на ногах. Если в конце тоннеля вы увидите поезд, следует лечь в лоток между рельсами головой к приближающемуся поезду. Голову следует пригнуть и не шевелиться. Такая поза необходима, что поезд не зацепил вас за одежду. В таком положении вам необходимо оставаться, пока сотрудники метрополитена не подойдут и не окажут вам помощь.

• Ни в коем случае нельзя пытаться укрыться под платформой или пытаться после полученной травмы самостоятельно выбраться с путей. Помните, что вдоль края платформы проложен контактный рельс под напряжением 825 В. Даже приближение к контактному рельсу смертельно опасно!




Проверяем знания

1. Сформулируйте своё определение понятия «дорожно- транспортное происшествие». Сравните его с определением в учебнике.

2. Составьте таблицу, в которой слева опишите возможные ситуации на дороге, справа — правила поведения в такой ситуации.

3. Какие аргументы вы используете, убеждая «зацепера» оставить это опасное занятие?

4. Выпишите правила поведения в метро, сгруппируйте их по принципу: правила поведения на эскалаторе; на платформе; в поезде.

5. В каких документах зафиксировано отношение государства к правилам безопасности на дороге? Охарактеризуйте эти документы в презентации.

Проводим исследования

1. Представьте, что в вагоне метро возник пожар. Опишите последовательность ваших действий по сохранению своей безопасности. Как вы сможете повлиять на безопасность окружающих?

2. Вы начали переходить улицу, но увидели приближающийся автомобиль с синим маячком и спецсигналом. Вы постараетесь закончить переход или, остановившись на разделительной полосе, пропустите автотранспорт? Обоснуйте свои действия.

Вы вышли из автобуса. Вам нужно перейти на другую сторону улицы, а перехода рядом нет. Опишите свои действия по сохранению личной безопасности.

Работаем с источниками

Какие государственные документы направлены на регулирование безопасности на транспорте? Найдите их в Интернете, проанализируйте, подготовьте презентацию, излагающую суть этих документов.

После уроков

1. Подготовьте плакат, предупреждающий об опасности действий «зацеперов».

2. Разделитесь на группы и подготовьте памятку для пассажира, памятку для водителя на основе текста учебника.





Наверх