План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 27
Инженерные сооружения для защиты населения



Вы знаете:

• Для защиты населения от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций разработаны специальные инженерные сооружения.

Вы узнаете:

• Что такое инженерная защита населения.

• Виды защитных сооружений гражданской обороны, их характеристики и предназначение.


Инженерная защита населения — комплекс инженерно-технических мероприятий, которые направлены на защиту населения при прогнозировании или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и на снижение поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Защитное сооружение — инженерное сооружение, используемое для защиты людей и материальных ценностей от аварий и катастроф на промышленных предприятиях или последствий стихийных бедствий, а также во время военных конфликтов для исключения воздействия современных средств поражения.

Запомните! Защитные сооружения в зонах возможного радиоактивного загрязнения и возможного химического заражения содержат в готовности к немедленному приёму укрываемых.

Сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты населения, подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ) и простейшие укрытия.

Убежище — защитное сооружение, в котором в течение определённого времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ.

Убежища подразделяются по защитным свойствам, по месту расположения и вместимости и другим параметрам.



План убежища:
1 — защитно-герметические двери; 2 — шлюзовые камеры; 3 — помещение санитарного узла; 4 — основное помещение для размещения людей; 5 — галерея и оголовок аварийного входа; 6 — фильтровентиляционная камера; 7 — медицинская комната; 8 — кладовая для продуктов (помещения 7 и 8 могут не устраиваться)

Противорадиационное укрытие — защитное сооружение, предназначенное для укрытия населения от поражающего воздействия ионизирующих излучений и для обеспечения его жизнедеятельности в период нахождения в укрытии. Предполагается, что ПРУ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчётного количества укрываемых в течение двух суток.

Противорадиационные укрытия квалифицируются:

• по защитным свойствам;

• по вместимости;

• по обеспечению вентиляцией.



Исторические факты

В 1931 г. была создана Международная организация гражданской обороны (МОГО), призванная обеспечивать защиту гражданского населения в периоды военных конфликтов. В 1966 г. МОГО получила статус международной межправительственной организации.

В наши дни МОГО — единственная межправительственная организация, которая специализируется в области гражданской обороны и защиты на международном уровне. Российская Федерация стала членом МОГО в 1993 г.



Простейшие укрытия — открытые и перекрытые щели, которые защищают от падения обломков разрушенных сооружений и частично от радиоактивных осадков.

Защитные сооружения гражданской обороны бывают малые, рассчитанные до 150 человек, средние — 150-600 человек и большие — 600-5000 человек и более.

Размещаются люди в специально приспособленных помещениях:

• подвальных, цокольных и первых этажах зданий и инженерных сооружений;

• отдельно стоящих заглублённых инженерных сооружений различного назначения;

• сооружений подземного пространства городов (в том числе метрополитенов);

• в горных выработках, пещерах и других естественных подземных полостях.

Населению, укрываемому в защитных сооружениях гражданской обороны по месту жительства, рекомендуется иметь при себе необходимый запас продуктов питания на двое суток.



Проверяем знания

1. Дайте определения понятий «инженерные сооружения», «защитные сооружения». Сравните с текстом учебника.

2. Чем различаются убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия? Кратко охарактеризуйте.

3. Что такое коэффициент защиты ПРУ?

Работаем с источниками

Найдите в Интернете на сайте МЧС России раздел, относящийся к гражданской обороне. Подготовьте сообщение на тему, что такое система гражданской обороны, её задачи.

После уроков

Вместе с одноклассниками и взрослыми узнайте, какие защитные сооружения есть в вашей школе, по месту проживания, по месту работы родителей. Составьте план расположения этих сооружений с указанием адресов и маршрута следования.




РЕЗЮМЕ

Индустриализация современного общества и усложнение технологических процессов производства часто ведут к появлению негативных процессов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций.

Следствием крупных аварий (катастроф) являются взрывы, пожары, в результате чего разрушаются производственные здания, повреждаются техника и оборудование, гибнут люди. В ряде случаев аварии вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также выбросы аварийно опасных химических веществ (АХОВ).

Пожары, взрывы и выбросы токсичных газов, радиационные аварии, гидродинамические аварии приводят к травмам и даже гибели людей, оказывают вредное влияние на окружающую среду, вынуждая проводить эвакуацию населения из опасных зон.

О чрезвычайной ситуации техногенного происхождения население оповещается с помощью сигнала «Внимание всем!». По этому сигналу нужно включить телевизор или радиоприёмник, выслушать информацию и действовать в соответствии с рекомендациями, содержащимися в информационном сообщении.

Инженерная защита населения (укрытие людей в защитных сооружениях) является частью комплекса заблаговременных мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях и ситуациях техногенного характера.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, для чего на уроках ОБЖ изучаются такие «взрослые» темы, как аварии на радиационно и химически опасных предприятиях? Подготовьте доклад на эту тему.

2. Какие знания, полученные на уроках химии, физики, пригодились вам при изучении материала главы?

3. Что такое волна прорыва и почему она представляет наибольшую опасность при неожиданном наводнении? Как вести себя, попав в эту волну?

4. Составьте таблицу, в которой перечислите виды эвакуации и их характеристики в зависимости от чрезвычайных ситуаций.

5. Подготовьте презентацию «Защитные сооружения в моём районе».





Наверх