План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 17
Безопасность на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте



Вы знаете:

• Как вести себя на различных видах транспорта.

Вы узнаете:

• Почему железнодорожные пути являются объектом повышенной опасности.

• Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.

• Особенности безопасности авиационного транспорта.

• Правила безопасного поведения пассажиров морского транспорта.


В этом параграфе приводятся рекомендации, выполнение которых поможет вам выжить в различных аварийных ситуациях, которые могут случиться при передвижении на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ


Железнодорожные пути являются объектами повышенной опасности. Находясь на них, вы подвергаете свою жизнь риску.



Правила

• Переходить железнодорожные пути можно только в установленных и оборудованных для этого местах, убедившись в отсутствии приближающегося поезда или на разрешающий сигнал переездной сигнализации.

• Для перехода через железнодорожные пути пользуйтесь пешеходными переходами, мостами, тоннелями.

• Двигаясь по пешеходному переходу снимайте наушники и капюшон, они могут помешать вам заметить приближающийся поезд.



В целях сохранения своей жизни никогда и ни при каких обстоятельствах:

• не подлезайте под пассажирские платформы и подвижной состав;

• не прыгайте с пассажирской платформы на пути;

• не проходите по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;

• не поднимайтесь на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений;

• при нахождении на железнодорожной платформе не приближайтесь к её краю, стойте за ограничительной линией. Особенно опасно приближаться к краю платформы на линиях со скоростным движением. Движение поезда типа «Сапсан» сопровождается мощной воздушной волной, которая может затянуть вас под колёса.

Запомните! Любое постороннее вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта незаконно, оно преследуется по закону и влечёт за собой уголовную и административную ответственность. Бросая на рельсы посторонние предметы, камни в проходящие поезда, вы совершаете противоправные действия, которые могут повлечь за собой гибель людей.

Посадка в поезд дальнего следования

• К своему вагону подходите только после полной остановки поезда. При посадке смотрите под ноги: есть опасность попасть в зазор между перроном и вагоном.

• Тяжёлый багаж размещайте на полу. Если поместить тяжёлые вещи наверху, при резкой остановке поезда они могут упасть на вас и других пассажиров и причинить травмы.

Поездка в поезде дальнего следования

• Если вы вышли в тамбур движущего поезда, не открывайте двери. Не останавливайтесь на переходных площадках.

• Не забывайте фиксировать двери купе специальным фиксатором, в каком бы положении они не находились — открытом или закрытом. Незафиксированная дверь может нанести травму при резком толчке.

Пожар в поезде дальнего следования

Смертельную опасность представляет собой пожар в движущемся поезде дальнего следования. Высокая температура и задымление, внезапное отключение света (особенно в ночное время) могут привести к панике.

Если в поезде вы заметили серьёзное возгорание:

• обратитесь к проводнику и сообщите ему об этом факте;

• если не удалось связаться с проводником, остановите состав с помощью стоп-крана;

• при полной остановке поезда немедленно покиньте его.

Аварийная ситуация в поезде дальнего следования

• Во время толчка (удара) сгруппируйте тело и прикройте голову руками во избежание травм;

• при экстренной эвакуации возьмите с собой только документы и самое необходимое;

• при эвакуации пропускайте вперёд инвалидов и пассажиров с маленькими детьми;

• при эвакуации через аварийные выходы на железнодорожные пути обязательно наблюдайте, не приближается ли встречный поезд.


АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ


Крушение воздушного корабля из-за неисправности или ошибки диспетчера очень часто приводит к катастрофе, в которой могут погибнуть все участники полёта — и экипаж, и пассажиры.



Правила

• Поскольку самолёты бывают разных типов, то и расположение запасных выходов и средств безопасности на каждом из них тоже может существенно различаться. Поэтому перед началом полёта внимательно прослушайте объяснения бортпроводника, как пользоваться кислородной маской, и ознакомьтесь с инструкцией о поведении в аварийной ситуации.

• Заранее продумайте, какое фиксированное положение вам следует принять при возможной аварийной ситуации.

• Выполняйте все команды пилотов воздушного судна и стюардесс: когда нужно застегнуть и расстегнуть ремни безопасности и другие распоряжения членов экипажа.

• Если ваш полёт происходит над морем, вам следует запомнить из информации, переданной членами экипажа, о том, какие спасательные плавсредства находятся рядом с вашим креслом.

• В случае возникновения аварийной ситуации наденьте кислородную маску согласно инструкции.

• При аварии на взлёте примите следующую позу: согнитесь и сцепите пальцы рук под коленями. Голову наклоните ближе к коленям. Ноги вытяните. При ударе сгруппируйтесь и напрягите тело. 

• В случае пожара в салоне самолёта не паникуйте, а попробуйте закрыться от пламени одеждой или одеялом, которое выдают стюардессы.

• При вынужденной посадке самолёта старайтесь быстро продвинуться к одному из аварийных выходов. Если в салоне густой дым, передвигайтесь на четвереньках, прикрыв органы дыхания платком.

• Оказавшись за бортом самолёта, окажите по возможности помощь другим в быстрой эвакуации и не оставайтесь вблизи самолёта.



БЕЗОПАСНОСТЬ ПАССАЖИРОВ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДОВ


В 2011 г. затонул пассажирский теплоход «Булгария». Причиной трагедии стал крен при повороте судна, когда при сильном ветре и ливне в открытые иллюминаторы залились тонны воды. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло. Погибли 122 человека, и 79 были спасены.

Кораблекрушения происходят также при столкновениях судов, пожарах и посадках на мель.

