План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 22
Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их последствий



Вы знаете:

• Что такое аварийно опасное химическое вещество.

• Каковы признаки воздействия хлора и аммиака.

• Как вести себя в заражённой местности.

• Какими средствами индивидуальной защиты можно пользоваться на заражённой территории.

Вы узнаете:

• Что такое химическая авария.

• Какие процессы могут быть источниками химической опасности.

• Наиболее распространённые АХОВ.

• Правила безопасного поведения при химической атаке.

• Оказание первой помощи и санитарная обработка в химически заражённой местности.


Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) — опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.

Химическая авария — авария на химически опасном объекте (ХОО), сопровождающаяся проливом или выбросом опасных химических веществ, способная привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей природной среды.

К авариям на химически опасных объектах относятся:

• аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ при их производстве, переработке, хранении (захоронении);

• аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

• образование и распространение АХОВ в процессе химической реакции, начавшейся в результате аварии и др.



Выброс газовой смеси на нефтеперерабатывающем заводе


Пролив химически опасных веществ после транспортной аварии

На химически опасных объектах и в санитарно-защитной зоне вокруг них осуществляются наблюдение и контроль за обстановкой с помощью автоматизированных систем.

В санитарно-защитных зонах запрещено строительство жилых зданий, детских и лечебно-оздоровительных учреждений.

В перечень основных мероприятий по защите населения при возникновении химических аварий входят:

• выдача населению индивидуальных средств защиты;

• эвакуация населения из опасной зоны;

• распределение людей по защитным сооружениям (в случае необходимости);

• санобработка людей при выходе из опасной зоны.


ИСТОЧНИКИ ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


В зависимости от характера поражающего действия и наблюдаемых признаков поражения (по степени воздействия на человеческий организм) АХОВ подразделяются следующим образом:

• преимущественно удушающего действия (хлор, фосген, хлорпикрин);

• преимущественно общеядовитого действия (хлорциан, водород цианистый);

• обладающие удушающим и общеядовитым действием (сернистый ангидрид, сероводород) и др.

Основными характеристиками токсических свойств АХОВ являются предельно допустимая концентрация (ПДК) и токсическая доза (пороговая, поражающая, смертельная).

На химически опасных объектах используется более тридцати наименований АХОВ. Наибольшее распространение получили хлор и аммиак, а также сероводород и фосген. Рассмотрим некоторые из них.

Хлор — газ желто-зеленого цвета с резким запахом. Хлор тяжелее воздуха. Применяется на хлопчатобумажных и целлюлозно-бумажных комбинатах, водонапорных станциях. После аварии хлор испаряется и нависает над почвой в виде тумана зеленовато-белого цвета, может скапливаться в углублениях почвы, проникать в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Пары хлора оказывают сильное отравляющее воздействие на органы дыхания, глаза и кожу. Отравление хлором сопровождается резкой болью в груди, сухим кашлем, резью в глазах, слезотечением и одышкой.

Аммиак — бесцветный газ, имеющий сильный запах нашатырного спирта. Применяется на хладо- или мясокомбинатах, нефтеперерабатывающих заводах, предприятиях по производству удобрений. Аммиак легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит. Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резь в глазах и слезотечение, затруднённое дыхание, насморк, кашель.

Фосген — отравляющее вещество удушающего действия. Это бесцветный газ, его наличие в воздухе можно почувствовать лишь по характерному запаху прелого сена или гнилых яблок. Признаки поражения: во рту возникает весьма неприятное ощущение чего-то приторно-сладкого; затем наблюдаются кашель, головокружение, общая слабость. После выхода из заражённой атмосферы признаки отравления быстро проходят. Но спустя примерно 4-6 ч может внезапно наступить резкое ухудшение самочувствия.

Рассмотрим, какие правила следует соблюдать, если вы попали в зону химической аварии.



Правила

• Попав в зону химической аварии, необходимо сразу покинуть помещение.

• Перед выходом наденьте плотную верхнюю одежду. В качестве такой одежды подходит плащ, застёгнутый на все пуговицы. Наденьте резиновые сапоги, на голову наденьте шапочку из плотной материи. Шею укутайте шарфом.

• Рот и нос прикройте ватно-марлевой повязкой (в случае её отсутствия — носовым платком, куском материи). Повязку предварительно смочите водой или раствором питьевой соды (при выбросах хлора) либо лимонной кислоты (при выбросах аммиака). Только надев на себя всё вышеперечисленное, можно выходить на улицу и следовать в место сбора.



Поражение человека АХОВ происходит через органы дыхания, кожный покров, слизистые оболочки, желудочно-кишечный тракт

Покидая квартиру, выключите источники электроэнергии, перекройте газ, затушите горящую печь, возьмите с собой необходимые вещи.

