План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 23
Аварии на взрыв о пожароопасных объектах и защита населения от их последствий



Вы знаете:

• Особенности пожаров в жилом и общественном зданиях.

• Причины пожаров и правила поведения во время возгорания.

• Права и обязанности граждан, способствующие снижению опасностей пожаров.

Вы узнаете:

• Что такое взрыв.

• Какие аварии возможны на пожаровзрывоопасных предприятиях и их последствия.

• Как вести себя при взрывах.


Взрыв — быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся высвобождением значительного количества энергии в ограниченном объёме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. При этом наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей среде.

Пожары и взрывы с тяжёлыми социальными и экономическими потерями происходят преимущественно на взрывопожароопасных объектах, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты.

К авариям на взрывопожароопасных объектах относят:

• взрывы и пожары на объектах переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;

• взрывы и пожары на транспорте;

• взрывы и пожары в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

• взрывы и пожары в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения. Например, происходят взрывы газовых баллонов бытового газа, вследствие которых возникают пожары и гибнут люди.

Пожары во время промышленных аварий приводят к серьёзным разрушениям зданий и сооружений, так как их металлические конструкции деформируются в результате высоких температур, способствующих обрушению балок и перекрытий. Кирпичные составляющие зданий также подвержены деформации от воздействия высоких температур.

Пожары, возникающие при производственных авариях, могут распространяться на весь населённый пункт или город, на окружающие леса. Особенно опасны пожары во время сильных ветров. Пожары на крупных промышленных предприятиях и в населённых пунктах могут быть не только отдельные (в отдельном здании или сооружении), но и массовые (когда отдельные пожары протекают одновременно и охватывают более 25% зданий и сооружений). Массовые пожары при сильном ветре или при других условиях могут слиться в огненный шторм, охватывающий более 90% зданий промышленного предприятия или населённого пункта.

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (принят Государственной Думой 20 июня 1997 г.) установлено, что все опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

- I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

- II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;

- Ill класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;

- IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (специальном перечне такого рода объектов).


СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ


О действиях Государственной противопожарной службы (ГПС) по защите населения вы уже знаете из главы 3. Там же приведены основные правила действий при пожарах.

Добавим к этому несколько рекомендаций, как действовать при массовых пожарах:

• тушить пожар следует с помощью огнетушителя. Также используйте воду, песок, землю, покрывала и т. п. Огнетушащими веществами нужно воздействовать не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность в местах наиболее интенсивного горения;

• если горящая поверхность вертикальная, то водой вначале нужно тушить верхнюю часть поверхности;

• тушение горящих жидкостей лучше всего производить пенообразующими составами, засыпать их песком или землёй. Небольшие очаги горения следует закрывать плотным покрывалом, одеждой и т. п.;

• если на вас вспыхнула одежда, то не делайте попытки сбить огонь на бегу с помощью встречных воздушных потоков — они ещё больше раздуют пламя. В этом случае следует лечь на землю. Перекатываясь с живота на спину и обратно, постарайтесь сбить пламя;

• если нужно помочь человеку покинуть горящее сооружение, обязательно накиньте на него покрывало;

• увидев на улице во время пожара человека, на котором загорелась одежда, для того чтобы ограничить доступ воздуха, накиньте на него покрывало, верхнюю одежду или плотную ткань. Плотно прижмите вашу накидку к телу пострадавшего, чтобы быстро прекратить горение;

• если у пострадавшего имеются ожоги, то с помощью табельных средств наложите повязки и отправьте его с помощью транспорта спасателей в ближайшее медицинское учреждение.

Как вести себя при взрыве

Неожиданный взрыв в здании сопровождается, как правило, вибрацией, механическим ударом, на стенах и потолках расползаются трещины. Нужно помнить, что следствием взрыва обычно бывает разрушение строения. Если вы находитесь в момент взрыва в многоэтажном здании, то времени, чтобы выбраться из него до обрушения кровли и стен, у вас может не оказаться. Поэтому, заметив признаки обрушения, лучше всего в такой ситуации укрыться в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами. В таком месте есть шанс уберечься от падения обломков или зажатия стенами.

При угрозе взрыва ложитесь на живот подальше от окон, дверей и лестниц, прикрывая голову руками, или спрячьтесь под стол

Запомните! Самостоятельно передвигаться в полуразрушенном здании крайне опасно. После обрушения здания следует привлечь криками спасателей и людей и ждать их помощи.

Если вам удалось выбраться из дома самостоятельно до того, как он разрушился, отойдите от него на безопасное расстояние. Специалисты МЧС считают безопасным расстоянием от разрушенного здания расстояние, равное его высоте. Ни в коем случае не возвращайтесь в здание за документами или предметами имущества, как бы они ни были дороги вам и вашим родственникам. Это смертельно опасно.

Как действовать, если вы оказались под обломками разрушенного здания

С помощью обломков досок и кирпичей попробуйте укрепить от обрушения потолок над вами. Если вы ранены, старайтесь меньше двигаться, чтобы уменьшить кровопотерю.

Чтобы преодолеть жажду, положите в рот маленький камешек, предварительно обтерев его от пыли, и сосите его, дыша через нос.

Перемещайте в разные стороны любой металлический предмет, который оказался у вас под руками. Таковыми могут быть ножницы, ключи, металлический рожок для обуви. Тогда спасатели, оснащённые эхопеленгаторами, смогут вас услышать и сообщить кинологам ваше примерное нахождение. Те, в свою очередь, с помощью специально обученных собак смогут определить ваше точное местонахождение и привлекут спасателей для того, чтобы вас извлечь из-под обломков.

Обычно в завале пространство ограниченно, как и ограниченно количество кислорода, которым может дышать оказавшийся в экстренной ситуации. Кислород нужно беречь. Поэтому не зажигайте ни спичек, ни зажигалки, поскольку пламя буквально пожирает кислород, а без него ваше дыхание будет затруднено.



Проверяем знания

1. Что такое взрыв? Дайте своё определение и сравните его с текстом учебника.

2. На каких объектах могут происходить пожары и взрывы?

3. Как вести себя во время пожара? Сравните с правилами, изложенными в главе 3.

4. Как вести себя в случае взрыва?

5. Как вести себя, если вы оказались под обломками здания?

Проводим исследования

Выясните у взрослых, есть ли в вашем регионе пожаровзрывоопасные объекты. С помощью взрослых установите, насколько далеко эти объекты расположены от школы. Исходя из этого определите степень опасности последствий возможной катастрофы.

Как вы думаете, может ли человеческий фактор быть причиной пожаровзрывоопасных ситуаций? Подтвердите свою точку зрения фактами.

Работаем с источниками

Найдите в Интернете Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (принят Государственной Думой 20 июня 1997 г.). Проанализируйте содержание закона и опишите, какие объекты относятся к I, II и III классам опасности. Подготовьте презентацию.

После уроков

Разработайте правила для вашей семьи, которые помогут, на ваш взгляд, избежать пожаровзрывоопасной ситуации. Обсудите их с членами семьи.





Наверх