План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 19
Безопасность на практических занятиях


Нередко учащиеся получают травмы при работе со школьным оборудованием. Эти травмы можно получить при проведении практических работ в кабинетах физики, химии и технологии, если, конечно, не соблюдать правила безопасности.

Эти кабинеты, особенно в городских школах, оборудованы специальными рабочими местами, к каждому из которых подведено электричество и газ, около каждого установлены специальные электрические разъёмы и пр. Всем этим можно пользоваться только под наблюдением преподавателя.

Запрещается прикасаться к электрооборудованию, клеммам и проводам, открывать дверцы электро шкафов, включать рубильники, открывать без разрешения газовые горелки, нажимать кнопки, предназначение которых вы не знаете. Особую осторожность следует проявлять в работе с химическими реактивами и препаратами.

На уроках технологии мальчикам приходится пользоваться различными инструментами для выполнения слесарных и столярных работ: молотком, ручной пилой, сверлом, рубанком, лобзиком, отвёрткой, ножом, напильником, рашпилем и др.

Работать с инструментами имеют право только те учащиеся, которые подробно ознакомились с правилами техники безопасности на уроке технологии.

В начале урока технологии учащийся должен предварительно надеть специальную одежду и средства защиты (халат, головной убор, перчатки или рукавицы, защитные очки и т. д.). Для защиты слуха от воздействия шума на уроках технологии используют специальные беруши и наушники.

Напомним некоторые правила безопасного обращения с инструментами для юношей:

• рабочее место перед работой освобождают от всех посторонних предметов;

• режущие поверхности и острые кромки режущих и колющих инструментов должны быть направлены в сторону, противоположную телу;

• заготовку, которую нужно обработать, надёжно закрепляют в тисках или каком-либо другом защитном приспособлении.

Правила безопасной работы для девушек при выполнении операций по технологии обработки ткани:

• иглы и булавки нужно хранить в подушечке или игольнице, а шить обязательно с напёрстком;

• сломанные иглы складывают в специальную ёмкость (коробку);

• ножницы передают, когда у них сомкнуты лезвия;

• на швейную машину не кладут посторонние предметы;

• запрещается близко наклоняться к движущимся и вращающимся частям швейной машины.



Проверяем знания

1. Составьте перечень уроков и практических занятий, на которых возможно получение травмы. Используйте текст учебника и свои знания.

2. Есть ли в вашей школе специальные знаки, обозначающие места, опасные для жизни и здоровья? Если да, в каких местах они расположены? Составьте перечень этих знаков.

3. С какими рисками связано невыполнение правил безопасного обращения с инструментами для юношей и правил безопасной работы с тканями для девушек?

4. Кто имеет право работать с инструментами на уроках технологии?

Работаем с источниками

Что включают правила техники безопасности для школьников?

Изучите правила, действующие в вашей школе. Обсудите, выполняете вы их или не всегда. С чем связаны нарушения, если они есть?

После уроков




РЕЗЮМЕ

Чтобы во время пребывания в школе не получить травмы вследствие собственной небрежности на переменах, на уроках физкультуры, на занятиях в кабинетах технологии и др., необходимо соблюдать правила безопасности, в том числе правила безопасного обращения с инструментами.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие правила необходимо соблюдать на перемене, чтобы избежать травматизма?

2. Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать травматизма на уроке и на практических занятиях?

3. Изучите правила внутреннего распорядка, действующие в вашей школе. Какие разделы включают эти правила?

4. Вместе с учителем и одноклассниками разработайте свои правила поведения на уроках, практических занятиях и на перемене.





Наверх