Если вы не знаете, куда надо идти, то зону возможного заражения следует преодолевать в направлении, перпендикулярном движению ветра, соблюдая правила передвижения по заражённой местности.



Правила

При движении по заражённой территории нужно следовать следующим указаниям:

• двигайтесь быстрым шагом, старайтесь не поднимать пыль;

• обходите низменности, тоннели и другие заглублённые места, где возможен застой ядовитых веществ;

• пока не выйдете из зоны заражения, не снимайте ватно-марлевую повязку;

• после выхода из зоны заражения снимите верхнюю одежду, промойте глаза и открытые участки тела чистой водой;

• если у вас есть подозрение на отравление опасными веществами, то обратитесь за помощью к медицинскому персоналу.



Если вам не удалось укрыться в убежище или выйти из зоны заражения, оставайтесь дома. Самостоятельно или совместно со взрослыми загерметизируйте помещение. Для этого следует закрыть окна и двери, дымоходы, вентиляционные отверстия, чтобы не оставалось никаких щелей, в которые могут проникнуть аварийно химически опасные вещества. Входные двери дополнительно завесьте плотной тканью, шерстяными и ватными одеялами. Щели в окнах и стыках рам можно заклеить обычной бумагой или заделать лейкопластырем.

Одновременно защитите органы дыхания с помощью респиратора, ватно-марлевой повязки или другого материала, смоченного содовым раствором. Включите радио и внимательно слушайте объявления штаба ГОЧС о дальнейших действиях.


СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ


Для того чтобы обезопасить население во время химической аварии, прежде всего используют средства индивидуальной защиты (СИЗ) населения от АХОВ.



Респиратор Р-2 и ватно-марлевая повязка

Для взрослых это гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС, ГП-9. Для защиты детей используются противогазы фильтрующие ПДФ-Д, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев — камеры защитные детские КЗД-4, КЗД-6.



1. Противогаз детский фильтрующий школьный ПДФ-2Ш.
2. Противогаз гражданский фильтрующий ГП-7

Решение о выдаче населению средств индивидуальной защиты принимают органы местного самоуправления при возникновении химических аварий и угрозе распространения АХОВ за пределы химически опасного объекта.

Люди, попавшие в зону химической аварии, проходят санитарную обработку. Проводится она на санитарно-обмывочных пунктах (СОП). Может быть частичной или полной. При полной обработке происходит смена белья и одежды.

Те, кто прошёл обработку, надевают одежду, выданную в СОП, или свою, если она не заражена или уже прошла полную обработку. Им выдаются личные вещи, документы. После этого население организованно группами покидает санитарно-обмывочный пункт и отправляется в защитное сооружение или на эвакуационный пункт.

Медицинская помощь пострадавшим оказывается сначала непосредственно в очаге поражения (первая помощь), затем в лечебных учреждениях оказывают квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.

Первая помощь пострадавшему оказывается спасателями, а также самим пострадавшим в порядке само- и взаимопомощи прямо на месте поражения, с использованием табельных и подручных средств. Первая помощь проводится для спасения жизни и здоровья пострадавшего, её суть заключается в прекращения доступа АХОВ внутрь организма. После этого проводится эвакуация пострадавшего из зоны заражения. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана в течение 30 мин после проявления первых признаков отравления. Оказание первой помощи в очаге химического поражения начинается с определения у пострадавшего наличия дыхания и пульса. Если признаки жизни обнаружены, то на пострадавшего надевают противогаз, его голова должна быть приподнятой. После этого нужно провести действия по оказанию первой помощи.



Проверяем знания

1. Объясните своими словами, что такое АХОВ. Приведите примеры.

2. Какие аварии возможны на химически опасных производствах?

3. Составьте таблицу, в которой перечислите наиболее известные АХОВ и их воздействие на живые организмы.

4. Почему ватно-марлевую повязку надо смачивать? Какие растворы для этого подходят?

5. Составьте таблицу из двух колонок, в которой кратко изложите правила, которые надо соблюдать, покидая дом и оставшись дома.

6. Как оповещается население о химической аварии?

7. Какие средства индивидуальной защиты выдаются населению?

8. Какие виды санитарной обработки людей, попавших в зону химической аварии, вы знаете?

Проводим исследования

Используя Интернет, справочную литературу, проанализируйте причины наиболее крупных химических аварий. Сделайте вывод, можно ли предотвратить такие аварии.

Работаем с источниками

Вместе со взрослыми с помощью Интернета найдите информацию о химически опасных предприятиях в вашем регионе. Предложите мероприятия по профилактике химических аварий.

После уроков

Вместе с родителями (взрослыми) изготовьте марлевую повязку. Разработайте инструкцию, в которой, кроме процесса изготовления марлевой повязки, опишите, какие материалы можно использовать, как следует надевать повязку.





Наверх