Как вести себя при кораблекрушении

• Если на судне объявлена тревога, пассажирам не следует паниковать, а надо выполнять все команды членов экипажа.

• Если объявлена общесудовая тревога, пассажиры обязаны зайти в свою каюту и надеть тёплую одежду, а также индивидуальные спасательные средства (правила их надевания объясняются во время предварительного инструктажа). Дальше следует ожидать новых распоряжений.

• После объявления шлюпочной тревоги ответственные за эвакуацию пассажиров должны вывести их к месту посадки на спасательные средства. Багаж с собой брать воспрещается. Нужно захватить с собой документы, предварительно завернув их в непромокаемый пакет. Посадка в шлюпки производится только по команде представителей администрации судна.

В спасательные шлюпки посадка производится по одному.

В ряде случаев посадка производится на спасательные плоты. На плоты спускаются по штормтрапу или надувному жёлобу. Иногда на спасательный плот можно попасть только после прыжка в воду. В воду прыгают с борта судна ногами вниз. Чтобы не захлебнуться, одной рукой закрывают рот и нос, а другой — крепко обхватывают пояс, чтобы при входе в воду не сорвало спасательный жилет.

Оказавшись на спасательном плоту или в шлюпке, ведите себя спокойно. Не поддавайтесь паническим настроениям и неукоснительно выполняйте указания лидера группы. В таких случаях следует помнить, что спасение близко и помощь скоро придёт.



Исторические факты

31 августа 1986 г. в 13 км от морского порта Новороссийска произошла самая крупная катастрофа на Чёрном море в мирное время. В течение 8 мин затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», который был протаранен грузовым судном. После объявления шлюпочной тревоги для спасения утопающих матросы тонущего корабля успели спустить на воду только одну шлюпку и сбросить 32 надувных плота. Пассажиры, многие из которых не успели надеть спасательные жилеты, прыгали в воду с палуб и вплавь добирались до плотов. Из-за недостатка времени, паники и толкотни многие не смогли выбраться из своих кают на палубы. К спасательной операции было привлечено 64 судна Новороссийского порта, Черноморского флота и Морпогранохраны. Из находившихся на борту «Нахимова» 1243 пассажиров и членов экипажа 423 человека погибли. Остальных удалось спасти.




Проверяем знания

1. Что является зоной опасности на железнодорожном транспорте? Перечислите и обоснуйте.

2. Сформулируйте своими словами правила безопасного поведения во время аварии на железнодорожном транспорте.

3. Кратко сформулируйте правила обеспечения безопасности во время авиаперелётов.

4. Какие плакаты с правилами и в каких местах вы разместили бы на корабле?

5. Чего категорически нельзя делать на железной дороге?

6. Каково главное правило безопасности на авиационном транспорте? Сформулируйте его своими словами.

7. Как производится посадка в шлюпки при аварии на морском (речном) транспорте?

8. Почему железнодорожный транспорт является объектом повышенной опасности? Сформулируйте своими словами.

Проводим исследования

Разделитесь на группы.

Каждая группа готовит контрольные вопросы по выбранной теме. Проводится взаимный опрос. Результаты анализируются.

Проанализируйте, все ли правила вы соблюдаете.

Работаем с источниками

1. Какие документы регулируют безопасность на транспорте? Найдите эти документы в Интернете, подготовьте презентацию.

2. Проанализируйте текст главы. Выберите по три основных понятия, характеризующие безопасность на железнодорожном, авиационном, морском транспорте. Понятия не должны повторяться.

После уроков

1. Подготовьте и проведите дискуссию на тему «Как снизить травматизм на транспорте».

2. В 1912 г. потерпел крушение крупный океанский лайнер «Титаник». Найдите в Интернете информацию об этом событии. Как вы думаете, можно ли было избежать катастрофы? Подготовьте сообщение.




РЕЗЮМЕ

Безопасность на дороге зависит и от пешеходов, и от водителей. И риски также присутствуют у обеих сторон. Снижение количества дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах зависит от участников дорожного движения. Для этого им необходимо неукоснительно соблюдать Правила дорожного движения Российской Федерации.

Время от времени многие из нас отправляются в увлекательные путешествия на железнодорожном, воздушном и морском транспорте. Пользуясь этими видами транспорта, также необходимо неукоснительно следовать правилам безопасности пассажира транспортного средства.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Сформулируйте правила безопасного поведения, которые приемлемы для передвижения на железнодорожном, морском транспорте, во время авиаперелёта.

2. Представьте, что вам надо подготовить лекцию на тему безопасности дорожного движения. Составьте план своего выступления.

3. Проанализируйте правила безопасности на транспорте. Что нового вы узнали?

4. Разделитесь на группы. Каждая группа разрабатывает предупреждающий плакат для передвижения на железнодорожном, авиационном и морском транспорте. Используйте информацию из Интернета.

5. Какими полномочиями наделён регулировщик и как он осуществляет регулирование дорожного движения?

6. Кратко опишите обязанности пешеходов, ориентируясь на содержание учебника.

7. Проанализируйте правила, изложенные в разделе «Обязанности пассажиров». Какая главная мысль заключена в этих правилах?

8. Перечитайте правила безопасности для велосипедистов и разработайте памятку, которую можно разместить на стоянке велосипедов.

9. Опишите обязанности водителя, попавшего в ДТП, ориентируясь на содержание учебника.

10. Почему метро считается одним из опасных видов транспорта? Приведите три аргумента, подтвердив их правилами безопасности.





Наверх