Нередко учащиеся получают травмы при работе со школьным оборудованием. Эти травмы можно получить при проведении практических работ в кабинетах физики, химии и технологии, если, конечно, не соблюдать правила безопасности.
Эти кабинеты, особенно в городских школах, оборудованы специальными рабочими местами, к каждому из которых подведено электричество и газ, около каждого установлены специальные электрические разъёмы и пр. Всем этим можно пользоваться только под наблюдением преподавателя.
Запрещается прикасаться к электрооборудованию, клеммам и проводам, открывать дверцы электро шкафов, включать рубильники, открывать без разрешения газовые горелки, нажимать кнопки, предназначение которых вы не знаете. Особую осторожность следует проявлять в работе с химическими реактивами и препаратами.
На уроках технологии мальчикам приходится пользоваться различными инструментами для выполнения слесарных и столярных работ: молотком, ручной пилой, сверлом, рубанком, лобзиком, отвёрткой, ножом, напильником, рашпилем и др.
Работать с инструментами имеют право только те учащиеся, которые подробно ознакомились с правилами техники безопасности на уроке технологии.
В начале урока технологии учащийся должен предварительно надеть специальную одежду и средства защиты (халат, головной убор, перчатки или рукавицы, защитные очки и т. д.). Для защиты слуха от воздействия шума на уроках технологии используют специальные беруши и наушники.
Напомним некоторые правила безопасного обращения с инструментами для юношей:
• рабочее место перед работой освобождают от всех посторонних предметов;
• режущие поверхности и острые кромки режущих и колющих инструментов должны быть направлены в сторону, противоположную телу;
• заготовку, которую нужно обработать, надёжно закрепляют в тисках или каком-либо другом защитном приспособлении.
Правила безопасной работы для девушек при выполнении операций по технологии обработки ткани:
• иглы и булавки нужно хранить в подушечке или игольнице, а шить обязательно с напёрстком;
• сломанные иглы складывают в специальную ёмкость (коробку);
• ножницы передают, когда у них сомкнуты лезвия;
• на швейную машину не кладут посторонние предметы;
• запрещается близко наклоняться к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
Проверяем знания
1. Составьте перечень уроков и практических занятий, на которых возможно получение травмы. Используйте текст учебника и свои знания.
2. Есть ли в вашей школе специальные знаки, обозначающие места, опасные для жизни и здоровья? Если да, в каких местах они расположены? Составьте перечень этих знаков.
3. С какими рисками связано невыполнение правил безопасного обращения с инструментами для юношей и правил безопасной работы с тканями для девушек?
4. Кто имеет право работать с инструментами на уроках технологии?
Работаем с источниками
Что включают правила техники безопасности для школьников?
Изучите правила, действующие в вашей школе. Обсудите, выполняете вы их или не всегда. С чем связаны нарушения, если они есть?
После уроков
Чтобы во время пребывания в школе не получить травмы вследствие собственной небрежности на переменах, на уроках физкультуры, на занятиях в кабинетах технологии и др., необходимо соблюдать правила безопасности, в том числе правила безопасного обращения с инструментами.
1. Какие правила необходимо соблюдать на перемене, чтобы избежать травматизма?
2. Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать травматизма на уроке и на практических занятиях?
3. Изучите правила внутреннего распорядка, действующие в вашей школе. Какие разделы включают эти правила?
4. Вместе с учителем и одноклассниками разработайте свои правила поведения на уроках, практических занятиях и на перемене.